о взыскании задолженности по заработной плате



Дело № 2 -1460/12

Мотивированное решение

составлено 21.02.2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 21 февраля 2012г

Ленинский районный суд <адрес> края в составе

председательствующего судьи Пономаревой М.Ю.,

при секретаре Ткаченко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горской ФИО5 к Федеральному Казенному Учреждению «<данные изъяты> по <адрес>» (далее ФКУ «<данные изъяты>») о взыскании задолженности по заработной плате

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что работает в должности инженера 1-ой категории эксплуатационно – экономического отдела <данные изъяты>, которое находится на финансовом довольствии ФКУ «<данные изъяты>». Начисление заработной платы в <данные изъяты> производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно приказа начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за ДД.ММ.ГГГГ. в количестве 36 дней, начислены отпускные в размере коп. без учета премий по приказам МО РФ 2009г. и 2010 . Полагает, что премии, предусмотренные приказом МО РФ , установлены системой оплаты труда, поскольку формируются за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Кроме того, данные премии относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя. Данная премия, предусмотренная приказом МО РФ , не является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра Обороны РФ, поскольку отдельные решения должны касаться определенного круга лиц, по определенным вопросам. Приказ МО РФ распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей ВС РФ и касается неопределенного круга лиц. Кроме того, выплаты по отдельным решениям МО РФ могут быть только единовременными и не могут быть системными. Однако п. 1 приказа МО РФ предусматривает производство дополнительной выплаты ежеквартально. Просит взыскать с ФКУ «<данные изъяты>» в её пользу сумму невыплаченной средней заработной платы за отпуск в размере коп..

Истцом представлен расчет исходя из увеличения среднедневной выплаты, с учетом премий до х 36 дней на сумму руб., за вычетом выплаченной суммы руб. всего на сумму руб..

Истец просила о рассмотрении иска в свое отсутствие.

Представитель ФКУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял, отношения к иску не выразил.

В соответствии с п.1 ст.35, п.1 ст.48 и п.1 ст.167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, обязанность обеспечить участие своего представителя в судебном заседании лежит на ответчиках, поэтому неявка представителя не лишает суд права рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является волеизъявлением этого лица, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (БВС , 2005).

В силу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки.

При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, истец работает в должности инженера 1-ой категории эксплуатационно- технического отдела <данные изъяты> которое находится на финансовом довольствии в ФКУ «<данные изъяты>».

Таким образом, надлежащим ответчиком по требованиям истца о взыскании является ФКУ «<данные изъяты>».

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в <данные изъяты> начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , выплата премий в соответствии с приказом Министра обороны Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из документов представленных истцом и не оспоренных ответчиком ею получено ежеквартальная премия по результатам работы ( <данные изъяты>.), выплаченных в соответствии с указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ « О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» и приказом Министра обороны Российской Федерации от 26. 07.2010г. «О дополнительных мерах по повышению. Эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской федерации».

Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 36 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

Согласно справки- расчета оплаты отпуска за истцу были начислены денежные средства для оплаты отпуска на основании среднего дневного заработка. При этом, ФКУ «<данные изъяты>» при исчислении среднего дневного заработка не включило премии, полученные ею по результатам работы, предусмотренные приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Отказ во включении премии в расчет среднего заработка при предоставлении отпуска, по мнению суда является незаконным.

Так согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с п.2,3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.

В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений. Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.

На основании ст. 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на ежемесячное получение денежного довольствия в установленных размерах, которое состоит из месячных окладов по воинской должности и воинскому званию, месячных и иных дополнительных выплат, а порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ.

Согласно п.9 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», кроме предусмотренных в нем выплат, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.

Так, п.1 приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ. Премии по результатам службы выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях флота (отдельных органов флота), сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны (п.2).

Вышеуказанным Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п.1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание (п.11).

Таким образом, премии предусмотренные приказом МО РФ , установлены системой оплаты труда работников органов военного управления, поскольку формируются за счет экономии бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Кроме того, данные премии относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя. Данная премия, предусмотренная приказом МО РФ , не является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра Обороны РФ. Приказ МО РФ распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей ВС РФ и касается неопределенного круга лиц. Кроме того, пункт 1 приказа МО РФ предусматривает производство дополнительной выплаты ежеквартально.

Согласно справки о расчете дневного заработка и расчета, представленного истцом, проверенного судом и признанного верным, ФИО1 при расчете среднедневного заработка в сумму расчета, ответчиком не включены денежные премии на сумму <данные изъяты> руб., выплаченные на основании приказа МО РФ , в связи с чем, при расчете отпускных за 36 дней истице не выплачено отпускных в размере <данные изъяты>.

В связи с чем, суд полагает подлежащим взысканию с ФБУ «<данные изъяты>» в пользу Горской И.В. - коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167,194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Горской ФИО6 к Федеральному Казенному Учреждению «<данные изъяты> по <адрес>» ( ФКУ « <данные изъяты>» ) о взыскании задолженности по заработной плате – удовлетворить.

Взыскать с Федерального Казенного Учреждения «<данные изъяты> по <адрес>» ( ФКУ « <данные изъяты>» ) в пользу Горской ФИО7 доплату к отпускным в размере копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения.

Судья <адрес>

суда <адрес> Пономарева М.Ю.