заявление Прокурора города Владивостока о признании абзаца 2 раздела 5 приложения к постановлению главы г. Владивостока от 22.04.2009г. №381 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудниче



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Тельнова Е.А.

при секретаре Ширяевой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора <адрес> о признании абзаца 2 раздела 5 приложения к постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты>» в части слов «Финансирование мероприятий по оснащению объектов социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений) социальной инфраструктуры в новом микрорайоне <адрес> «<данные изъяты>» противоречащим закону и недействующим со дня принятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ в газете «<данные изъяты>» (<данные изъяты>) опубликовано постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты> годы». Целями указанной программы являются развитие транспортной и социальной инфраструктуры <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты>. В числе прочих мероприятий программой предусмотрено проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры в новом микрорайоне <адрес> «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы города в долгосрочную - целевую программу «Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты> на <данные изъяты> годы» внесены изменения, в том числе, в части механизма реализации программы (опубликовано в газете «Владивосток» от 12 10 2011 (<данные изъяты> При этом п. 1.3.2 указанного постановления абзац 2 раздела 5 программы дополнен незаконной нормой, предусматривающей бюджетное финансирование мероприятий по оснащению объектов социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений) в новом микрорайоне <адрес> «<данные изъяты>» посредством предоставления субсидий юридическим лицам. В силу закона, финансовое обеспечение оснащения дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений является расходным обязательством муниципального образования, а муниципальные нужды не обеспечиваются в форме субсидий юридическим лицам, не являющимися муниципальными учреждениями. Строительство, оснащение дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений в одном из микрорайонов <адрес> в силу закона является вопросом местного значения, должно исполняться органами местного самоуправления в установленном законом порядке осуществления вопросов местного значения и исполнения местного бюджета, а не какими-либо юридическими лицами. При этом, финансовое обеспечение исполнения полномочий вопросов местного значения в силу названных норм Бюджетного кодекса РФ, а также ст. 54 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 2 и 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» подлежит исполнению в порядке размещения заказа на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд с определением в бюджете предельного объема бюджетных ассигнований в соответствии со ст.ст. 69, 72 Бюджетного кодекса РФ. Просит суд признать абзац 2 раздела 5 приложения к постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты>» в части слов «Финансирование мероприятий по оснащению объектов социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений) социальной инфраструктуры в новом микрорайоне <адрес> «<данные изъяты>» противоречащим закону и недействующим со дня принятия.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации <адрес> в судебном заседании с требованиями не согласилась. Суду пояснила, что действующим законодательством РФ не установлен запрет на предоставление субсидий юридическим лицам для решения вопросов местного значения городского округа в порядке, установленном бюджетным законодательством. Правоотношения, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам из бюджета муниципального образования относятся к бюджетным правоотношениям, в связи с чем порядок и условия предоставления данных субсидий регламентируются бюджетным законодательством и нормативными правовыми актами муниципальных образований, принятых во исполнение Бюджетного кодекса РФ, иных нормативных правовых актов, входящих в систему бюджетного законодательства. Полагает, что ссылка в заявлении на требования ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не основана на действующем законодательстве РФ, поскольку согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ указанный ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, т.е. предоставление субсидий юридическим лицам не является сферой регулирования данного ФЗ, а также предметом регулирования статьи 54 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», регламентирующей вопросы размещения муниципального заказа. Считает, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения, в том числе и вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией РФ, самостоятельны.

Суд, выслушав стороны, пояснения заинтересованных лиц, исследовав представленные материалы дела в совокупности, полагает требования необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> вынесено постановление «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты>». Указанный документ был опубликован в газете «<данные изъяты>

Целями указанной программы являются развитие транспортной и социальной инфраструктуры <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты>

Одним из мероприятий программы предусмотрено проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры в новом микрорайоне <адрес> «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы города в долгосрочную целевую программу «Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе на 2009-2012 годы» внесены изменения, в том числе, в части механизма реализации программы (опубликовано в газете «<данные изъяты>» от <данные изъяты>

При этом пунктом 1.3.2 указанного постановления абзац 2 раздела 5 программы дополнен нормой, предусматривающей бюджетное финансирование мероприятий по оснащению объектов социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений) в новом микрорайоне <адрес> «Снеговая Падь» посредством предоставления субсидий юридическим лицам.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Муниципальный правовой акт администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -МПА «О бюджете <данные изъяты> городского округа на 2011 год» предусматривает предоставление

субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг
в случае возмещения затрат, связанных с оснащением объектов социальной
инфраструктуры (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений) в новом микрорайоне <адрес> «<данные изъяты>».

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета <данные изъяты> городского округа с целью возмещения затрат в связи с оснащением объектов социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений) в новом микрорайоне <адрес> «<данные изъяты>».

Согласно п.2.1 раздела 2 Порядка субсидии из бюджета Владивостокского городского округа предоставляются с целью возмещения организациям, осуществляющим строительство объектов (зданий дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений) социальной инфраструктуры в новом микрорайоне <адрес> «<данные изъяты>», затрат в связи с оказанием услуг по оснащению объектов социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений) в новом микрорайоне <адрес> «<данные изъяты>

Раздел 3 Порядка устанавливает категории и критерии отбора организаций, имеющих право на получение субсидий из бюджета Владивостокского городского округа, а раздел 5 – порядок заключения договора о предоставлении субсидий из бюджета <данные изъяты> на возмещение затрат в связи с оснащением объектов социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений) в новом микрорайоне <адрес> «<данные изъяты>».

Таким образом, действующим законодательством РФ не установлен запрет на предоставление субсидий юридическим лицам для решения вопросов местного значения городского округа в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Довод Прокурора <адрес> о необходимости применения ФЗ от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» суд находит необоснованным, поскольку указанный ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, т.е. предоставление субсидий юридическим лицам не является сферой регулирования данного ФЗ, а также предметом регулирования ст. 54 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей вопросы размещения муниципального заказа.

В соответствии с ч.1 ст.1 Бюджетного кодекса РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, правоотношения, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам из бюджета муниципального образования относятся к бюджетным правоотношениям, в связи с чем порядок и условия предоставления данных субсидий регламентируются бюджетным законодательством и нормативными правовыми актами муниципальных образований, принятых во исполнение Бюджетного кодекса РФ, иных нормативных правовых актов, входящих в систему бюджетного законодательства.

Вывод Прокурора <адрес> о том, что строительство, оснащение дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений в одном из микрорайонов <адрес> в силу закона является вопросом местного значения, должно исполняться органами местного самоуправления в установленном законом порядке осуществления вопросов местного значения и исполнения местного бюджета, а не какими-либо юридическими лицами, суд считает необоснованным, поскольку органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения, в том числе и вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно
Конституцией Российской Федерации, самостоятельны.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется статьей 133 Конституции РФ.

Таким образом, суд полагает, требования Прокурора <адрес> о признании абзаца 2 раздела 5 приложения к постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты> в части слов «Финансирование мероприятий по оснащению объектов социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений) социальной инфраструктуры в новом микрорайоне <адрес> «<данные изъяты>» противоречащим закону и недействующим со дня принятия необоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора <адрес> о признании абзаца 2 раздела 5 приложения к постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в <данные изъяты> в части слов «Финансирование мероприятий по оснащению объектов социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений) социальной инфраструктуры в новом микрорайоне <адрес> «<данные изъяты>» противоречащим закону и недействующим со дня принятия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья: Е.А. Тельнов