об оспаривании решения, действия органа государственной власти



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Т.А. Лушер

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Управлению градостроительства и архитектуры администрации <адрес> (третье лицо – Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>) об оспаривании решения, действия органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения, действия органа государственной власти, указав в обоснование, что он обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1394 кв.м. по адресу: <адрес> в районе <адрес> для целей, не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства. Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка в силу следующего. Департаментом для формирования испрашиваемого земельного участка было направлено письмо в Администрацию <адрес> об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Д было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка. На основании чего департамент отказал в предоставлении земельного участка в аренду, так как в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ без кадастрового паспорта земельного участка предоставление не представляется возможным. Согласно письму администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Д, приложенному к отказу департамента, причиной отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка является то, что в соответствии с протоколом совещания у вице губернатора <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> не допускается утверждение схем расположения земельных участков на кадастровых планах до утверждения схем зонирования территории для размещения дачных некоммерческих объединений, разработанных в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ. Считает действия администрации <адрес>, выразившиеся в отказе утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, незаконными и необоснованными в силу следующего. Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа. В соответствии с п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков. В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в районе <адрес> находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). К зоне застройки индивидуальными жилыми домами отнесены территории, предназначенные для садоводства и ведения дачного хозяйства. Согласно п. 3. ст. 85 Земельного кодекса РФ Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. На основании чего, заявитель считает, что администрация <адрес> должна была утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом пане территории на основании утвержденных Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. Просит признать отказ администрации <адрес>, выразившийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ Д, незаконным и обязать утвердить и выдать схему расположения земельного участка по адресу: <адрес> в районе <адрес>), 89 на кадастровом плане соответствующей территории, для последующего государственного учета и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ заявителем подано ходатайство, в соответствии с которым просит заменить ненадлежащего ответчика – администрация <адрес> на надлежащего – Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес>.

В судебном заседании представитель заявителя, действующая по доверенности, поддержала доводы, изложенные в заявлении, при этом заявил ходатайство об уточнении требований, указав, что при составлении заявления с уточнением надлежащего ответчика была допущена ошибка, в связи с чем просит признать отказ администрации <адрес>, выразившийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ Д, незаконным и обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> в районе <адрес>), 89 на кадастровом плане соответствующей территории.

Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв на заявление, в соответствии с которым с заявленными требованиями не согласился по следующим основаниям. В адрес администрации <адрес> поступило обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК по вопросу об утверждении схемы расположения земельного участка ФИО1 Ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ комплект документов был возвращен без утверждения схемы расположения земельного участка в связи с тем, что в соответствии с протоколом совещания у Вице- губернатора <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> не допускается утверждение схем расположения земельных участков на кадастровых планах до утверждения схем зонирования территории для размещения дачных некоммерческих объединений, разработанных в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ. В соответствии со ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Все полномочия по распоряжению земельными участками на территории Владивостокского городского округа в силу п. 21 (1) ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ КЗ «О регулировании земельных отношений в ПК», постановления администрации ПК от ДД.ММ.ГГГГ -па отнесены к компетенции Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК. Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе земли населенных пунктов, земли лесного фонда. Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных законов. Согласно протоколу совещания у Вице-губернатора ПК ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ администрации предписано определить 2-3 участка общей площадью до 10 га на территории <адрес> для ведения дачного хозяйства. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории <адрес>. Таким образом, полагает, что до внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и определения соответствующих зон согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ, а также до поступления соответствующих указаний от уполномоченного органа по распоряжению земельными участками на территории <адрес>, УГА администрации <адрес> не наделено полномочиями по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя, так как какие - либо права и законные интересы в отношении испрашиваемого земельного участка у него не возникли, заявитель не лишен возможности испрашивать к предоставлению иной земельный участок, для целей не связанных со строительством (для ведения дачного хозяйства). Также полагает, что в данном случае решение суда будет неисполнимо в связи с тем, что все документы, приложенные к заявлению ФИО5, были возвращены в Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.

Выслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> для принятия в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ решения в соответствии с собственной компетенцией в отношении обращении граждан о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (садоводство и ведение дачного хозяйства).

Положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ урегулирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с п. 2 названной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании вышеуказанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий обязан в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на: кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, после чего заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Установленный приведенными выше нормами земельного законодательства срок для утверждения заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории истек, однако до настоящего времени администрацией <адрес> возложенная п. 4 ст. 34 ЗК РФ обязанность не исполнена.

Письмом первого заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Д указанное обращение ФИО1 возвращено в Департамент без утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в связи с тем, что в соответствии с протоколом совещания у вице-губернатора <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> не допускается утверждение схем расположения земельных участков на кадастровых планах до утверждения схем зонирования территории для размещения дачных некоммерческих объединений, разработанных в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ.

В силу ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявление ФИО1 и приложенные к нему документы позволяли определить цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.

Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.

Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые в силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 2, 6 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа.

Положениями пп. 1 ч. 2 ст. 23 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» установлено, что зоны застройки индивидуальными жилыми домами к видам разрешенного использования относятся в том числе и ведение дачного хозяйства.

Согласно фрагмента карты градостроительного зонирования, земельный участок, расположенный в районе <адрес> в <адрес>, находится в жилой зоне (Ж -1), относящейся к зоне застройки индивидуальными жилыми домами и к видам разрешенного использования – ведение дачного хозяйства.

Доводы представителя администрации <адрес> о том, что документы были возвращены на основании протокола совещания у вице-губернатора <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ , суд находит необоснованными и не подлежащими применению, поскольку данный протокол не является нормативным актом, обязательным к исполнению.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Отказ ФИО1 по указанным администрацией <адрес> основаниям противоречит п. 4 ст. 34 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, так как препятствует оформлению прав на земельный участок по его обращению.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные ФИО1 требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 к Управлению градостроительства и архитектуры администрации <адрес> (третье лицо – Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>) об оспаривании решения, действия органа государственной власти – удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации <адрес>, выразившийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ Д об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1394 кв.м., расположенного в районе <адрес> в <адрес> для ведения дачного хозяйства.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> рассмотреть по существу обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> и заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1394 кв.м., расположенного в районе <адрес> в <адрес> на кадастровом плане соответствующей территории для целей, не связанных со строительством (ведения дачного хозяйства).

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Лушер