о возложении обязанности



Дело № 2-357/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владивосток 08 февраля 2012 года

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Е.Н.Круковской,

при секретаре К.В.Гнедаш,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес> о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование заявленных требований указав, что в октябре 2011г. прокуратурой <адрес> совместно с представителями МБДОУ «Детский са<адрес> комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>», МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>», МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» проведено обследование территорий детских садов, в результате чего выявлено отсутствие на детских площадках теневых навесов. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. Навесы для детей младенческого и раннего возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольной организации и использовать как веранды для организации прогулок или сна, при этом они не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность. МБДОУ «Детский са<адрес> комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>», МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>», МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» являются муниципальными бюджетными учреждениями, собственником которого является муниципальное образование, которое несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. На бюджетное учреждение возложена обязанность по содержанию недвижимого имущества за счет средств бюджета муниципального образования. В свою очередь обязанность по обустройству прилегающей территории возложена на органы местного самоуправления. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. В образовательных учреждениях независимо от организационно – правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства. Неисполнение администрацией <адрес> обязанности по обустройству теневыми навесами территории дошкольного учреждения, влечет нарушения прав неопределенного круга лиц малолетних детей на охрану здоровья в период их воспитания, обучения, развития. В связи с тем, что места в муниципальные дошкольные учреждения предоставляются детям в течение всего календарного года, эксплуатация теневых навесов осуществляется постоянно, неограниченное количество лет, то установить круг лиц, из числа малолетних, чьи права нарушаются, не представляется возможным. Истец просит обязать администрацию <адрес> установить на детских площадках МБДОУ «Детский са<адрес> комбинированного вида <адрес>» по адресу: <адрес> «в», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» по адресу: <адрес>, МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>» по адресу: <адрес> «д», МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>» по адресу: <адрес> «г», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» по адресу: <адрес>, теневые навесы, соответствующие требованиям п. 3.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Также истец просил взыскать с администрации <адрес> государственную пошлину в размере 200 рублей.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Кравченко К.А. уточнила заявленные требования, просила обязать администрацию <адрес> установить в соответствии с проектной документацией на территории МБДОУ«Детский са<адрес> общеобразовательного вида <адрес>» 5 теневых навесов; на территории МБДОУ «Детский са<адрес> комбинированного вида <адрес>» 2 теневых навеса, а также произвести ремонт половых настилов и кровли 2 имеющихся теневых навесов; на территории МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» 6 теневых навесов и восстановить половые настилы на 7 имеющихся теневых навесах; на территории МБДОУ «Детский са<адрес> общеобразовательного вида <адрес>» 3 теневых навесов и восстановить кровлю и половой настил 1 имеющегося теневого навеса; а также восстановить кровельное покрытие 4 теневых навесов и восстановить боковые стены и кровельное покрытие 3 теневых навесов, расположенных на детских площадках МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>», в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. ( л.д.177 т.1).

Представитель администрации <адрес> иск не признала, представила письменный отзыв на иск, в котором указал, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В материалах дела отсутствуют доказательства наличия обращений в органы прокуратуры о фактах нарушения законодательства. Учредитель юридического лица или собственник имущества не отвечают по обязательствам юридического лица. Детский сад отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Ответственность учредителя по обязательствам учрежденного им юридического лица не предусмотрена. Формирование муниципального заказа состоит из подготовки сводного плана муниципального заказа и подготовки графика размещения муниципального заказа. Сводный план муниципального заказа администрации <адрес> формируется на основании планов размещения муниципальных заказов на очередной финансовый год. Данные планы должны быть подготовлены по форме в течение 10 рабочих дней после утверждения Думой <адрес> бюджета на очередной финансовый год. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Муниципальные бюджетные учреждения <адрес>, являются самостоятельными муниципальными заказчиками, осуществляющими размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в порядке, установленном действующим законодательством. Детский сад вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Доходы, полученные от такой деятельности поступают в самостоятельное распоряжение Детского сада и принадлежат ему на праве оперативного управления. Детский сад вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. администрация <адрес> считает себя ненадлежащим ответчиком. В удовлетворении иска просят отказать.

Представитель третьего лица МБДОУ «Детский са<адрес> комбинированного вида <адрес>» Афанасьева Л.П. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель третьего лица МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» Кравцова А.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель третьего лица МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>» Кочина Л.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель третьего лица МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>» Карпенюк В.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель третьего лица МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» Симонович Л.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

Право каждого на образование гарантировано ст. 43 Конституции Российской Федерации.

Наряду с воспитанием родителей своих малолетние несовершеннолетние дети получают образование в общеобразовательных дошкольных учреждениях.

Мероприятия по воспитанию детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений регулируются Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании" во взаимодействии с другим законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом споре прокурор выступает в защиту законных прав и интересов неопределенного круга несовершеннолетних граждан, в защиту принадлежащего им права на охрану здоровья.

В судебном заседании установлено, что в октябре 2011г. прокуратурой <адрес> проведено обследование территорий детских садов МБДОУ «Детский са<адрес> комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>», МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>», МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>».

Согласно имеющимся в материалах дела актов от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки установлено, что на территории дошкольного учреждения МБДОУ «Детский са<адрес> комбинированного вида <адрес>» на 2 детских площадках отсутствуют теневые навесы, на 4 детских площадках теневые навесы находятся в неудовлетворительном техническом состоянии; на 7 детских площадках МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» отсутствуют теневые навесы; на 4 детских площадках МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>» отсутствуют теневые навесы; на территории МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>» отсутствуют теневые навесы на 5 детских площадках; на территории МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» отсутствуют теневые навесы на 6 детских площадках.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" установлены требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, в том числе соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения; наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил.

Согласно п.3.9 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 м? на одного ребенка.

Навесы для детей младенческого и раннего возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольной организации и использовать как веранды для организации прогулок или сна, но они не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено доказательств подтверждающих обустройство каждой групповой площадки теневым навесом, площадью из расчета не менее 2 м? на одного ребенка.

Суд признает состоятельным довод представителя истца о том, что МБДОУ «Детский са<адрес> комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>», МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>», МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» являются муниципальными учреждениями, обязанность по содержанию недвижимого имущества осуществляется за счет средств муниципального бюджета.

В соответствии с имеющимися в материалах дела лицензиями на право ведения образовательной деятельности, МБДОУ «Детский са<адрес> комбинированного вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>», МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>», МБДОУ «Детский са<адрес> общеразвивающего вида <адрес>», МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» являются муниципальными бюджетными учреждениями.

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, отвечающее по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Правовое положение формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоммерческих организациях" (ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В соответствии со ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В соотвествии со ст.ст. 30, 32, 46 Устава <адрес> администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, управляет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего имущества.

Устройство теневых навесов на групповых площадках производится на прилегающей территории, обустройство которой в соответствии со ст. 31 ФЗ «Об образовании» относится к компетенции органов местного самоуправления.

Из анализа названных норм следует, что бюджетные общеобразовательные дошкольные учреждения обязаны содержать недвижимое и иное ценное движимое имущество за счет средств бюджета муниципального образования. Образовательное учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за этим учреждением имущества.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о возложении обязанности на администрацию <адрес>, а именно: обязать администрацию <адрес> установить в соответствии с проектной документацией и требованиями п. 3.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, на территории МБДОУ«Детский са<адрес> общеобразовательного вида <адрес>» по адресу: <адрес> «г», 5 теневых навесов; на территории МБДОУ «Детский са<адрес> комбинированного вида <адрес>» по адресу: <адрес> «в», 2 теневых навеса, а также произвести ремонт половых настилов и кровли 2 имеющихся теневых навесов; на территории МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» по адресу: <адрес>, 6 теневых навесов и восстановить половые настилы на 7 имеющихся теневых навесах; на территории МБДОУ «Детский са<адрес> общеобразовательного вида <адрес>» по адресу: <адрес> «д», 3 теневых навесов и восстановить кровлю и половой настил 1 имеющегося теневого навеса; а также восстановить кровельное покрытие 4 теневых навесов и восстановить боковые стены и кровельное покрытие 3 теневых навесов, расположенных на детских площадках МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» по адресу: <адрес>, поскольку данные мероприятия по обустройству прилегающей территории, в том числе оборудование прилегающей детской площадки относится к компетенции органов местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования прокурора <адрес> к администрации <адрес> о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить пять теневых навесов в соответствии с проектной документацией на территории МБДОУ «Детский са<адрес> общеобразовательного вида <адрес>» по адресу: <адрес> «г».

Обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить на территории МБДОУ «Детский са<адрес> комбинированного вида <адрес>» 2 теневых навеса, а также произвести ремонт половых настилов и кровли 2 имеющихся теневых навесов, по адресу: <адрес> «в».

Обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить на территории МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>» 6 теневых навесов и восстановить половые настилы на 7 имеющихся теневых навесах, по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить на территории МБДОУ «Детский са<адрес> общеобразовательного вида <адрес>» 3 теневых навеса и восстановить кровлю и половой настил 1 имеющегося теневого навеса, по адресу: <адрес>«д».

Обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить кровельное покрытие 4 теневых навесов и восстановить боковые стены и кровельное покрытие 3 теневых навесов, расположенных на детских площадках МБДОУ «Центр развития ребенка – детский са<адрес>», по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинским районный суд г.Владивостока в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Е.Н.Круковская