о взыскании задолженности по заработной плате (задолженность по отпускным)



Дело № 2 -1437/12

Мотивированное решение

составлено 19.03.2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14.03.2012 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Мочаловой Е.О.,

а также с участием истца Поскребышева В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поскребышева ФИО6 к Федеральному Казенному Учреждению «<данные изъяты>» (далее ФКУ «<данные изъяты>»), Гидрографической службе <данные изъяты> о взыскании задолженности по заработной плате (задолженность по отпускным)

УСТАНОВИЛ:

Поскребышев В. В. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ФБУ «<данные изъяты>», Гидрографической службе <данные изъяты>, указав в обоснование заявленных требований, что с 07.07.1997 г. является служащим гидрографической службы <данные изъяты>, которая находится на финансовом довольствии ФБУ «<данные изъяты>». В период с 07.04.2009 г. по настоящее время работает в должности ведущего инженера организационно-планового отделения ГС <данные изъяты>. В ГС <данные изъяты> начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. № 90. Согласно приказу начальника гидрографической службы <данные изъяты> от 05.07.2011 г. с 01.08.2011 г. он убыл в очередной оплачиваемый отпуск за 2011 год. ФБУ «<данные изъяты>» при исчислении среднего дневного заработка не включило премии, полученные им по результатам работы, предусмотренные приказом МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010. Полагает, что премии, предусмотренные приказом МО РФ № 1010, установлены системой оплаты труда, поскольку формируются за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Кроме того, данные премии относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя. Данная премия, предусмотренная приказом МО РФ № 1010, не является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра Обороны РФ, поскольку отдельные решения должны касаться определенного круга лиц, по определенным вопросам. Приказ МО РФ № 1010 распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей ВС РФ и касается неопределенного круга лиц. Кроме того, выплаты по отдельным решениям МО РФ могут быть только единовременными и не могут быть системными. Однако п. 1 приказа МО РФ № 1010 предусматривает производство дополнительной выплаты ежеквартально. Просит обязать начальника гидрографической службы <данные изъяты> и ФБУ «<данные изъяты>» включить в расчет среднего заработка при предоставлении отпуска премии, предусмотренные приказом МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010, взыскать с ФБУ «<данные изъяты>» в его пользу доплату отпускных в размере <данные изъяты> рублей, расходы на получение справки в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ФКУ «<данные изъяты>» сумму невыплаченной средней заработной платы за отпуск в размере <данные изъяты> рублей, расходы на получение справки в размере <данные изъяты> рублей. На уточенных исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представители Гидрографической службы <данные изъяты>, ФКУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении судебных повесток.

Представитель ФКУ «<данные изъяты>» представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что денежные средства на выплату премий по приказу Министра обороны РФ 2010 г. № 1010 не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда воинских частей и организаций и доводятся до воинских частей и организаций Министерства обороны России сверх сумм доведенных на оплату труда гражданского персонала. Таким образом, правовых оснований для включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны Российской Федерации за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. №1010 не имеется.

В соответствии с п.1 ст.35, п.1 ст.48 и п.1 ст.167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, обязанность обеспечить участие своего представителя в судебном заседании лежит на ответчиках, поэтому неявка представителя не лишает суд права рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Кроме этого, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является волеизъявлением этого лица, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005).

В силу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, а также Федеральным законом от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки.

При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, истец работает в должности ведущего инженера организационно-планового отделения Гидрографической службы <данные изъяты>, которая находится на финансовом довольствии в ФКУ «<данные изъяты>».

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в Гидрографической службе <данные изъяты> начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. № 90.

Как следует из материалов дела, истцу в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 1010 выплачивались премии в августе 2010 г. в размере <данные изъяты> рублей, в декабре 2010 г. в размере <данные изъяты> рублей, в июле 2011 года в размере <данные изъяты> рублей.

Приказом начальника Гидрографической службы <данные изъяты> от 05.07.2011 г. Поскребышеву В.В. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 01.08.2011 г. по 28.08.2011 г., а также дополнительный отпуск с 29.08.2011 г. по 05.09.2011 г.

Согласно расчетного листка за июль 2011 г. истцу были начислены денежные средства для оплаты отпуска на основании среднего дневного заработка. При этом, ФКУ «<данные изъяты>» при исчислении среднего дневного заработка не включило премии, полученные им по результатам работы, предусмотренные приказом МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010.

Однако, отказ во включении премии в расчет среднего заработка при предоставлении отпуска, по мнению суда не состоятелен в силу следующего.

Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с п.2,3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.

В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений. Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.

На основании ст. 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на ежемесячное получение денежного довольствия в установленных размерах, которое состоит из месячных окладов по воинской должности и воинскому званию, месячных и иных дополнительных выплат, а порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ.

Согласно п.9 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», кроме предусмотренных в нем выплат, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.

Так, п.1 приказа МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ. Премии по результатам службы выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях флота (отдельных органов флота), сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны (п.2).

Вышеуказанным Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п.1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание (п.11).

Таким образом, премии предусмотренные приказом МО РФ № 1010, установлены системой оплаты труда работников органов военного управления, поскольку формируются за счет экономии бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Кроме того, данные премии относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя. Данная премия, предусмотренная приказом МО РФ № 1010, не является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра Обороны РФ. Приказ МО РФ № 1010 распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей ВС РФ и касается неопределенного круга лиц. Кроме того, пункт 1 приказа МО РФ № 1010 предусматривает производство дополнительной выплаты ежеквартально.

Приказом Командующего <данные изъяты> флотом от 27.12.2010 года № 1111 с 01.01.2011года воинские части, учреждения и организации Министерства обороны РФ, вне зависимости от их подчиненности, переведены на финансовое обеспечение через территориальные финансовые органы.

Согласно расчета, представленного истцом, проверенного судом и признанного верным, в связи с не включением в расчет среднего заработка истца при предоставлении ему отпуска премии, истец недополучил отпускные в размере <данные изъяты> рублей.

Исходя из вышеизложенного, поскольку Гидрографическая служба <данные изъяты> находится на финансовом довольствии в Федеральном Казенном Учреждении «<данные изъяты>», суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является ФКУ «<данные изъяты>».

В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ФКУ «<данные изъяты>» в пользу Поскребышева В.В. <данные изъяты> рублей.

Также согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ФКУ «<данные изъяты>» понесенные истцом расходы на получение Справки о движении денежных средств по его счету в ОАО АКБ «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> рублей (л.д.15).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Поскребышева ФИО7 к Федеральному Казенному Учреждению «<данные изъяты>», Гидрографической службе <данные изъяты> о взыскании задолженности по заработной плате (задолженность по отпускным) – удовлетворить.

Взыскать ФКУ «<данные изъяты>» в пользу Поскребышева ФИО8 недовыплаченные отпускные в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

Гидрографическую службу <данные изъяты> от гражданско-правовой ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Ленинского районного

суда г.Владивостока О.А.Зайцева