возложении обязанности



РЕШЕНИЕ 2-372/12

Именем Российской Федерации

«26» января 2012 года г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

Председательствующего судьи Пяловой Л.Н.

при секретаре Гайчук С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности.

В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с представителем МБДОУ «<данные изъяты>» проведено обследование территории детского сада, в результате чего выявлено отсутствие на четырех детских площадках теневых навесов.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см. от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. Навесы для детей младенческого и раненного возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольной организации и использовать как веранды для организации прогулок или сна. Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность.

МБДОУ «<данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением, собственником которого является муниципальное образование, которое несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Законом на бюджетное учреждение возложена обязанность по содержанию недвижимого имущества за счет средств бюджета муниципального образования. В свою очередь обязанность по обустройству прилегающей территории возложена на органы местного самоуправления.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

В образовательных учреждениях независимо от организационно – правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.

Неисполнение администрацией <адрес> обязанности по обустройству теневыми навесами территории дошкольного учреждения, влечет нарушения прав неопределенного круга лиц малолетних детей на охрану здоровья в период их воспитания, обучения, развития.

В связи с тем, что места в муниципальные дошкольные учреждения предоставляются детям в течение всего календарного года, эксплуатация теневых навесов осуществляется постоянно, неограниченное количество лет, то установить круг лиц, из числа малолетних, чьи права нарушаются, не представляется возможным.

Истец просит обязать администрацию <адрес> установить на четырех детских площадках МБДОУ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> «а» теневые навесы, соответствующие требованиям п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с администрации <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ представитель истца уточнил исковые требования, указав, что на органы местного самоуправления возложено как обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, так и обустройство прилегающих к ним территорий. Установка теневых навесов на детских прогулочных площадках образовательных учреждениях является действием по обустройству прилегающей территории, в связи с чем, обязанность по их установке подлежит возложению на администрацию <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района г. Владивостока с участием специалиста управления Роспотребнадзора по <адрес> Снегиревой М.А., а также заведующей МБДОУ «<данные изъяты>» проведено дополнительное обследование территории данного дошкольного учреждения, в результате которого установлено, что детский сад введен в эксплуатацию в 1967 году, проектом детского сада предусмотрено 6 прогулочных площадок, на которых ранее было установлено 2 теневых навеса. В настоящее время на территории функционирует 5 групп. С учетом площади земельного участка, его конфигурации, плотности застройки на прилегающей территории имеется возможность восстановить 1 теневой навес, существовавший ране при здании дошкольного учреждения.

Истец просил обязать администрацию <адрес> восстановить в соответствии с проектной документацией муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>» на территории данного учреждения 1 теневой навес.

В судебном заседании представитель истца вновь уточнила исковые требования, указав, что в результате проведенных дополнительных проверочных мероприятий установлено, что согласно техническому паспорту здания детского сада на его территории предусмотрено 2 беседки (теневых навеса), каждая площадью по 16 кв.м. На момент проверки в МБДОУ «Центр <данные изъяты>» функционирует 5 групп, на детской площадке установлен 1 теневой навес (беседка) площадью около 16 кв.м., который находится в удовлетворительном техническом состоянии. Планировка и размер территории детского сада позволяют установить еще один теневой навес площадью 16 кв.м., предусмотренный технической документацией здания детского сада и ранее существовавший на территории сада. Просит обязать администрацию <адрес> установить на детской площадке МБДОУ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> теневой навес (беседку) площадью 16 кв.м

Представитель администрации <адрес> иск не признал, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В материалах дела отсутствуют доказательства наличия обращений в органы прокуратуры о фактах нарушения законодательства.

Учредитель юридического лица или собственник имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя или собственника. Детский сад отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Учредитель не несет ответственности по обязательствам Детского сада.

Получателем бюджетных средств (получателем соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств.

Формирование муниципального заказа состоит подготовки сводного плана муниципального заказа и подготовки графика размещения муниципального заказа.

Сводный план муниципального заказа администрации <адрес> формируется на основании планов размещения муниципальных заказов на очередной финансовый год. Данные планы должны быть подготовлены по форме в течение 10 рабочих дней после утверждения Думой <адрес> бюджета на очередной финансовый год.

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Муниципальные бюджетные учреждения <адрес>, являются самостоятельными муниципальными заказчиками, осуществляющими размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в порядке, установленном действующим законодательством.

Детский сад вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение детского сада и принадлежат ему на праве оперативного управления.

Детский сад вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Кроме того, установка теневых навесов по причине ограниченности территории дошкольного учреждения является нецелесообразной.

Администрация <адрес> считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как в соответствии с вышеизложенными пунктами Устава Детского сада обязанность по содержанию, а также по проведению капитального и текущего ремонта закреплённого, на праве оперативного управления, имущества лежит на МБДОУ «<данные изъяты>».

Представитель МБДОУ «<данные изъяты>» иск не признала, пояснила, что отсутствует возможность установить теневые навесы из-за маленькой площади детского сада. Раньше было 2 беседки, но они были смежные.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению.

Мероприятия по воспитанию детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений регулируются Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" во взаимодействии с другим законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом споре прокурор выступает в защиту законных прав и интересов неопределенного круга несовершеннолетних граждан, в защиту принадлежащего им права на охрану здоровья.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с представителем МБДОУ «<данные изъяты>» проведено обследование территории детского сада МБДОУ «<данные изъяты>».

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки установлено, что на территории учреждения 5 участков. На территории учреждения 1 большая беседка - теневой навес.

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, на территории МБОУ расположено 5 детских площадок; 1 – теневой навес. В соответствии с требованиями санитарно-эпидеомиологического законодательства возможно установить 1 детскую площадку. Детский сад введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ г. На участке проектом предусмотрено 6 прогулочных площадок, на которых было установлено 2 теневых навеса. В настоящее время в детском саду функционирует 5 групп, в связи с чем, на земельном участке оборудовано 5 прогулочных площадок. Учитывая площадь земельного участка, имеется возможность восстановить 1 теневой навес. В виду недостаточности площади территории, отведенной для прогулочных площадок, невозможно установить недостающее количество навесов в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что согласно техническому паспорту здания детского сада на территории предусмотрено 2 беседки, каждая площадью по 16 кв.м. На момент проверки в МБДОУ «<данные изъяты>» функционирует 5 групп численностью 16-26 человек, детская площадка не разделена на группы, на детской площадке установлен 1 теневой навес (беседка) площадью около 16 кв.м., который находится в удовлетворительном техническом состоянии. Деревянные полы или другой настил в теневом навесе отсутствуют. На территории детского сада располагаются малые детские игровые формы. Между тем, планировка и размер территории детского сада позволяют установить еще один теневой навес площадью 16 кв.м., предусмотренный технической документацией здания детского сада и ранее существовавший на территории сада.

Согласно представленным сведениям и.о.заведующей МДОУ , в МДОУ «<данные изъяты>» находится 5 групп: 1-я младшая, 2-я младшая, средняя, старшая, подготовительная, всего 115 детей.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" установлены требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников, в том числе соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений.

В соответствии с п. 3.9 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 (ред. от 20.12.2010) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв.м. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. Теневые навесы для детей младенческого и раннего возраста и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м. (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164).

Материалами дела установлено, что МБДОУ «<данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением.

Как определено п. 9 ст. 9.2 ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В соотвествии со ст.ст. 30, 32, 46 Устава города Владивостока администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, управляет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.

Исходя из требований ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Пунктом 1.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" установлено, что настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: - условиям размещения дошкольных организаций, - оборудованию и содержанию территории, - помещениям, их оборудованию и содержанию, - естественному и искусственному освещению помещений и т.д.

В соответствии с техническим паспортом на здание детского сада , расположенного по адресу: <адрес>, составленный ДФГУП «<данные изъяты> ФГУП «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный о, на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, договор об использовании муниципального недвижимого имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, МДОУ «<данные изъяты> предоставлен земельный участок площадью 4342, 0 кв.м. Как видно из плана, на территории детского сада имеются 2 беседки общей площадью 32,0 кв.м. Указанные беседки также обозначены на плане под литерами Г,Г1.

Актом проверки территории МБДОУ « <данные изъяты>», проведенной прокуратурой Ленинского района г. Владивостока с участием заведующей МБДОУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что проектом детского сада предусмотрено 2 беседки, каждая площадью по 16 кв.м. Планировка и размер территории детского сада позволяют установить ещё один теневой навес площадью 16 кв.м, предусмотренный технической документацией здания детского сада и ранее существовавший на территории сада.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени, теневой навес на детских площадках данного дошкольного учреждения ответчиком не установлен.

С учётом изложенного суд считает, что в судебном заседании доказан факт того, что неисполнение администрацией <адрес> обязанности по обустройству теневыми навесами территории МБДОУ « <данные изъяты>» влечет нарушение прав неопределенного круга лиц малолетних детей на охрану здоровья в период их воспитания, обучения, развития, что в свою очередь может повлечь соответствующую ответственность дошкольного учреждения, в случае причинения вреда жизни и здоровью воспитанников.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика в судебное заседание не представлено доказательств в подтверждение своей позиции и опровержение доказательств, представленных прокурором <адрес>.

На основании изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить уточненные требования прокурора <адрес> и возложить на администрацию <адрес> обязанность установить на детской площадке МБДОУ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> теневой навес (беседку) площадью 16 кв.м.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию <адрес> установить на детской площадке МБДОУ «<данные изъяты> по адресу: <адрес> теневой навес (беседку) площадью 16 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца.

Судья Л.Н. Пялова