о взыскании задолженности по заработной плате



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд <адрес> края в составе

председательствующего судьи Е.Н.Круковской,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» (далее ФКУ «УФО МО по ПК») о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что он работает в должности главного инженера отдела (восстановления технической готовности) технического управления Тихоокеанского флота, которое находится на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>». Приказом начальника технического управления ТОФ от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 36 календарных дней, начислена и выплачена средняя заработная плата (отпускные) в размере 22277,88 руб., без учета материальной помощи, ЕДВ и премий по приказам МО РФ г. и <адрес>, что в соответствии с порядком и условиями оплаты труда гражданского персонала управления ТОФ, определенными постановлением Правительства Российской Федерации «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» от ДД.ММ.ГГГГ ; и изданным в его исполнении приказом Министра Обороны Российской Федерации «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ , положений Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», приказа Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты за лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ст. 139 ТК РФ, выплаченная ему материальная помощь, ЕДВ и премия подлежат включению в средний заработок. С учетом всех выплат средняя заработная плата за расчетный для оплаты отпуска период составляет 60406,52 руб., разница в выплате составляет 38128,64 руб., которую истец просит взыскать с ответчика.

Истец в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ФБУ «УФО МО по ПК» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. По существу указал, что премии, выплачиваемые на основании приказа Министра обороны РФ 2010 г. , действующей системой оплаты труда работников органов военного управления не предусмотрены, являются дополнительными и не носят обязательный характе<адрес> этих премий в расчеты фондов оплаты труда гражданского персонала отдельных органов не включаются, доводятся указаниями вышестоящих центральных органов военного управления. Производство указанных выплат не определено трудовым договором работника. Прекращение включения премий, выплаченных на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в состав учитываемых выплат при определении среднего заработка стало возможным по причине поступления в адрес Управления финансового обеспечения МО РФ по ПК письма Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым, указанные премии не включаются в расчет среднего дневного заработка, поскольку, они были выплачены по отдельным решениям Министра обороны РФ.

В соответствии с п.1 ст.35, п.1 ст.48 и п.1 ст.167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им

процессуальными правами, обязанность обеспечить участие своего представителя в судебном заседании лежит на ответчиках, поэтому неявка представителя не лишает суд права рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Кроме этого, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является волеизъявлением этого лица, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (БВС , 2005).

В силу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки.

При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, истец работает в должности главного инженера отдела (восстановления технической готовности) технического управления Тихоокеанского флота.

Отдел (восстановления технической готовности) технического управления Тихоокеанского флота находится на финансовом довольствии в ФКУ «УФО МО по ПК».

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в Отделе (восстановления технической готовности) технического управления Тихоокеанского флота начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

ФИО1 были выплачены премии в октябре 2010г., декабре 2010г., июне 2011г. и августе 2011г., что подтверждается справками о доходах и расчетными листами за 2010-2011г.г., и не оспариваются ответчиком.

Приказом начальника ТУ ТОФ от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 36 календарных дней, начислена и выплачена средняя заработная плата (отпускные) в размере 22277,88 руб.

Согласно представленным расчетам, истцу были начислены денежные средства для оплаты отпуска на основании среднего дневного заработка. При этом, ФКУ «УФО МО по ПК» при исчислении среднего дневного заработка не включило выплаченные премии, ЕДВ и материальную помощь.

Однако, отказ во включении премии, ЕДВ и материальной помощи в расчет среднего заработка при предоставлении отпуска, по мнению суда не состоятелен в силу следующего.

Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с п.2,3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.

В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений. Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.

На основании ст. 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на ежемесячное получение денежного довольствия в установленных размерах, которое состоит из месячных окладов по воинской должности и воинскому званию, месячных и иных дополнительных выплат, а порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ.

Согласно п.9 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», кроме предусмотренных в нем выплат, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.

Так, п.1 приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ. Премии по результатам службы выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях флота (отдельных органов флота), сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны (п.2).

Данный вывод суда основывается также на вышеуказанных выписках из приказов командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных выплатах личному составу Тихоокеанского флота», от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных выплатах личному составу Тихоокеанского флота» и от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных выплатах личному составу Тихоокеанского флота», которыми истцу назначены премии, не включенные в расчет среднего дневного заработка, согласно которым премии выплачены за счет экономии денежных средств, выделенных Тихоокеанскому флоту на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала.

Вышеуказанным Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п.1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание (п.11).

Таким образом, премии предусмотренные приказом МО РФ , установлены системой оплаты труда работников органов военного управления, поскольку формируются за счет экономии бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Кроме того, данные премии относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя. Данная премия, предусмотренная приказом МО РФ , не является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра Обороны РФ. Приказ МО РФ распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей ВС РФ и касается неопределенного круга лиц. Кроме того, пункт 1 приказа МО РФ предусматривает производство дополнительной выплаты ежеквартально.

Ссылка ответчика на письмо Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельна, поскольку указанный документ носит рекомендательный характер.

Согласно расчета, представленного истцом, проверенного судом и признанного верным, в связи с не включением в расчет среднего заработка истца при предоставлении ей отпуска премии, ФИО1 недополучил отпускные в размере 38128,64 руб.

В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ФКУ «УФО МО по ПК» в пользу ФИО1 38128,64 руб.

Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, от оплаты которой истец освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» о взыскании задолженности по заработной плате – удовлетворить.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» в пользу ФИО1 сумму задолженности по заработной плате в размере 38128,64 рублей.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» государственную пошлину в местный бюджет в сумме 1343,86 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинским районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Е.Н.Круковская