о возложении обязанности по проведению капитального ремонта дома



Дело № 2-6372/11 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05.12.2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Мочаловой Е.О.

с участием представителя истца Козачук Д.А., представителя ответчика Дехтярь Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Табачко ФИО10, Клименко ФИО11 к администрации <адрес> о возложении обязанности по проведению капитального ремонта дома

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что они являются собственниками квартир и , расположенных по адресу: <адрес>. Данный многоквартирный жилой дом 1973 года постройки, 9-ти этажный, 4-х подъездный. В течение последних лет дом находится в ужасном состоянии. Согласно заключению о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома, выполненного ООО «<данные изъяты>» выявлены и зафиксированы дефекты, свидетельствующие о значительном физическом износе конструктивных элементов и инженерных сетей дома. Общее техническое состояние исследуемого дома оценено как неудовлетворительное. Требуется проведение комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий улучшающих эксплуатационные показатели здания в виде капитального ремонта. Просят суд обязать администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт дома по адресу: <адрес>, а именно: капитальный ремонт фасада дома с устройством утепления; внутридомовой системы электроснабжения, включая сети освещения, электрощитовую и распределительные устройства в подвале; асфальтового покрытия отмостки вокруг дома; устройство дренажной системы в подвале дома; замена лифтов. Взыскать с ответчика судебные издержки в размере <данные изъяты> рублей - на оплату услуг представителя, <данные изъяты> рублей - на оплату государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования и просит обязать администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт дома по адресу : <адрес>, а именно: капитальный ремонт фасада с устройством утепления; внутридомовой системы электроснабжения, включая сети освещения, электрощитовую и распределительные устройства в подвале; асфальтового покрытия придомовой территории и отмостки вокруг дома; устройство дренажной системы в подвале; произвести замену лифтов пассажирских рег. , расположенных по адресу: <адрес>; капитальный ремонт тепловых узлов. Взыскать с ответчика судебные издержки в размере <данные изъяты> рублей - на оплату услуг представителя, <данные изъяты> рублей - на оплату государственной пошлины. Поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель Администрации <адрес> с исковыми требованиями не согласилась, указав, что администрация <адрес> не является единоличным собственником всего многоквартирного жилого дома, а только собственником жилищного фонда, состоящего из неприватизированных квартир и нежилых помещений, не являющихся общедолевым имуществом. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доли в праве общей собственности. Капитальный ремонт фасада и кровли дома был произведен в 2008 году и в настоящее время производство работ не требуется.

Табачко М.Б., Клименко И.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.

Согласно ст. 210 ГК РФ администрация <адрес>, являясь собственником муниципального жилого фонда, должна нести бремя его содержания.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 В силу п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Материалами дела установлено, что Табачко М.Б. является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6). Клименко И.И. является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

Дом <адрес> – 9-ти этажный, 4-х подъездный, 1973 года постройки. Квартира <адрес> расположена на 5-м этаже в 3-м подъезде, квартира <адрес> расположена на 6-м этаже в 3-м подъезде дома.

Согласно Акту технического обследования жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного комиссией в составе главного специалиста ОЭЖФ управления СЖФ, ведущего инженера ПТО ООО «<данные изъяты>» и энергетика ООО «<данные изъяты>», при визуальном обследовании мест общего пользования было выявлено следующее: система канализации – повреждение отдельных мест чугунных трубопроводов, сколы, трещины, видны следы поддерживающего ремонта; система горячего водоснабжения – частичная коррозия стальных труб и запорной арматуры, видны следы поддерживающего ремонта, отсутствуют КИП; система холодного водоснабжения – значительная коррозия стальных трубопроводов и запорной арматуры, отсутствуют КИП; система центрального отопления – частичное отсутствие теплоизоляции, коррозия стальных трубопроводов и запорной арматуры, отсутствуют КИП, отопление на лестничных клетках функционирует; система электроснабжения – ВРУ и поэтажные электрощитки оборудованы приборами старого образца, на лестничных клетках установлены светильники закрытого типа; в подвале наблюдаются следы подтопления, увлажнения грунта; подъездная дорога, обслуживающая несколько домов, находится в неудовлетворительном состоянии (л.д.39).

В соответствии с актом обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ООО «<данные изъяты>», установлено, что отсутствует дренажная система дома (с момента ввода в эксплуатацию дома), что влечет за собой постоянное затопление подвального помещения особенно в период осадков, когда усиливается поступление грунтовых вод (л.д.40).

Согласно Акту обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного комиссией в составе главного специалиста ОЭ ЖФ УСЖФ администрации <адрес>, ведущего инженера ПТО ООО «<данные изъяты>», директора ООО «<данные изъяты>», при визуальном обследовании мест общего пользования было выявлено следующее: фасад – растрескивания, отслоения и отсутствие заполнения межпанельных швов не выявлено, видны следы восстановления гидроизоляции межпанельных швов гидроизоляционной мастикой (другого цвета); кровля – целостность кровельного материала не нарушена, в районе 2-го подъезда отдельными местами пузыри размером до 15 кв.см., растрескивания и порывов кровельного материала не обнаружено, целостность стыков не нарушена, в районе примыкания к машинному отделению имеется отслоение кровельного материала по шву длиной около 25 см.; водомерный узел не предусмотрен проектным решением, розлив и стояки холодного водоснабжения коррозированы; тепловые узлы – запорная арматура, грязевики, элеваторы, трубопровод повреждены коррозии, в местах сильной коррозии наблюдаются отслоение разрушенного слоя, отсутствует теплоизоляция, видны следы поддерживающего ремонта, отсутствуют приборы учета и приборы КИП; розлив и стояки горячего водоснабжения коррозированы, наблюдается значительное отсутствие изоляции; розлив и стояки отопления коррозированы, наблюдается значительное отсутствие изоляции, отопление мест общего пользования функционирует; канализация – многочисленные трещины и сколы фасонных частей; лестничные клетки – на 1-м этаже наблюдаются единичные механические повреждения по окрасочному слою; окна пластиковые стеклопакеты, без видимых дефектов: двери металлические, оборудованы домофоном, без видимых дефектов; двери тамбурные деревянные, ветхие, нарушен притвор; электроснабжение в местах общего пользования в наличии закрытые плафоны, поэтажные щитки закрыты и нет доступа, ВРУ – видны следы подгорания ножей, коррозированы держатели предохранителей, оплавление кожуха и изоляции на токопадающем кабеле, ОДН в наличии (л.д.41-42).

Как следует из заключения о техническом обследовании дома по адресу: <адрес>, выполненного ООО «<данные изъяты>» 2009 года, требуется проведение капитального ремонта с заменой: капитальный ремонт трубопроводов сетей центрального отопления (вентиля, задвижки, сбросные вентиля), канализации, трубопроводы холодного и горячего водоснабжения (вентиля, задвижки), оборудования теплового и водомерного узлов с заменой труб, вентилей и задвижек в подвальных помещениях; капитальный ремонт фасада дома с устройством утепления; внутридомовой системы электроснабжения, включая сети освещения, электрощитовую и распределительные устройства в подвале; отделочных покрытий лестничных клеток; асфальтового покрытия отмостки вокруг дома и подъездной дороги; капитальный ремонт межпанельных швов; устройство дренажной системы в подвале дома (л.д. 8-17).

В силу ст. 2 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Законом относятся: - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); - ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; - ремонт крыш; - ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; - утепление и ремонт фасадов (ст. 15).

Согласно п. 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

В соответствии п. 2.2, п. 5.1, Приложению 2 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 года № 312, сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление и замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.

В соответствии Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) п. 3.6.9. Конструктивные элементы жилого здания и элементы внешнего благоустройства, минимальная продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию после нового строительства, последнего текущего или капитального ремонта равна или превышает продолжительность, установленную действующими нормативными документами (в том числе соответствующими техническими регламентами), должны быть отремонтированы с восстановлением их эксплуатационных показателей или заменены. Удельный вес заменяемых элементов жилых зданий в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня: - кровельные покрытия - 50%; покрытия полов – 20%; остальные конструкции и инженерное оборудование - 15 % их общего объема в жилом здании.

Согласно ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении ре­конструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов комму­нального и социально-культурного назначения" продолжительность до капи­тального ремонта (замены) кровли составляет 10-15 лет. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до капи­тального ремонта (замены) электрооборудования составляет 10-20 лет. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. Минимальная продолжительность эксплуатации элементов дома до их капитального ремонта (замены): внутридомовые магистрали (сеть питания квартир) с распределительными щитками - 20 лет, сети освещения помещений производственно-технического назначения 10 лет, трубопроводов холодной и горячей воды - 15 лет, оконных конструкций – 30 лет, асфальтового покрытия проездов, тротуаров и отмосток - 10 лет.

В соответствии со ст.6 ФЗ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п.9.1 Правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов ПБ 10-558-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.2003 г. №31 деятельность по монтажу, техническому диагностированию, обслуживанию, ремонту лифтов и системы диспетчерского контроля за работой лифтов относиться к видам деятельности в области промышленной безопасности и должна осуществляться только специализированными организациями.

В соответствии с ГОСТ 22011 и п.3.3 РД.10-72-94 Методических рекомендаций по проведению обследования технического состояния лифтов,…», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.07.1994 г. нормативный срок службы для лифтов составляет 25 лет.

Согласно п.11.9, п.11.10 Правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов ПБ 10-558-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.2003 г. № 31 лифт отработавший срок службы подвергается обследованию с целью определения возможности продления срока его безопасной эксплуатации. При этом, работы по продлению срока безопасной эксплуатации лифта проводятся до достижения им нормативно установленного срока.

Согласно приложению № 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №170, замена лифтового оборудования относится к работам по капитальному ремонту.

Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности по результатам технической диагностики лифт рег. в 3-м подъезде дома <адрес>, составленному ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, лифтовое оборудование находится в изношенном состоянии и в виду выработки своего эксплуатационного ресурса, лифт указанного дома находятся в состоянии не обеспечивающим его безопасную эксплуатацию, требуется его замена. На основании расчета установлено, что оборудование лифта имеет предельный остаточный ресурс. Фактическое состояние основных частей лифта (34 года), и не позволяет его дальнейшую эксплуатацию. Ввиду значительного физического и морального износа основных узлов и деталей лифтового оборудования и длительной эксплуатации лифта в течение 9 лет, после окончания срока эксплуатации согласно требований завода изготовителя, рекомендовано вывести лифт из эксплуатации для проведения модернизации или замене на новый лифт (л.д.48-69).

В соответствии с паспортом лифта рег. , расположенного в 3-м подъезде дома <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ проведено периодическое техническое освидетельствование, в ходе которого установлено, что указанный лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающим его безопасную работу (л.д.43-47). Каких либо последующих записей в паспорте нет, в том числе и по продлению срока эксплуатации лифта.

Учитывая изложенное, в том числе то, что истцы проживают и являются собственниками квартир №, расположенных в доме <адрес>, суд приходит к выводу, что администрация <адрес>, как собственник муниципального имущества, является надлежащим ответчиком по делу, и полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по производству капитального ремонта тех элементов дома, необходимость ремонтирования которых нашла свое подтверждение в судебном заседании на момент приватизации истцами своих квартир.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт необходимости проведения капитального ремонта дома <адрес> на 2010 г. (момент приватизации истцами своих квартир) в части внутридомовой системы электроснабжения, включая сети освещения, электрощитовую и распределительные устройства в подвале; асфальтового покрытия придомовой территории и отмостки вокруг дома; тепловых узлов; замены лифта пассажирского рег. , что подтверждается Актом технического обследования жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Актом обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и заключением о техническом обследовании дома по адресу: <адрес>, выполненного ООО «<данные изъяты>» 2009 года.

В силу ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что истцы проживают и являются собственниками квартир, расположенных в 3-м подъезде 9-подъездного дома, что им не предоставлено право на защиту интересов жителей всего дома, что на администрацию <адрес> возложена обязанность осуществлять капитальных ремонт жилого фонда, находящегося в ее собственности, то не подлежат удовлетворению исковые требования об обязании произвести замену лифтов пассажирских рег. №

Кроме этого, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцами в судебном заседании не представлено, а судом не добыто каких-либо достаточных или допустимых доказательств того, что необходимо устройство дренажной системы в подвале дома. Так, согласно, Акта обследования технического состояния жилого дома <адрес>, выполненного ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ дренажная система отсутствует с момента ввода дома в эксплуатацию.

Не подлежат удовлетворению исковые требования об обязании произвести капитальный ремонт фасада дома с устройством утепления. Согласно акта обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при обследовании фасада дома растрескивания, отслоения и отсутствие заполнения межпанельных швов не выявлено, видны следы восстановления гидроизоляции межпанельных швов гидроизоляционной мастикой.

На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, с учетом объема выполненной представителем истцов работы, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истцов расходы по оплате услуг представителя в размере по 2 500 рублей в пользу каждого.

Также, на основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца Клименко И.И. подлежат взысканию понесенные ею расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Табачко ФИО12, Клименко ФИО13 к администрации <адрес> о возложении обязанности по проведению капитального ремонта дома – удовлетворить в части.

Обязать администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт дома <адрес>, а именно: капитальный ремонт внутридомовой системы электроснабжения, включая сети освещения, электрощитовую и распределительные устройства в подвале; капитальный ремонт асфальтового покрытия придомовой территории и отмостки вокруг дома; капитальный ремонт тепловых узлов; замену лифта пассажирского рег. .

Взыскать с администрации <адрес> в пользу Клименко ФИО14 расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оплату госпошлины в размере <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей.

Взыскать с администрации <адрес> в пользу Табачко ФИО15 расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Табачко М.Б., Клименко И.И. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного суда г. Владивостока О.А. Зайцева