О взыскании средней заработной платы за период ежегодного оплачиваемого отпуска



Дело № 2-832/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Владивосток 13.01.2012 года

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи С.В. Ящук,

при секретаре Е.В. Ченцовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косицына ФИО5 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ <данные изъяты>» о взыскании средней заработной платы за период ежегодного оплачиваемого отпуска за ДД.ММ.ГГГГ год,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что работает в должности главного документоведа в Управлении боевой подготовки <данные изъяты>, которое находится на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ <данные изъяты>». Приказом Начальника УБП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 36 календарных дней, начислена и выплачена средняя заработная плата (отпускные) в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек без учета премий по приказам МО РФ № 115 - 2009 г. и № 1010 - 2010 г., не смотря на то, что гражданскому персоналу Управления боевой подготовки <данные изъяты>, ушедшему в отпуск до ДД.ММ.ГГГГ отпускные насчитывались и выплачивались с учетом выданных в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ гг. вышеназванных премий. С расчетом среднего заработка за отработанный период и размером выплаченной средней заработной платы (отпускных) не согласен. Порядок и условия оплаты труда гражданского персонала управления <данные изъяты> определены постановлением Правительства Российской Федерации «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» от 30 декабря 2000 года № 1027, так и изданным в его исполнении приказом Министра Обороны Российской Федерации «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации» от 2 марта 2001 года № 90. Согласно статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок её исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 к выплатам для определения среднего заработка относятся: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; надбавки и доплаты к окладам (должностным окладам) за выслугу лет, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и другие выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. В расчетном периоде ему были произведены выплаты: заработная плата и ежеквартальная премия по результатам работы, выплачиваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» и приказом Министра Обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Таким образом, не выплачена часть средней зарплаты (отпускных), так как в расчет оплаты отпуска не были включены вышеперечисленные премии. Полагает, что с учетом всех вышеперечисленных видов выплат, недополученная сумма составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Просит суд взыскать с ФКУ «УФО МО РФ <данные изъяты>» в его пользу сумму невыплаченной средней заработной платы за отпуск в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ФКУ «УФО МО РФ <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. По существу указал, что в соответствии со статьей 139 Трудового Кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Система оплаты труда гражданского персонала в воинских частях и организациях Министерства обороны России устанавливается коллективными договорами или положениями об оплате труда, разработанными в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации Приказ Министерства экономического развития РФ от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583». Выплаты, производимые, в том числе за счет средств экономии годового фонда оплаты труда, учитываются при расчете среднего заработка. Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные премии гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержден приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Денежные средства на выплату указанных премий не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда воинских частей и организаций и доводятся до воинских частей и организаций Министерства обороны России сверх сумм, доведенных на оплату труда гражданского персонала. Исходя из изложенного, полагает, что правовых оснований для включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны Российской Федерации за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не имеется.

В соответствии с п.1 ст.35, п.1 ст.48 и п.1 ст.167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, обязанность обеспечить участие своего представителя в судебном заседании лежит на ответчиках, поэтому неявка представителя не лишает суд права рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Кроме этого, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является волеизъявлением этого лица, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005).

В силу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, а также Федеральным законом от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки.

При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, истец работает в должности главного документоведа в Управлении боевой подготовки <данные изъяты>.

Управление боевой подготовки <данные изъяты> находится на финансовом довольствии в ФКУ «УФО МО РФ <данные изъяты>».

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в Управлении боевой подготовки <данные изъяты> начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. № 90.

Согласно приказа МО РФ № 1010, Косицыну С.В. выплачена премия в размере <данные изъяты> руб.

Приказом начальника УБП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Косицыну С.В. предоставлен очередной оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Согласно расчетному листку за ДД.ММ.ГГГГ г. истцу были начислены денежные средства для оплаты отпуска на основании среднего дневного заработка. При этом, ФБУ «УФО МО РФ <данные изъяты>» при исчислении среднего дневного заработка не включило премии, полученные им по результатам работы, предусмотренные приказом МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010.

Согласно расчета невыплаченных сумм средней заработной платы для начисления отпускных за ДД.ММ.ГГГГ год, произведенного внештатным бухгалтером УБП <данные изъяты>, вышеуказанная сумма составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Однако, отказ во включении премии в расчет среднего заработка при предоставлении отпуска, по мнению суда не состоятелен в силу следующего.

Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с п.2,3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.

В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений. Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.

На основании ст. 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на ежемесячное получение денежного довольствия в установленных размерах, которое состоит из месячных окладов по воинской должности и воинскому званию, месячных и иных дополнительных выплат, а порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ.

Согласно п.9 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», кроме предусмотренных в нем выплат, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.

Так, п.1 приказа МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ. Премии по результатам службы выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях флота (отдельных органов флота), сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны (п.2).

Данный вывод суда основывается также на вышеуказанных выписках из приказов командующего <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных выплатах личному составу <данные изъяты>», от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных выплатах личному составу <данные изъяты>» и от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных выплатах личному составу <данные изъяты>», которыми истцу назначены премии, не включенные в расчет среднего дневного заработка, согласно которым премии выплачены за счет экономии денежных средств, выделенных <данные изъяты> на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала.

Вышеуказанным Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п.1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание (п.11).

Таким образом, премии предусмотренные приказом МО РФ № 1010, установлены системой оплаты труда работников органов военного управления, поскольку формируются за счет экономии бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Кроме того, данные премии относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя. Данная премия, предусмотренная приказом МО РФ № 1010, не является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра Обороны РФ. Приказ МО РФ № 1010 распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей ВС РФ и касается неопределенного круга лиц. Кроме того, пункт 1 приказа МО РФ № 1010 предусматривает производство дополнительной выплаты ежеквартально.

Ссылка ответчика на письмо Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России от 10.12.2010 г. № 22-2-4618 несостоятельна, поскольку указанный документ носит рекомендательный характер.

Согласно расчета, представленного истцом, проверенного судом и признанного верным, в связи с не включением в расчет среднего заработка истца при предоставлении ей отпуска премии, Косицын С.В. недополучил отпускные в размере <данные изъяты> руб.

В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ФКУ «УФО МО <данные изъяты>» в пользу Косицына С.В. <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, суд полагает необходимым взыскать с Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ <данные изъяты>» государственную пошлины в муниципальный бюджет в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Косицына ФИО5 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ <данные изъяты>» о взыскании средней заработной платы за период ежегодного оплачиваемого отпуска за ДД.ММ.ГГГГ год – удовлетворить.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ <данные изъяты>» в пользу Косицына ФИО5 недовыплаченные отпускные в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ <данные изъяты>» государственную пошлину в муниципальный бюджет в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца.

Судья Ленинского районного

суда г.Владивостока С.В. Ящук