Мотивированное решение составлено 07.03.2012 г. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28.02.2012 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Зайцевой О.А. при секретаре Мочаловой Е.О. с участием заявителя Неверова И.Г., представителей ДВТУ Ковалевой Т.И., Аверкиной А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Неверова ФИО13 к <данные изъяты> таможенному управлению о признании незаконным решения подкомиссии ДВТУ УСТАНОВИЛ: Неверов И.Г. обратился в суд с вышеназванным заявлением к <данные изъяты> таможенному управлению, указав в обоснование заявленных требований, что им 01.04.2011 г. подано заявление с приложением необходимого пакета документов в <данные изъяты> ФТС России с просьбой поставить его на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения для него и его семьи, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения». Указанным постановлением утверждены «Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения». 06.04.2011 г. подкомиссией <данные изъяты> таможни его заявление было рассмотрено и принято решение о направлении в соответствующую подкомиссию <данные изъяты> документов для рассмотрения возможности постановки на учет для предоставления субсидии. Подкомиссия <данные изъяты> таможни вынесла решение о постановке его на учет по п.п. «в» п.2 Правил, которыми определено, что субсидия предоставляется при условии, что служащий «проживает в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения». Но на основании представленных им документов подкомиссия таможни обязана была поставить его не учет по п.п. «а» п.2 Правил, т.к. он не является собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает, и который с ним не проживает. Приказом подкомиссия <данные изъяты> от 01.06.2011 г. № он был поставлен на учет по п.п. «в» п.2 Правил. Подкомиссия <данные изъяты> таможни, по его возражениям, пересмотрела принятое решение и пришла к выводу о поставке его на учет для предоставления субсидии на условиях, предусмотренных п.п. «а» п.2 Правил, о чем известила подкомиссию <данные изъяты>. 14.10.2011 подкомиссия <данные изъяты> пересмотрела его обращение и решение подкомиссии <данные изъяты> таможни и оставила без изменения свое предыдущее решение. Просит суд признать решение подкомиссии <данные изъяты> об отказе постановки его на учет для получения субсидии по п.п. «а» п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения; обязать подкомиссию <данные изъяты> поставить его на учет для получения субсидии по п.п. «а» п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 63. Неверов И.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, просит признать незаконными: решение подкомиссии <данные изъяты> от 18.05.2011 г. протокол №, приказ <данные изъяты> от 01.06.2011 г. №, решение подкомиссии <данные изъяты> от 14.10.2011 г. протокол №. Вышеуказанный приказ <данные изъяты> в судебном порядке не оспаривал, но направил заявление в <данные изъяты> с просьбой разобраться. С заявлением о снятии с учета по п.п. «в» п. 2 Правил и постановке на учет по п.п. «а» п. 2 Правил не обращался, а только с заявлением о пересмотре решения подкомиссии <данные изъяты> таможни от 06.04.2011 г. Его мать не проживает и никогда не проживала по адресу: <адрес>. Он узнал о нарушении права по постановке его на учет с момента издания приказа <данные изъяты> от 01.06.2011 г. Предоставил письменные пояснения по заявленным требованиям (л.д. 40-41). Представители <данные изъяты> в судебном заседании не признали заявленные требования, указав, что Неверовым И.Г. пропущен трехмесячный срок на обжалование решения. Подкомиссия не может самостоятельно изменить основания постановки на учет. Для снятия с учета по одному пункту и постановке на учет по другому пункту, необходимо служащему написать заявление. Тот факт, что мать Неверова И.Г., являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не зарегистрирована в данном жилом помещении, не может свидетельствовать о том, что она не проживает по указанному адресу. Собственник жилого помещения вправе проживать в нем в любое время, а, следовательно, он обязательно должен рассматриваться при решении вопроса о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты. Ввиду того, что собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> мать Неверова И.Г., которая является членом его семьи в силу ст. 31 ЖК РФ и ст. 2 СК РФ, то подкомиссия <данные изъяты> для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Дальневосточного региона единовременной субсидии на приобретение жилого помещения не могла поставить Неверова И.Г. на учет по п.п. «а» п. 2 Правил вследствие отсутствия каких-либо документов на ФИО15. Подкомиссия <данные изъяты> таможни составила Акт обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которому данное жилое помещение было признано не отвечающим установленным требованиям. После постановки Неверова И.Г. на учет по п.п. «в» п. 2 Правил подкомиссия <данные изъяты>, его документы были направлены в ФТС России для решения вопроса о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Однако, указанные документы были возвращены в виду того, что жилое помещение может быть признано не соответствующим требованиям только органом местного самоуправления либо специально созданной межведомственной комиссией. Одновременно руководству <данные изъяты> таможни было предложено направить в <данные изъяты> необходимые документы по кандидатурам гражданских служащих, в том числе Неверова И.Г., для скорейшего разрешения вопроса о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. До настоящего времени запрашиваемые документы от Неверова И.Г. не поступили. Подкомиссия <данные изъяты> не отказывала Неверову И.Г. в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, тем самым не нарушив его прав. Независимо от оснований постановки на учет (п.п. «а» либо п.п. «в» п. 2 Правил) размер единовременной выплаты был бы одинаковым, т.к. и в том, и в другом случае производился бы из расчета на 4 человек. На Неверова И.Г. не было незаконно возложено каких-либо обязанностей, т.к. все действия подкомиссии <данные изъяты> совершены в рамках Правил, а предоставление заключения органа местного самоуправления о несоответствии дома требованиям для жилых помещений обусловлено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Подкомиссия <данные изъяты> в рамках своих полномочий, основываясь на представленных документах, определила оптимальное основание для постановки на учет Неверова И.Г. для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Суд, выслушав заявителя, представителей <данные изъяты>, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации). Однако Конституция Российской Федерации не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий вправе принять специальные акты, на основании которых и должны разрешаться конкретные дела. В соответствии с ч. 2 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Материалами дела установлено, что Неверов И.Г. проходит службу в таможенных органах в должности начальника отделения защиты государственной тайны и специальной документальной связи <данные изъяты> таможни с 30.06.2000 года по настоящее время (л.д.75). Согласно уведомлениям об отсутствии в ЕГРП прав на недвижимое имущество от 08.07.2011 г., 14.07.2011 года, заявитель и члены его семьи: жена ФИО8, дети ФИО9 и ФИО10 не являются собственником недвижимого имущества в Российской Федерации (л.д.63-74). Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 г. № 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее – Правила). Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты. Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий: а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения; б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров; в) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; и т.д. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2009 г. № 143н утвержден порядок формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Согласно главы 4 указанного Порядка, решение комиссии оформляется протоколом и утверждается правовым актом федерального государственного органа. При решении вопроса о постановке на учет для получения единовременной выплаты Комиссия на основании документов, предоставленных гражданским служащим, проверяет наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет. Протоколом <данные изъяты> таможни № от 06.04.2011 г. принято решение о направлении в подкомиссию <данные изъяты> документов для рассмотрения вопросов постановке на учет по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Неверову И.Г., согласно подпункту «в» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением на основании проживания в помещении не соответствующим требованиям, предъявленным к жилым помещениям <данные изъяты> (л.д.19-20). Приказом начальника <данные изъяты> от 01.06.2011 г. № «О постановке (отказе в постановке) на учет федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов <данные изъяты> региона для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» утверждено решение подкомиссии <данные изъяты> от 18.05.2011 г. о постановке Неверова И.Г. на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту «в» пункта 2 Правил (л.д.11-12). 08.07.2011 г. Неверов И.Г. обратился к председателю подкомиссии <данные изъяты> таможни с заявлением, в котором просил дать юридически обоснованное письменное разъяснение по решению подкомиссии о постановке его на учет по подпункту «в» пункта 2 Правил (л.д.100). Согласно выписки из протокола № от 19.07.2011 г. <данные изъяты> таможни на основании заявления Неверова И.Г. подкомиссия пересмотрела ранее принятое решение и пришла к выводу о возможности постановки Неверова И.Г. на учет для предоставления единовременной субсидии на условиях, предусмотренных п.п. «а» п. 2 Правил (л.д.14). Согласно выписки из протокола № от 14.10.2011 г., на заседании подкомиссии <данные изъяты> таможенного управления рассмотрен вопрос об изменении оснований постановки на учет федерального государственного гражданского служащего <данные изъяты> таможни Неверова И.Г. и принято решение: в связи с отсутствием документов, обосновывающих необходимость изменения основания постановки на учет Неверова И.Г. с подпункта «в» на подпункт «а» пункта 2 Правил, решение о постановке на учет Неверова И.Г. (протокол заседания подкомиссии от 18.05.2011 г. №, приказ <данные изъяты> от 01.06.2011 г. №) оставлено без изменения (л.д.17). Согласно п.30 Порядка формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в случае несогласия с принятым Комиссией решением гражданский служащий вправе обжаловать его в установленном порядке. В соответствии со ст.256 ГПК РФ установлен трех месячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что довод представителей <данные изъяты> о пропуске Неверовым И.Г. срока на обращение в суд является обоснованным. В судебном заседании установлено и не оспаривается Неверовым И.Г., что приказ <данные изъяты> таможенного управления от 01.06.2011 г. № им ранее не оспаривался. Данное заявление было направлено им в суд 16.12.2011 г. (согласно отметки на конверте). Таким образом, суд приходит к выводу, что Неверовым И.Г. пропущен срок на обжалование решения подкомиссии <данные изъяты> от 18.05.2011 г. протокол № и приказа <данные изъяты> от 01.06.2011 г. №. При этом, суд учитывает, что в соответствии с вышеуказанными Правилами единственным основанием для принятия гражданского служащего на учет на получение единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего. В силу п.25, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2009 г. № 143н Порядка формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, комиссии рассматривая заявление и документы принимает одно из трех решений о постановке на учет, об отказе в постановке на учет и о снятии с учета. Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания незаконным решения подкомиссии <данные изъяты> от 17.10.2011 г. об отказе в пересмотре основания постановке Неверова Г.И. на учет. В судебном заседании Неверов Г.И. пояснил, что приказ начальника <данные изъяты> от 01.06.2011 г. о постановке на учет он не оспаривал, что с заявлением о снятии с учета по подпункту «в» пункта 2 Правил и постановке на учет по подпункту «а» пункта 2 Правил он не обращался. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований заявителя в полном объеме как не основанных на законе. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные требования Неверова ФИО14 к <данные изъяты> таможенному управлению о признании незаконным решения подкомиссии <данные изъяты> – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока О.А. Зайцева