об оспаривании решения органа местного самоуправления,



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи Шевчук Г.Ю.,

при секретаре ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ФИО1, ФИО5 об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО5 обратились в суд с заявлениями об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав в обоснование заявленных требований, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана малоимущей в целях предоставления ей помещения по договору социального найма на состав семьи 4 человека. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 признана малоимущей в целях предоставления ей помещения по договору социального найма на состав семьи 2 человека. ФИО1 Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО5 Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. С данными постановлениями они не согласны. Ни одного из оснований отказа, перечисленных в ч.1 ст. 54 ЖК РФ администрация не указала. В качестве причины отказа в оспариваемых постановлениях указано то, что они подали документы не по месту своего жительства. Данный вывод не подтверждается никакими документами, так как они родились в <адрес>, никогда не выезжали за пределы <адрес> на постоянное место жительства, имеют временную регистрацию по вышеуказанному адресу и проживают по договору найма жилого помещения маневренного фонда вместе с детьми. Иных причин отказа в постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не указано и нет. Данный отказ нарушает их право на жилище, предусмотренное Конституцией РФ, так как без постановки на учет они будут лишена возможности получения квартиры по договору социального найма. ФИО1 просит признать незаконным Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию <адрес> в установленный судом срок поставить её, как малоимущую, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (состав семьи 4 человека). ФИО5 просит признать незаконным Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию <адрес> в установленный судом срок поставить её, как малоимущую, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (состав семьи 2 человека).

В судебном заседании представитель ФИО1 и ФИО5 поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям изложенным в заявлениях, дополнительно пояснила, что дети заявителей ходят в детские сады <адрес>, проходят необходимое медицинское лечение в больницах <адрес>.

Представитель администрации <адрес> в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв в котором указал, что документов, подтверждающих, что ФИО1, ФИО5 и члены их семьи имеют регистрацию по месту жительства, а не по месту пребывания в <адрес> представлено не было. При принятии оспариваемого постановления администрация <адрес> действовала в соответствии с действующим законодательством.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.25 Всеобщей декларации прав человека жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включает такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено и в других основополагающих международно-правовых документах о правах человека, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от ДД.ММ.ГГГГ

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О и др.).

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1368-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 1548-О-О).

Как установлено в судебном заседании, Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была признана малоимущей (состав семьи четыре человека: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4) в целях предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, малоимущей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с подачей заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 была признана малоимущей (состав семьи два человека: ФИО5, ФИО6) в целях предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, малоимущей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с подачей заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Изучив материалы дела, суд считает указанные постановления незаконными по следующим основаниям.

Из пояснений представителя администрации <адрес> следует, что заявители не представили документы, подтверждающие что они и члены их семьи имеют регистрацию по месту жительства в <адрес>, а не по месту пребывания.

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ФИО1 проживала в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое в 1989 году было предоставлено бывшему мужу ФИО1ФИО9, поскольку он работал дворником в ПЖЭТ-<адрес>. ФИО1 с малолетними детьми находилась на его иждивении. В 1995 году ФИО9 был уволен по ст. 33 ТК РСФСР и выселен с семьей по решению суда без предоставления другого жилого помещения. В этом же году был расторгнут брак, и ФИО1 незаконно заняла пустующее помещение по адресу: <адрес>.

Комиссией по жилищным вопросам при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), утвержденный постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения маневренного фонда на <адрес> с ФИО1, состав семьи 4 человека. Жилое помещение предоставлено в связи с тем, что семья лишилась жилья.

ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен Договор найма жилого помещения маневренного фонда .

В настоящее время ФИО1 и члены её семьи: ФИО3 – дочь, ФИО4 – сын, ФИО2 – сын зарегистрированы по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Представленная Выписка из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.8, подтверждает, что ФИО1 вместе со своими членами семьи имеет временную регистрацию в данном жилом помещении.

Ранее с ФИО1 также заключались Договоры найма указанного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

В указанное жилое помещение совместно с нанимателем были вселены ФИО5 – дочь, ФИО4 - сын, ФИО2- сын, ФИО3- дочь, ФИО6 – внук.

Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО5 были заключены Договоры найма жилого помещения маневренного фонда , по адресу: <адрес>12. Жилое помещение предоставлено в связи с переселением из <адрес> в <адрес>.

В настоящее время ФИО5 и ФИО6 имеют временную регистрацию по указанному адресу (<адрес>12) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Сообщений Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , , , , сведения о правах ФИО5, ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 на имеющиеся объекты недвижимого имущества на территории <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Согласно Справок ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 право собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории <адрес> не зарегистрировано.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как следует из ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Как указано в ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Местом жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Постоянно или преимущественно проживать в определенном месте гражданин может в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713

В целях указанных Правил местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Материалами дела подтверждается, что заявители проживают в <адрес>.

Таким образом, администрация <адрес> необоснованно указала о том, что заявители подали документы не по месту своего жительства.

Кроме того, согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Из данной нормы следует, что ссылка на норму права должна быть приведена в составе обоснования такого отказа.

Между тем, Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , которыми заявителям было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не содержат ссылки на конкретную норму права, а именно часть и статью Жилищного кодекса РФ, которые оказались бы нарушены в случае принятия их на учет.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что отказ Администрации <адрес> в принятии заявителей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении является незаконным и они подлежат включению в список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1, ФИО5 об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить.

Признать Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении малоимущей ФИО1– незаконным.

Обязать администрацию <адрес> принять ФИО1 как малоимущую на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (состав семьи 4 человека).

Признать Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении малоимущей ФИО5 – незаконным.

Обязать администрацию <адрес> принять ФИО5 как малоимущую на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (состав семьи 2 человека).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца.

Судья <адрес>

суда <адрес> Г.Ю. Шевчук.