№ 2-401/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 февраля 2012 года г. Владивосток Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Остапенко А.В. при секретаре Атласовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. <данные изъяты> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. <данные изъяты>, третье лицо на стороне ответчика – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский <данные изъяты>» о возложении обязанности установить на 9 детских площадках МБДОУ «<данные изъяты>» теневые навесы в соответствии с требованиями СанПин, У С Т А Н О В И Л : Прокурор г. Владивостока обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что 12.10.2011 года прокуратурой <данные изъяты> района г. <данные изъяты> совместно с представителями МБДОУ «<данные изъяты>» проведено обследование территории данного детского сада, в результате чего выявлено отсутствие на 9 детских площадках теневых навесов. Согласно п. 3.9 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (вместе с «СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчёта не менее 2 кв. м на одного ребёнка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв.м. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. Навесы для детей младенческого и раннего возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольной организации и использовать как веранды для организации прогулок или сна. Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность. МБДОУ «<данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением. В силу ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несёт ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Таким образом, законом на бюджетное учреждение возложена обязанность по содержанию недвижимого имущества за счёт средств бюджета муниципального образования. В свою очередь обязанность по обустройству прилегающей территории возложена на органы местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства. В свою очередь, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1.1 СанПиН 2.4.1.2660-10). При этом, образовательное учреждение несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Таким образом, неисполнение администрацией г. <данные изъяты> обязанности по обустройству теневыми навесами территории дошкольного учреждения, влечёт нарушение прав неопределенного круга лиц малолетних детей на охрану здоровья в период их воспитания, обучения, развития, что в свою очередь может повлечь соответствующую ответственность дошкольного учреждения, в случае причинения вреда жизни и здоровью воспитанников, и тем самым не соблюдается принцип гуманистического характера образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Просил возложить на администрацию г. <данные изъяты> обязанность установить на 9-ти детских площадках муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>», по адресу: <адрес> теневые навесы, соответствующие требованиям п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере №. До рассмотрения дела по существу суд, прокурор г. <данные изъяты> уточнил исковые требования, просил возложить на ответчика обязанность установить на детских площадках семь теневых навесов в соответствии с проектной документацией муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>. В судебном заседании прокурор г. <данные изъяты> настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объёме, по доводам и основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика по доверенности - Шубин М.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объёме, по доводам, изложенным в письменном отзыве. Просил в удовлетворении исковых требований прокурору г. <данные изъяты> отказать. Представитель третьего лица - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, заявлений или ходатайств об отложении дела слушанием или рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступало. Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, находит исковые требования прокурора г. Владивостока обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов гражданского дела, 12.01.2011 года прокуратурой <данные изъяты> района г. <данные изъяты> совместно с представителями Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>» (далее по тексту - МБДОУ «<данные изъяты>») проведено обследование территории названного детского сада. Согласно акту проверки прокуратуры <данные изъяты> района г. <данные изъяты> от 12.10.2011 года установлено, что на территории МБДОУ «<данные изъяты>» расположено 12 детских площадок, 3 из которых имеют теневые навесы. В соответствии с п. 3.9 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 (ред. от 20.12.2010) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (вместе с "СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.2010 N 18267), для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчёта не менее 2 кв. м на одного ребёнка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв.м. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. …Навесы для детей младенческого и раннего возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольной организации и использовать как веранды для организации прогулок или сна. Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность. (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164). Материалами дела установлено, что МБДОУ «<данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением. По правилам п.6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О некоммерческих организациях", финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретённых бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Как определено п. 9 ст. 9.2 ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Исходя из требований ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как следует из п.3 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании", образовательное учреждение несёт ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником. Как определено пп.4 п.1 ст. 31 ФЗ "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно п.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. На основании п.1.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (вместе с "СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 (ред. от 20.12.2010), настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях (далее - ДО) независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Пунктом 1.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" установлено, что настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: - условиям размещения дошкольных организаций, - оборудованию и содержанию территории, - помещениям, их оборудованию и содержанию, - естественному и искусственному освещению помещений, - отоплению и вентиляции, - водоснабжению и канализации, - дошкольным организациям и группам для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, - группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным им видам дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, - организации питания, - медицинскому обеспечению, - приему детей в дошкольные организации, - организации режима дня, - организации физического воспитания, - личной гигиене персонала, - соблюдению санитарных правил. Исходя из положений п.3 ст. 31 ФЗ "Об образовании", образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: 1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; 2) реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; 3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; 4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; 5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Актом проверки территории МБОУ «<данные изъяты>», проведенной прокуратурой <данные изъяты> района г. <данные изъяты> с участием специалиста управления <данные изъяты>, заведующей МБДОУ «<данные изъяты>» от 21.12.2011 года подтверждается, что детский сад введен в эксплуатацию в 1971 году, проектом детского сада предусмотрено 12 прогулочных площадок, на которых ранее было установлено 12 теневых навесов. За период эксплуатации теневые навесы пришли в негодность и демонтированы. В настоящее время на территории учреждения имеется три теневых навеса, отсутствует девять. В то же время, с учётом размещения игровых форм на участке и иных особенностей участка возможна установка только ещё 7 теневых навесов, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. В судебном заседании установлено, что до настоящего времени, установка семи теневых навесов на детских площадках данного дошкольного учреждения ответчиком не произведена. С учётом изложенного суд считает, что в судебном заседании доказан факт того, что неисполнение администрацией г. <данные изъяты> обязанности по обустройству теневыми навесами территории МБОУ «<данные изъяты>» влечёт нарушение прав неопределенного круга лиц малолетних детей на охрану здоровья в период их воспитания, обучения, развития, что в свою очередь может повлечь соответствующую ответственность дошкольного учреждения, в случае причинения вреда жизни и здоровью воспитанников. В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика в судебное заседание не представлено доказательств в подтверждение своей позиции и опровержение доказательств, представленных прокурором города <данные изъяты>. На основании изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить уточнённые исковые требования прокурора города <данные изъяты> и возложить на администрацию г. <данные изъяты> обязанность установить 7 теневых навесов в соответствии с проектной документацией МБДОУ «<данные изъяты>» и возможностями размещения указанного количества теневых навесов на территории МБДОУ «<данные изъяты>». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора г. <данные изъяты> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. <данные изъяты>, третье лицо на стороне ответчика: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «<данные изъяты>» - о возложении обязанности установить на 9 детских площадках МБДОУ «<данные изъяты>» теневые навесы в соответствии с требованиями СанПин удовлетворить. Возложить на администрацию г. <данные изъяты> обязанность установить на детских площадках 7 (семь) теневых навесов в соответствии с проектной документацией муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья А.В.Остапенко