о признании незаконным решения органа местного самоуправления



Дело № 2-6880/11

Мотивированное решение

составлено 27.12.2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.12.2011 г. Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судья Зайцевой О.А.

при секретаре Мочаловой Е.О.

с участием представителя заявителей Сухоруковой О.С., представителя администрации <адрес> и Управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> Горового С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Овчаровой ФИО18, Сухоруковой ФИО19, Токаревой ФИО20, Черепкова ФИО21, Ильницкого ФИО22, Ильницкой ФИО23, Дворцовой ФИО24 к Администраци <адрес>, Управлению градостроительства и архитектуры администрации <адрес> о признании незаконным решения органа местного самоуправления

УСТАНОВИЛ:

Заявители обратились в суд с вышеназванными заявлениями, указав в обоснование заявленных требований, что они обратились в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> с заявлениями о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, в аренду для ведения дачного хозяйства. На основании решения <данные изъяты> районного суда <адрес>, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> направил обращение об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в адрес Администрации <адрес>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> отказала им в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Причиной отказа послужил довод о том, что направленное Департаментом в адрес администрации <адрес> обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти. С указанным решением органа местного самоуправления они не согласны, считают решение незаконным, нарушающим их права на предоставление земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ. Просят суд признать незаконным решение, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, в районе <адрес>; обязать Администрацию <адрес>, Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, в районе в районе <адрес>, в аренду для ведения дачного хозяйства путем издания соответствующего распоряжения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по вышеуказанным заявлениям были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Представитель заявителей в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в заявлениях. Дополнительно пояснила, что обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе заявителям были на рассмотрении в УГА администрации <адрес> и по некоторым земельным участкам схемы были утверждены.

Представитель администрации <адрес> и УГА администрации <адрес> в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, указав, что направленное Департаментом в адрес администрации <адрес> письмо не содержит волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории. В перечень документов, необходимых для получения муниципальной услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», входит заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, а не обращение для принятия решения в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (садоводство и ведение дачного хозяйства). Т.о. указное сопроводительное письмо не может являться обращением исполнительного органа государственной власти об утверждении схем по смыслу п.4 ст.34 ЗК РФ. При предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства нормы ст. 34 ЗК РФ применению не подлежат. Земельный участок, испрашиваемый заявителями располагается в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), ведение дачного хозяйства в данное зоне не предусмотрено. С момента обращения заявителя в уполномоченный орган возникли правоотношения по рассмотрению заявки, а не право заявителя на испрашиваемый земельный участок. В письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщается о возврате документов, а не об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Поэтому администрация <адрес> в лице УГА администрации <адрес> не может быть обязана к утверждению схемы расположения земельного участка.

Овчарова Д.А., Сухорукова А.И., Токарева В.В., Черепков В.А., Ильницкий А.Я., Ильницкая А.В., Дворцова Н.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд принимает решение о рассмотрении дела по существу в отсутствии заявителей.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 28 ч.2, ст.34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в аренду для целей не связанных со строительством.

В соответствии с ч. 2,3 ст. 34 Земельного кодекса РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

П.1 ст.11 Закона ПК «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» указывает, что «граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган исполнительной власти Приморского края».

В Приморском крае таким органом является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>.

При этом, согласно ст.34 Земельного кодекса РФ утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется органом местного самоуправления на основании обращения исполнительного органа государственной власти.

Согласно ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В судебном заседании было установлено, что Овчарова Д.А., Сухорукова А.И., Токарева В.В., Черепков В.А., Ильницкий А.Я., Ильницкая А.В., Дворцова Н.Ю. обратились в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК с заявлением о предоставлении им в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., в связи с чем, заявителями выполнены требования ст.34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ и во исполнение вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решения Первореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было направлено обращение в администрацию <адрес> об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> был дан ответ Овчаровой Д.А., Сухоруковой А.И., Токаревой В.В., Черепкову В.А., Ильницкому А.Я., Ильницкой А.В., Дворцовой Н.Ю., в соответствии с которым в утверждении схемы земельного участка, расположенного в районе в районе <адрес>, отказано со ссылкой на то, что обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти (л.д.11-14).

Суд полагает, что ссылка администрации <адрес> на то, что обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти, необоснованна, поскольку такое основание для отказа нормативными актами, регулирующими земельные отношения, не установлено.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Регламент предоставления Администрацией <адрес> услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», который определяет сроки и последовательность действий при предоставлении указанной услуги.

В соответствии с п.2.3 Регламента результатом предоставления услуги является:

-издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

-отказ в предоставлении услуги.

В соответствии с п.2.8 Регламента предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении услуги:

-в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и месторасположение, испрашиваемое право на землю;

-несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.

Таким образом, в Регламенте предоставления Администрацией <адрес> услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» отсутствует такое основание для отказа в предоставлении данной услуги, как отсутствие в заявлении волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.

При рассмотрении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка заявителям уполномоченным органом местного самоуправления не учитывались правила, установленные ст. 28 Земельного кодекса РФ, которой закрепляется перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Статья носит исчерпывающий характер и расширенному толкованию не подлежит.

Согласно ч.1 ст. 34 Земельного кодекса РФ обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления является обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их ведении, на принципах эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, а также не допускается установление приоритетов и особых условий.

Таким образом, в соответствии с ч.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ в обязанность органа местного самоуправления входит выдача лицам, обратившимся с заявлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, и не поставлена в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия волеизъявления исполнительного органа государственной власти.

При этом, суд учитывает, что Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> направляет в администрацию <адрес> только обращение, которое в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, подлежит рассмотрению в течение месяца. Именно такой срок установлен законодателем, для предоставления заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на утверждение.

При указанных обстоятельствах, действия Администрации <адрес>, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по вышеуказанным основаниям противоречат закону и нарушают права Овчаровой Д.А., Сухоруковой А.И., Токаревой В.В., Черепкову В.А., Ильницкому А.Я., Ильницкой А.В., Дворцовой Н.Ю. на оформление земельного участка.

Согласно ч. 3 ст. 258 ГПК РФ, решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

В силу ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного <адрес> в <адрес> для ведения дачного хозяйства является незаконным.

При этом, суд учитывает, что иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков администрацией <адрес> не в своем решении, не в судебном заседании не приведено, а довод о расположении земельных участков в зоне Ж-1 не может быть основанием для отказа в утверждении схем, поскольку вопрос о возможности предоставления земельных участков будет предметом рассмотрения Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>, в связи с чем, суд полагает необходимым, возложить на Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> обязанность утвердить и выдать Овчаровой Д.А., Сухоруковой А.И., Токаревой В.В., Черепкову В.А., Ильницкому А.Я., Ильницкой А.В., Дворцовой Н.Ю. схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных в районе <адрес> в <адрес> для ведения дачного хозяйства в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Овчаровой ФИО25, Сухоруковой ФИО26, Токаревой ФИО27, Черепкова ФИО28, Ильницкого ФИО29, Ильницкой ФИО30, Дворцовой ФИО31 к Администрации <адрес>, Управлению градостроительства и архитектуры администрации <адрес> о признании незаконным решения органа местного самоуправления – удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схем расположения земельных участков ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> и Администрацию <адрес> утвердить и выдать Овчаровой ФИО32 схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе в районе <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> и Администрацию <адрес> утвердить и выдать Сухоруковой ФИО33 схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе в районе <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> и Администрацию <адрес> утвердить и выдать Токаревой ФИО34 схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе в районе <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> и Администрацию <адрес> утвердить и выдать Черепкову ФИО35 схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе в районе <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> и Администрацию <адрес> утвердить и выдать Ильницкому ФИО36 схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе в районе <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> и Администрацию <адрес> утвердить и выдать Ильницкой ФИО37 схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе в районе <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> и Администрацию <адрес> утвердить и выдать Дворцовой ФИО38 схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе в районе <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока О.А. Зайцева