о взыскании невыплаченных сумм районного коэффициента и процентной надбавки за работу



Дело № 2-3751/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2011г. Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

Председательствующего судьи Тарбеевой В.Ю.,

при секретаре Байбародовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевченко ФИО6

к Федеральному бюджетному учреждению «<данные изъяты>

о взыскании невыплаченных сумм районного коэффициента и процентной надбавки за работу в <данные изъяты> на материальную помощь за ДД.ММ.ГГГГ.г. и единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Истица ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику начальнику <данные изъяты>, указав в обосновании своих требований, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она работает в квартирно-эксплуатационном управлении (орган <данные изъяты>), которое находится на финансовом обеспечении ФБУ «<данные изъяты> в должности начальника планово-экономического отдела и на 0,5 ставки по совместительству – главным экономистом планово-экономического отдела, учета КЭУ; в штате 2/245 - управление флота (<данные изъяты> поименована «гражданский персонал». Начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001г. № 90, которым предусмотрено, кроме указанных в прика­зе выплат, «производить иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными зако­нами» и «формировать фонды оплаты труда с учётом иных выплат, предусмотренных соответ­ствующими федеральными законами». Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 05.10.2007 года № 645 «О единовременном де­нежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной служ­бы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» установлено выплачивать вознаграждение гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Феде­рации. она относится к категории «гражданский персонал» на основании штата 2/245 квартирно-эксплуатационного управления флота (Тихоокеанского). Решением Верховного суда РФ от 16.03.2005 г., ВКПИ04-116 уста­новлено, что гражданский персонал органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации относится к гражданскому персоналу отдельных орга­нов федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, ей полагается выплата единовременного денежного вознаграждения за доб­росовестное исполнение (выполнение) должностных (служебных) обязанностей по итогам календар­ного (учебного) года (ЕДВ), установленная Постановлением Правительства от 05.10.2007 года № 645, и Управление финансового обеспечения МО РФ не вправе его не выплачивать. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий опла­ты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняю­щих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» пунктом 4(a) установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работни­ков отдельных органов сверх средств, направленных для выплаты им должностных окладов, преду­сматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчёте на год). Пунктом 4(6) этого же Постановления установлено, что фонды оплаты труда работников от­дельных органов формируются с учётом районного коэффициента и процентной надбавки к зара­ботной плате за работу в южных районах Дальнего Востока. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 издан приказ Ми­нистра Обороны РФ от 02 марта 2001 г. № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда граждан­ского персонала отдельных органов МО РФ». В приказе МО РФ № 90 сказано: п.2...утверждать ежегодно фонд оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ, предусматривая сверх суммы средств, направляемых для выплаты им должностных окла­дов, средства на выплату (в расчёте на год):- ежемесячной надбавки за сложность...; - ежемесячной надбавки за выслугу лет...; - премий по результатам работы...; - материальной помощи - в размере 2-х должностных окладов. г) формировать фонды оплаты труда с учетом: районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, высокогорных рай­онах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определённых нормативными правовыми актами РФ. Материальная помощь входит в ежегодный фонд оплаты труда и, как составная часть еже­годного фонда оплаты труда, формируется с учётом районного коэффициента и процентной надбав­ки за работу в южных районах Дальнего Востока. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.10.1990 г. № 458 и внесённых в него изменений Постановления Правительства РФ от 31.05.1995 г. № 537, Постановления Министерства Труда от 11.09.1995 г. № 49 и Инструкцией о составе фонда заработной платы..., районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на весь фактический заработок, в том числе и на материальную помощь. Однако, Управление финансового обеспечения МО РФ выплати­ло материальную помощь в ДД.ММ.ГГГГ без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу <данные изъяты>. В связи с тем, что права ее ущемлены, просит суд обязать начальника квартирно-эксплуатационного управления и начальника Федерального бюджетного учреждения «<данные изъяты> произвести выплату в ее пользу единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ. исходя из размера фактического оклада на момент производства судебного дела согласно расчёту в сумме <данные изъяты> руб., а также обязать начальника Федерального бюджетного учреждения «ДД.ММ.ГГГГ» произвести выплату районного коэффициента и про­центной надбавки за работу в <данные изъяты> к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ.г. в сумме <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истица заявленные исковые требования уточнила, подтвердила доводы и основания, изложенные в исковом заявлении, указала, что надлежащим ответчиком по ее иску является не начальник КЭУ, а ФБУ «Управление <данные изъяты> просила взыскать районный коэффициент и ДВ процентную надбавку на материальную помощь за ДД.ММ.ГГГГг., а также ЕДВ за ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует повестка с подпись, а так же письменный отзыв, в котором начальник КЭУ указал, что просит рассматривать дело в его отсутствие..

При указанных обстоятельствах суд, с учетом мнения истца, в силу ст. 113-118, 167 ГПК РФ, суд полагает ответчика извещенным о дате слушания дела надлежащим образом и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания единовременного денежного вознаграждения, в части взыскания районного коэффициента и процентной надбавки не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.12 ФЗ РФ «Об обороне», личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Материалами дела установлено, что истица ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в квартирно-эксплуатационном управлении (орган военного управления флота), которое находится на финансовом обеспечении ФБУ ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника планово-экономического отдела и на 0,5 ставки по совместительству – главным экономистом планово-экономического отдела, учета КЭУ; в штате 2/245 - управление флота <данные изъяты> поименована «гражданский персонал».

Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.

Согласно ст.144 ТК РФ, для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п.1 Постановления Правительства РФ от 07.12.1994г. за №1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации внутренних войск и органов внутренних дел», Министру обороны РФ предоставлено право устанавливать гражданскому персоналу Вооруженных Сил с 1 января 1995 г. единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных окладов.

Пунктом 2«В» Постановления Правительства РФ от 05.10.2007 г. № 645 «О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнении) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» установлено, что указанное вознаграждение выплачивается гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Министром обороны <данные изъяты> был издан приказ № 325 «О выплате отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил РФ единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года», которым определено, что ЕДВ за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года выплачивается гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, финансируемых из федерального бюджета, оплата труда которого производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере двух окладов (тарифных ставок).

Таким образом, Министр Обороны РФ, действуя в пределах своих полномочий и прав, делегированных ему постановлениями Правительства РФ от 1994 г. за № 1349 и от 2001 г. № 1027г., на момент издания приказ № 90 от 02.03.2001 г определил категорию гражданского персонала Вооруженных сил РФ, которому надлежит выплачивать единовременно денежное вознаграждение по итогам года, оплата труда которых осуществлялась не на основе Единой тарифной сетки.

Между тем, приказ № 325 «О выплате отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года», в настоящее время утратил силу в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 16.02.2009 г. № 52 в связи с введением новой системы оплаты труда.

Однако, как установлено в судебном заседании истец относятся к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации и, следовательно, при прочих равных условиях труда с работниками иных категорий гражданского персонала установленными в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 1994 года № 1349 и от 2001 г. № 1027г. нарушаются их права на равную оплату за труд равной ценности, предусмотренный ТК РФ, поскольку труд истицы без выплат ЕДВ оплачивается значительно меньше.

Учитывая, что приказом № 90 от 02.03.2001 года регулируются условия и порядок оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, не являющихся государственными служащими, а к указанным работникам относиться гражданский персонал ФБУ «<данные изъяты>, выплата ЕДВ по итогам календарного года, согласно постановления Правительства от 5.10.2007 г. за № 645 положена истцу.

На основании приказа Командующего Краснознаменным ТОФ от 20.12.2010 г. за № 1111, с 01.01.2011г. войсковые части, учреждения и организации Министерства обороны РФ, вне зависимости от их подчиненности, перешли на финансовое обеспечение через территориальные финансовые органы, в частности, ФБУ «<данные изъяты>

Таким образом, суд принимает уточнения исковых требований и полагает, что надлежащим ответчиком по делу является ФБУ «<данные изъяты>

Согласно имеющемуся в материалах дела расчету, представленному истицей, а так же приказам КЭУ по личному составу, должностной оклад Шевченко ФИО7 в должности начальника отдела составляет <данные изъяты> руб.; в должности главного экономиста – <данные изъяты> руб.

Таким образом, ЕДВ за ДД.ММ.ГГГГ г. составляет <данные изъяты> из расчета: ((<данные изъяты>

Таким образом, требование истицы о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам ДД.ММ.ГГГГ (ЕДВ) согласно постановлению Правительства РФ от 05.10.2007 г. № 645 в сумме <данные изъяты> руб. подлежит удовлетворению.

Пунктом 4 (а) Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направленных для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчете на год).

Пунктом 4(б) данного Постановления установлено, что фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока.

Согласно ст. ст. 10,11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачиваются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

Вместе с тем, в соответствии с п. 19 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.1990 года № 2 (в редакции приказа от 11 июля 1991 года № 77) и п.7 Инструкции «О порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока … социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 г. № 255», утвержденной приказом Минтруда РСФСР № 3 от 22.11.1990 г. в состав заработка, на который начисляются надбавки, материальная помощь не включается.

Материальная помощь не является оплатой труда, ее выплата не носит компенсационного или стимулирующего характера, а представляет собой материальную поддержку работника со стороны работодателя. В состав заработной платы материальная помощь не входит.

Учитывая изложенное, у суда отсутствуют законные основания для взыскания истице на материальную помощь за ДД.ММ.ГГГГ г.г. районного коэффициента и дальневосточной надбавки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шевченко ФИО8 удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «<данные изъяты> единовременное денежное вознаграждение за ДД.ММ.ГГГГ год в пользу Шевченко ФИО9 в сумме <данные изъяты> руб.

В остальной части исковые требования Шевченко ФИО10 оставить без удовлетворения.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «<данные изъяты> госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> руб.

Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательном виде, с 06.07.2011 г.

Судья Ленинского суда

г.Владивостока Тарбеева В.Ю.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>