Дело № 2-4892/11 Р Е Ш Е Н И Е г. Владивосток 09.11.2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: Председательствующего судьи: Ящук С.В., при секретаре: Ускове Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия Администрации <данные изъяты> и возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия Администрации <данные изъяты>, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности на Администрацию <данные изъяты> устранить нарушения федерального законодательства, путем обеспечения наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, а также подъездов к входам в здания ГУЗ <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, а также детского сада №, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <данные изъяты> совместно с начальником ОНД в <данные изъяты> УНД Главного управления МЧС России <данные изъяты> ФИО7 проведена проверка соблюдения администрацией <данные изъяты> требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что отсутствует наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, а также подъездов к входам в здания ГУЗ № №, расположенное по адресу: <адрес>, а также детского сада №, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно устава муниципального дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты> учредителем детского сада является администрация <данные изъяты>. Также администрация <данные изъяты> является учредителем МУЗ <данные изъяты>, что подтверждается уставом организации. Таким образом, администрацией <данные изъяты> нарушаются нормы законодательства о пожарной безопасности, в том числе, в сфере противодействия лесным пожарам. Просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности и возложить на администрацию <данные изъяты> обязанность устранить нарушения федерального законодательства путем обеспечения наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, а также подъездов к входам в здания ГУЗ <данные изъяты>, расположенное по адресу <адрес>, а также детского сада №, расположенного по адресу <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора от исковых требований в части обязания Администрации <данные изъяты> устранить нарушения федерального законодательства, путем обеспечения наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, а также подъездов к входам в здание детского сада №, расположенного по адресу: <адрес>, отказался, пояснив, что все недочеты были устранены и в настоящее время на территории детского садика все работает. В части требований к МУЗ <данные изъяты> пояснил, что акт проверки составлялся, в присутствии дежурного врача МУЗ <данные изъяты> и специалиста пожарной инспекции. Действия Закона ФЗ №294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на прокуратуру не распространяется, прокуратура действует на основании Закона РФ «О прокуратуре», согласно которого прокуратура не должна заранее уведомлять о проведении внеплановой проверки. Обязанность органов местного самоуправления обеспечивать освещение пожарных гидрантов. Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> с исковыми требованиями не согласна, считает, что иск прокуратуры <данные изъяты> удовлетворению не подлежит. В соответствии с положениями статей 3 и 4 ГПК РФ правом на обращение в суд и возбуждение гражданского дела обладают лица, которые обращаются за защитой своих прав, свобод и законных интересов. В исковом заявлении, подаваемом в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурорам помимо общих сведений, предусмотренных ч.1 ст. 134 ГПК РФ. В связи с принятием заявления к производству производство по делу подлежит прекращению в соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 220 ГПК РФ. Что касается предоставленных актов проверки от ДД.ММ.ГГГГ соблюдения требований ППБ 0103 п.27 в ГУЗ <данные изъяты>, то они являются недостоверными и недопустимыми доказательствами, поскольку при проведении проверки и фиксации её результатов допущены нарушения требований ст.ст. 10, 12, 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон) - не соблюдены требования к оформлению решения органа контроля о проведении внеплановой выездной проверки, составленные акты не соответствуют утвержденной форме акта и не имеют необходимых реквизитов. Статьей 10 Закона регламентирована организация и проведение внеплановой проверки, причем пункт 4 данной статьи указывает, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона. Статьей 12 Закона регламентировано проведение выездной проверки. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения (п.4 ст. 12). В соответствии со ст. 14 Закона проверка проведена с нарушениями порядка организации проверки. Кроме того, в соответствии со ст. 16 Закона был нарушен порядок оформления результатов проверки. Согласно письму МУЗ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № представители пожарной инспекции и прокуратуры <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в 23-30 произвели внеплановую проверку территории больницы в части соблюдения требований по обеспечению наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, а также подъездов к входам в здания больницы, но о цели прибытия проверяющие лица сообщили дежурному врачу только в устной форме, без предоставления каких-либо документов на проверку. В судебном заседании представитель 3 лица по доверенности Кирильченко М.В. просил суд исковые требования прокуратуры <данные изъяты> к Администрации <данные изъяты> не удовлетворять, так как считает иск не правомерным. Суд пояснил, что прокуратура не надлежащим образом составила акт проверки, не понятно что исследовалось, уличные фонари, гирлянды уличного освещения или что-то другое. Не исследовался должным образом вопрос о принадлежности дороги и фонарей уличного освещения. МУЗ <данные изъяты> за освещение не платит. ФЗ №294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должен распространяться на действия прокуратуры. Часть документов на землю под <данные изъяты> уже оформлена в собственность, остальная часть оформляется. Дорога исключена из кадастровых паспортов на землю, так как она является дорогой общего пользования, предназначена для проезда маршрутных автобусов и ведет далее к онкологическому центру. Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела и оценивая доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведенного помощником прокурора <данные изъяты> совместно с начальником ОНД в <данные изъяты> и УНД Главного Управления МЧС России <данные изъяты> в МУЗ <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> нарушении п.27 ППБ 0103 отсутствует наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, а также подъездов к входам в здания. Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведенного помощником прокурора <данные изъяты> совместно с начальником ОНД в <данные изъяты> и начальником ОДиАП ОНД <данные изъяты> в МУЗ <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> вдоль проезжей части, проходящей вблизи МУЗ <данные изъяты> расположены 10 уличных фонарей, предназначенных для освещения подъездов к зданиям больницы, а также пожарных гидрантов, которые на момент проверки находятся в нерабочем состоянии, а именно не горят лампочки. 2 уличных фонаря отсутствуют. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела ОНД <данные изъяты> ФИО7 показал, что при проведении проверки присутствовали 2 представителя МУЗ <данные изъяты>. Было установлено, что нет освещения, не работают уличные фонари. Не освещен подъезд к гидрантам. Проверка проводится в нерабочее время, в темное время суток. При проведении проверки посчитали столбы. Было установлено, что территория огорожена, находится под охраной, дорога, которая проходит между корпусами, не освещена. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля главврач МУЗ <данные изъяты> ФИО9 показал, что под больницей земельный участок полностью не оформлен в собственность. Шлагбаум установлен по согласованию с Администрацией <данные изъяты> и Управлением ГИБДД <данные изъяты>, только в целях регулирования движения, а не для того, чтобы кого-то не пускать на территорию больницы. Фонари на плане предназначены для освещения дороги. Пожарные гидранты расположены далеко от фонарей освещения, только один из них, расположенный в районе 1 корпуса больницы, находится в непосредственной близости от фонаря освещения и не освещается. Остальные пожарные гидранты находятся далеко от столбов освещения, рядом с корпусом больницы, освещаются от фонарей, установленных на стенах больницы. Дорога ведущая мимо корпуса детской инфекции к онкологической больнице является муниципальной, по ней ходит маршрутный автобус. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.215 ГУ РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Согласно п.11 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальную собственность входит, в том числе имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения. Согласно статьям 30, 32, 46 Устава города <данные изъяты> администрация <данные изъяты> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, управляет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью. Согласно п. 2.1 Положения об Управлении содержания жилищного фонда и городских территорий, утвержденного постановлением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, основной целью работы Управления является организация технического обслуживания, содержания и ремонта муниципального жилищного фонда, дорожной инфраструктуры, объектов благоустройства, освещения, озеленения и захоронения. В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа. Согласно статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон о пожарной безопасности) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, в числе прочего, относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, а также включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. При этом вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 21 Закона о пожарной безопасности меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. При этом меры пожарной безопасности для населенных пунктов разрабатываются и реализуются органами местного самоуправления. В силу статьи 1 Закона о пожарной безопасности профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. Согласно пункту 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 №313, территории населенных пунктов должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к входам в здания и сооружения. Учитывая пояснения главного врача <данные изъяты>, который пояснил, что один из гидрантов расположен в районе проезжей части, где проходит маршрут автобуса, и как раз в этом месте отсутствует уличный фонарь, суд полагает, что, обязанность по восстановлению освещения подъездов к зданиям МУЗ <данные изъяты>, а также пожарных гидрантов возложена на Администрацию <данные изъяты>. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить. Обязать администрацию <данные изъяты> устранить нарушения федерального законодательства путем обеспечения наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, а также подъездов к входам в здания ГУЗ <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока С.В. Ящук