об оспаривании решения органа местного самоуправления



Окончательное решение суда

изготовлено 26.03.2012

Дело № 2-1712/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2012 года г. Владивосток

Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края РФ в составе:

председательствующего судьи Гарбушиной О.В.,

при секретаре Чешихиной А.И.,

с участием представителя заявителя Спивак К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и обязании предоставления земельных участков в аренду для целей не связанных со строительством,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в аренду сроком на 25 лет, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ ими было подано заявление в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> (далее – «Департамент») о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельных участков, ориентировочной площадью <данные изъяты> м., расположенных в <адрес> в районе <адрес>, для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ пятым апелляционным арбитражным судом было признано незаконным данное решение Департамента и возложена обязанность повторно рассмотреть заявление. ДД.ММ.ГГГГ Департамент вновь отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков, ввиду того, что они не являются землями сельскохозяйственного назначения и не относятся к фонду перераспределения земель. Считает данный отказ не обоснованным, поскольку согласно кадастровых выписок, указанные земельные участки отнесены к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования – цели, не связанные со строительством (ведение дачного хозяйства), в связи с чем, ст. 81 ЗК РФ и Муниципальный правовой акт -МПА от ДД.ММ.ГГГГ «Нормативы организации и объединений граждан, размещаемых на территории <адрес>» не подлежит применению. Согласно письма первого заместителя Администрации <адрес>, фонд перераспределения земель в <адрес> отсутствует. Просит суд признать незаконным решение департамента от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в передаче в аренду земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в аренду ДНТ «<данные изъяты>» сроком на 25 лет, для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства) и обязании предоставить указанные земельные участки в аренду на 25 лет для целей не связанных со строительство (ведением дачного хозяйства).

Представитель заявителя по доверенности Спивак К.В. в судебном заседании уточнил заявленные требования, просит суд также обязать Департамент предоставить ДНТ «Летнее» в аренду сроком на 25 лет указанные земельные участки для целей не связанных со строительством (ведением дачного хозяйства), настаивал на заявленных требованиях, суду показал, что Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> своим письмо также сообщает о возможности предоставления испрашиваемых ДНТ «<данные изъяты>» земельных участков, ввиду их нахождения в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4). При этом, согласно письму администрации <адрес> фонды перераспределения земель в городе Владивостоке отсутствуют, вся территория материковой части <адрес> отнесена к категории земель населенных пунктов, на которой фонд перераспределения земель не может быть создан - п. 1 ст. 80 Земельного Кодекса РФ. Фонд перераспределения земель создается из земель сельскохозяйственного назначения. Согласно Генплану <адрес>, земли <адрес> являются землями населенных пунктов. Согласно сведений ИСОГД – истребуемые земельные участки на сегодняшний день находятся в зоне –Ж4 и являются вновь созданными, сформированными ДНТ «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ впервые обратились за их оформлением.

Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и месте слушания дела. Суд полагает возможным рассмотреть заявление в их отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель Елькина В.Е. возражала против удовлетворения заявленных требований, суду показала, что ДНТ «Летнее» были получены кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки. На момент обращения с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду, эти земельные участки находились в зоне – Ж1. Решением Думы <адрес> из зоны Ж1 была выделена зона Ж4, где разрешено ведение дачного хозяйства, при этом из зоны Ж1 ведение дачного хозяйства исключили. Отказ в предоставлении земельных участков в аренду был связан с тем, что для ДНТ «Летнее» земельные участки подлежат предоставляются из фонда перераспределения земель согласно ст. 81 ЗК РФ и -МПА. На сегодняшний момент и на момент обращения, фонд перераспределения земель в <адрес> отсутствует. Другим гражданам земельные участки были предоставлены во исполнение решения судов. Поскольку фонд перераспределения земель отсутствует, следовательно, предоставлять нечего. Вместе с тем, истребуемые земельные участки находятся в зоне населенных пунктов и не относятся к фонду перераспределения земель.

Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст. 28 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом и федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ДНТ «<данные изъяты>» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в аренду сроком на 25 лет, ориентировочной площадью <данные изъяты> м., расположенных в <адрес> в районе <адрес>, для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом было отказано в предоставлении истребуемых земельных участков в аренду, поскольку предоставление земельных участков для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории <адрес> осуществляется в установленном законодательством порядке из фондов перераспределения земель <адрес>, однако испрашиваемые земельные участки в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, утв. Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утв. Решением Думы <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , не относятся к фонду перераспределения земель.

Поскольку заявитель обратился за предоставлением земельного участка для ведения дачного хозяйства после организации ДНТ «<данные изъяты>», то в силу прямого указания ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» (далее по тексту - ФЗ №66-ФЗ) выбор земельных участков должен осуществляться из числа земель, включенных в фонд перераспределения и расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 11 ЗК РРФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 21(1) ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре <адрес> обладают органы исполнительной власти <адрес> в области регулирования земельных отношений. Такими полномочиями в <адрес> наделен Департамент согласно положению о нем.

В соответствии с ч.2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Согласно ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан», под дачным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля)

ФЗ №66-ФЗ применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.

Указанный закон регулирует как первичное предоставление земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений согласно ст.14 ФЗ №66-ФЗ, так и предоставление в собственность таким объединениям земельных участков, ранее предоставленных из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в соответствии со ст. 28 ФЗ-ФЗ.

Исходя из представленных документов, ДНТ «<данные изъяты>» ранее земельный участок для ведения дачного хозяйства не предоставлялся, в то время как заявитель претендует на испрашиваемые земельные участки <данные изъяты> как вновь созданное объединение.

В соответствии с п. 5 ст. 14 ФЗ №66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном п. 4 ст. 14 ФЗ № 66-ФЗ.

Согласно пункта 4 статьи 14 указанного закона, после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

По правилам ст. 12 ФЗ №66-ФЗ для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений необходимо зонирование территорий с определением места нахождения, площадей и целевого назначения земельных участков, разрешенного использования земельных участков, а также сведений о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять в собственность гражданам.

Согласно ст. 14 ФЗ №66-ФЗ выбор земельных участков для ведения дачного хозяйства осуществляется из числа земель, включенных в фонд перераспределения земель, предоставление участков для ведения дачного хозяйства за счет иных земель данным законом не предусмотрено.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», определяющие ограничения предоставления садоводческих, огороднических и дачных земельных участков, согласно которой на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).

В соответствии со ст. 1 Муниципального правового акта (МПА) от ДД.ММ.ГГГГ -МПА «Нормативы организации и застройки территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории <адрес>» выбор и предоставление земельных участков для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории <адрес>, осуществляются в установленном законодательством порядке из фондов перераспределения земель <адрес>.

Согласно ст. 80 Земельного Кодекса РФ фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Как следует из материалов дела, испрашиваемые ДНТ «Летнее» земельные участки располагались в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, на землях населенных пунктов и не относились к фонду перераспределения земель.

Согласно сведений Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности , 1780 в отношении указанных земельных участков, они выделены в зону застройки индивидуальными жилыми домами, включающую территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (зона Ж-4).

Суд полагает, что в данном случае перевод земельных участков на момент рассмотрения настоящего дела из зоны Ж-1 в зону Ж-4 не имеет определяющего значения, поскольку приоритетными являются положения пункта 4 статьи 14, 15 ФЗ №66-ФЗ.

Суд находит несостоятельной ссылку заявителя на постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ дело № А51-1174/2011, которым суд обязал Департамент повторно рассмотреть заявление ДНТ «Летнее» с предоставлением в аренду указанных земельных участков для целей не связанных со строительством, в соответствии с порядком и сроками, установленными ст. 34,81 ЗК РФ и нормами ФЗ №66-ФЗ, поскольку данное постановление не может являться прецедентным при вынесении настоящего решения по делу.

Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ отменено распоряжение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении дачному некоммерческому товариществу «Летнее» земельного участка, расположенного по адресу <адрес>» в аренду сроком на 11 месяцев из земель населенных пунктов для целей, не связанных со строительством (ведения дачного хозяйства), принятое во исполнение постановления арбитражного суда апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ

Суд полагает, что оспариваемый отказ от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит указанным нормативным правовым актам по изложенным судом доводам.

Требования заявителя о возложении обязанности на Департамент предоставить земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> аренду ДНТ «<данные изъяты>» на 25 лет для целей не связанных со строительством (ведением дачного хозяйства), не основано на требованиях действующего законодательства, поскольку суд в соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред.Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», не вправе подменять орган, который в силу Закона распоряжается земельными участками и принимает соответствующие решения.

Обеспечительные меры, наложенные определением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, суд полагает необходимым отменить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Дачного некоммерческого товарищества «Летнее» об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и обязании предоставления земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в аренду для целей не связанных со строительством, отказать в полном объеме за необоснованностью.

Обеспечительные меры, наложенные определением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> – отменить.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.В.Гарбушина

Резолютивная часть решения суда

Окончательное решение суда

Будет изготовлено 26.03.2012

Дело № 2-1712/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2012 года г. Владивосток

Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края РФ в составе:

председательствующего судьи Гарбушиной О.В.,

при секретаре Чешихиной А.И.,

с участием представителя заявителя Спивак К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и обязании предоставления земельных участков в аренду для целей не связанных со строительством,

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и обязании предоставления земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в аренду для целей не связанных со строительством, отказать в полном объеме за необоснованностью.

Обеспечительные меры, наложенные определением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> отменить.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.В.Гарбушина