№ 2-4893/11 Р Е Ш Е Н И Е г. Владивосток 28.09.2011 г. Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего: судьи Ящук С.В. при секретаре: Ченцовой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах ФИО17 к администрации <данные изъяты> об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Представитель истца прокурор <данные изъяты> в обоснование заявленных требований указал, что комиссией по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> (протокол №) ДД.ММ.ГГГГ ФИО17 было отказано во включении в список на внеочередное обеспечение жилой площадью. Данное решение представитель истца считает незаконным по следующим основаниям. Согласно свидетельству о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <данные изъяты>, родителями ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются ФИО10 и ФИО11 В соответствии с решением <данные изъяты> суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и ФИО10 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО17. Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по административному территориальному управлению <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней ФИО17 назначен попечитель ФИО15. Несовершеннолетняя ФИО17 проживает по адресу: <адрес>, собственником указанной квартиры является ФИО15, назначенный опекуном несовершеннолетней ФИО17 Таким образом, ФИО17 зарегистрирована по адресу: <адрес> и не приобрела право на данное жилое помещение. В соответствии со ст.1 Федерального закона №159-фз от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Приморского края №125-КЗ от 14.08.20087 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей, находившихся под опекой (попечительством) на территории Приморского края» ФИО17 в соответствии с указанными законами имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу положений абз.2 п.1 ст.8 Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 г. и п.5 ст.57 ЖК РФ ФИО17 должна быть обеспечена жилой площадью в <данные изъяты>. Считает, что отказ администрации <данные изъяты> в постановке ФИО17 на учет на внеочередное обеспечение жилой площадью противоречит нормам действующего законодательства РФ, нарушает право ФИО17 на жилище, закрепленное ст.40 Конституции РФ. Просит признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об отказе в постановке ФИО17 на учет в качестве нуждающейся во внеочередном представлении жилого помещения; обязать администрацию <данные изъяты> поставить ФИО17 на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включив в список на внеочередное обеспечение жилой площадью. В судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты> на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить иск по доводам и основаниям, изложенным в иске. Истец ФИО17 в судебном заседании с иском согласилась, просила суд удовлетворить иск по доводам и снованиям, изложенным в исковом заявлении и озвученным прокурором в ходе судебного заседания. Представитель ответчика администрации <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ФИО17 имеет прописку на <адрес>, в связи с чем Администрация не имеет оснований для предоставления жилой площади. В иске просит отказать, так как согласно с.1 Закона Приморского края №125-КЗ от 14.08.20087 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей, находившихся под опекой (попечительством) на территории Приморского края» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, дети находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после прекращения опеки (попечительства), окончания пребывания в приемной семье, детском доме семейного типа… однократно обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями в порядке, установленном настоящим Законом. При этом форма закрепления жилого помещения за указанной категорией граждан может быть разной и не обязательно должна выражаться в форме издания компетентным органом правового акта о сохранении права пользования жилым помещением. В данном случае под лицами «не имеющими закрепленного жилого помещения» необходимо понимать лиц, не имеющих право пользования каким-либо жилым помещением. ФИО17 с рождения значится зарегистрированной и проживает по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве собственности её дедушке – ФИО15 В этой квартире зарегистрирован отец ФИО17 - ФИО10 В силу ст.31 ЖК РФ истец является членом семьи собственника ФИО15 и имеет право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником. Данное право ФИО17 приобрела еще до того, как осталась без попечения родителей. Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений установлена решением Думы г. Владивостока от 29.09.2005 г. №94 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.Владивостоке» и составляет 13 кв.м. общей площади на одного человека. Размер общей площади, приходящейся на ФИО17 составляет 14,65 кв.м. (58,9 кв.и. общей площади / 4 человека) то есть более учетной нормы. При указанных обстоятельствах ФИО17 не приобрела права на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с наличием права пользования вышеназванным жилым помещением. Представитель третьего лица территориального отдела опеки и попечительства по административному территориальному управлению <данные изъяты> на стороне истца в судебном заседании заявила, что иск правомерен и просила удовлетворить исковые требования по доводам и снованиям, изложенным в исковом заявлении и озвученным прокурором в ходе судебного заседания. Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела и предоставленные доказательства в их совокупности полагает, исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <данные изъяты>, родителями ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются ФИО10 и ФИО11 Родители ФИО17 - ФИО11 и ФИО10. решением <данные изъяты> суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенным к материалам гражданского дела, лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО17. Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по административному территориальному управлению <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней ФИО17 назначен попечитель ФИО15. Таким образом, в соответствии со ст.1 Федерального закона №159-фз от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО17 является лицом из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В судебном заседании установлено, что ФИО17 в настоящее время проживает по адресу: <адрес>, собственником которого является ФИО15 Территориальный отдел опеки и попечительства департамента образования <данные изъяты> по административному территориальному управлению <данные изъяты> обратился в администрацию <данные изъяты> с ходатайством о постановке на учет на внеочередное обеспечение жилой площадью ФИО17 Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в постановке на учет на внеочередное обеспечение жилой площадью ФИО17 отказано. Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-фз от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм… В силу части 4 ст.49 ЖК РФ гражданам, признанным нуждающимся в установленным порядке в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1.2 Постановления Губернатора Приморского края №98 от 04.03.1998 г. «О социальной поддержке, трудоустройстве и обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» главам муниципальных образований Приморского края рекомендовано обеспечивать благоустроенным жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленной жилой площади, в течение трех месяцев площадью не ниже установленных по Приморскому краю социальных норм. Довод администрации <данные изъяты> о том, что ФИО17 обеспечена жилой площадью в <данные изъяты>, поскольку зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> как член семьи несостоятелен в силу следующего. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия № собственником домовладения по адресу: <адрес> Является ФИО15 Согласно выписке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, ФИО17 зарегистрирована по месту жительства своего опекуна ФИО15, который владеет вышеуказанной квартирой на праве собственности, и соответственно не приобрела право на данное жилое помещение. Согласно ч.4 ст.31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Учитывая данное обстоятельство, по мнению суда в отношении ФИО17 может быть применена норма абзаца второго части 1 статьи 8 Федерального закона РФ №159-фз от 21.12.1996 г. как на лицо, не имеющее закрепленного жилого помещения, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Следовательно, ФИО17 является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора <данные изъяты> в защиту интересов ФИО17 к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным отказа комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) о постановке ФИО17 на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилой площади во внеочередном порядке, являются обоснованными. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление ФИО17 к администрации <данные изъяты> об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить. Признать незаконным отказ комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в постановке ФИО17 на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилой площади во внеочередном порядке. Обязать администрацию <данные изъяты> поставить ФИО17 на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включив в список на внеочередное обеспечение жилой площадью. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока С.В. Ящук