о признании незаконным предостережения
Дело 2-6803/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Кунгурцевой И.В., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> Еремина ФИО8 о признании незаконным предостережения прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, УСТАНОВИЛ: Заявитель обратился в суд с названным заявлением к прокурору <адрес>, указав в обоснование, что отдел опеки и попечительства по административному территориальному управлению <адрес> Владивостокского городского округа обратился в администрацию <адрес> по вопросу дачи согласия на сохранение права пользования муниципальной квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, за несовершеннолетним
ФИО2, оставшимся без попечения родителей. Администрацией
<адрес> дан
ответ о том, что в соответствии со статьей 71 ЖК РФ за временно отсутствующими лицами, проживающими в жилом помещении по договору социального найма, сохраняются без изменения все права и обязанности по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации
<адрес> Еремина СВ. прокурором
<адрес> внесено предостережение о недопустимости нарушения закона. Заявитель полагает, что в данном случае деятельность уполномоченного органа осуществляется не в сфере жилищных правоотношений, регулирование которых осуществляется жилищным законодательством, а в сфере опеки и попечительства. Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству не относится к ведению органов местного самоуправления. В настоящее время основания для расторжения договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу:
<адрес>, отсутствуют. Однако порядок закрепления жилых помещений за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, в настоящее время не установлен. В отсутствие закрепленного жилого помещения дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются государственными органами исполнительной власти жилой площадью. Также в полномочия Управления, начальника Управления не входит закрепление жилых помещений за несовершеннолетними, оставшимся без попечения родителей. Заявитель просит суд признать предостережение прокурора
<адрес> от
ДД.ММ.ГГГГ, внесенное начальнику по учету и распределению жилой площади администрации
<адрес> Еремину С.В., незаконным.
В судебном заседании представитель Еремина С.В. на заявленных требованиях настаивал, дополнив, что дети, которые остались без попечения родителей, которые не имеют закрепленного жилого помещения, должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, территориальный отдел опеки и попечительства должен был обратиться в администрацию <адрес> для постановки несовершеннолетнего на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Помощник прокурора <адрес> в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ территориальный отдел опеки и попечительства по административному территориальному управлению <адрес> Владивостокского городского округа обратился в администрацию <адрес> по вопросу дачи согласия на сохранение права пользования муниципальной квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, за несовершеннолетним ФИО2, оставшимся без попечения родителей. Указанная квартира является муниципальной собственностью. В зависимости от того, закреплено ли жилое помещение за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, по достижению установленного законом возраста и наступлению иных обусловленных данной нормой обстоятельств, определятся дальнейшая обязанность государства по обеспечению такого лица жилым помещением. В отсутствие закрепленного жилого помещения дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти жилой площадью. Порядок закрепления жилых помещений за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, в настоящее время, не установлен. Наличие пробела в праве, регулирующего данный вопрос, не снимает с органов местного самоуправления обязанности по осуществлению правомочий собственника муниципального имущества. Пунктом 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда. Кроме того, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику. Органы опеки и попечительства, которыми являются органы исполнительной власти, не наделены полномочиями по распоряжению муниципальным жилищным фондом и совершению иных действий, вытекающих из правомочий собственника имущества. Таким образом, сама по себе ст. 71 ЖК РФ не гарантирует сохранность жилого помещения за временно отсутствующим ребенком, оставшимся без попечения родителей, и не является основанием для бездействия органов местного самоуправления по принятию соответствующих решений, направленных на закрепление муниципального жилого помещения за несовершеннолетними, в том числе за ФИО2 В тоже время, нельзя признать законными решения органов опеки и попечительства по закреплению муниципальной жилой площади за детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществленному без согласия органов местного самоуправления как собственника муниципального жилого фонда, поскольку фактически органы опеки принимаемыми решениями вторгаются в полномочия собственников. Частью 2 ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, - что в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Поскольку на момент объявления начальнику управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> Еремину СВ. предостережения муниципальное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за несовершеннолетним ФИО2, оставшимся без попечения родителей, закреплено не было, то указанное обстоятельство не исключало возможных фактов злоупотреблений и преступных проявлений со стороны недобросовестных лиц, направленных на лишение права пользования в дальнейшем жилым помещением данного ребенка. В этой связи начальнику управления Еремину СВ. разъяснены возможные последствия в случае проявления бездействия в решении данного вопроса и последствия, которые могут наступить (при наличии к тому оснований, установленных законом) в виде уголовной ответственности виновных должностных лиц по статье 293 УК РФ. Помощник прокурора <адрес> полагала, что предостережение, объявленное ДД.ММ.ГГГГ начальнику управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> Еремину СВ., вынесенное и.о. прокурора города ФИО5 Чернухой, является законным и обоснованным, а заявление начальника управления Еремина СВ. не подлежащим удовлетворению. Представитель администрации <адрес> в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на доводах, изложенных в отзыве и пояснила, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества. Однако в данном случае деятельность уполномоченного органа осуществляется не в сфере жилищных правоотношений, регулирование которых осуществляется жилищным законодательством, а в сфере опеки и попечительства. Решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере опеки и попечительства установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Полагает, что неверно выбрана форма прокурорского реагирования. ДД.ММ.ГГГГ Ереминым С.В. был дан, в котором разъясняется, что издание правовых актов о сохранении права пользования жилыми помещениями за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а равно выдача согласия на закрепление жилых помещений, к компетенции администрации <адрес> не относится. Также резолютивная часть предостережения не содержит указания, что должен сделать Еремин С.В., чтобы в последствие не совершить правонарушения Суд, выслушав участников процесса и оценив предоставленные доказательства, пришел к выводу, что заявление Еремина С.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела опеки и попечительства по административному территориальному управлению <адрес> Владивостокского городского округа ФИО6 обратилась в администрацию <адрес> с просьбой дать согласие на сохранение права пользования муниципальной квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, за несовершеннолетним ФИО2, оставшимся без попечения родителей. На данное обращение ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> дан ответ, согласно которого соответствии со статьей 71 ЖК РФ за временно отсутствующими лицами, проживающими в жилом помещении по договору социального найма, сохраняются без изменения все их права и обязанности по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> ФИО1 прокурором <адрес> внесено предостережение о недопустимости нарушения закона по результатам проведенной проверки по обращению начальника отдела опеки и попечительства по административному территориальному управлению <адрес> Владивостокского городского округа ФИО6 По мнению суда, указанное предостережение является незаконным. В соответствие со ст. 25.1. Федерального закона «О прокуратуре» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В соответствие с п. 1.2 Указания Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Прокурор при проведении надзорной проверки может объявить предостережение лишь при наличии веских задокументированных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение. В связи с тем, что достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях отсутствуют, предостережение, по мнению суда, вынесено незаконно. Кроме того, в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения не относится закрепление жилых помещений за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей. Таким образом, организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству не относится к ведению органов местного самоуправления. Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Администрация <адрес> органом исполнительной власти не является. В отсутствие закрепленного жилого помещения дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью государственными органами исполнительной власти. Таким образом, обязанность по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), возлагается на органы государственной власти, а не местного самоуправления. Аналогичная норма права содержится и в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Вышеуказанные лица обеспечиваются жилыми помещениями в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся (п. 3 ст. 1 Закона ПК от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории <адрес>»). Согласно п. 2 ст. 1 Закона ПК от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления городских (сельских) поселений и городских округов <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» органы местного самоуправления ведут учет малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде <адрес>, а также иных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договорам социального найма в соответствии с федеральным и краевым законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона ПК от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории <адрес>» принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании письменного заявления законного представителя указанных лиц. Если лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то заявление подается им самостоятельно. Таким образом, территориальный отдел опеки и попечительства по административному территориальному управлению <адрес> Владивостокского городского округа согласно действующему законодательству Российской Федерации вправе обратиться в администрацию <адрес> с ходатайством о постановке на учет ФИО2 в качестве нуждающегося в жилом помещении. Функции начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> закреплены в должностной инструкции, в которой отсутствует такое полномочие как закрепление жилых помещений за несовершеннолетними, оставшимся без попечения родителей. Напротив, осуществление функций, не предусмотренных должностной инструкцией, может повлечь ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) указанного должностного лица. Поскольку к функциям начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> не относится разрешение вопросов по сохранению права пользования муниципальной квартирой за несовершеннолетними, оставшимся без попечения родителей, достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность, в оспариваемом предостережении не приведено, как не приведены и веские задокументированные основания, связанные с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение, суд считает предостережение прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ Признать предостережение прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальнику управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> Еремина ФИО9, незаконным. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Владивостока. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока И.В.Кунгурцева