Дело № 2-385/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 января 2012 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи: Пяловой Л.Н. при секретаре: Гайчук С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ( третье лицо МБДОУ «<данные изъяты>») о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности. В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с представителем МБДОУ «<данные изъяты> общеразвивающего вида <адрес>» проведено обследование территории детского сада, в результате чего выявлено отсутствие на двух детских площадках теневых навесов. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. Навесы для детей младенческого и раннего возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольной организации и использовать как веранды для организации прогулок или сна, при этом они не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность. МБДОУ «<данные изъяты>» является муниципальным бюджетным учреждением, собственником которого является муниципальное образование, которое несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. На бюджетное учреждение возложена обязанность по содержанию недвижимого имущества за счет средств бюджета муниципального образования. В свою очередь обязанность по обустройству прилегающей территории возложена на органы местного самоуправления. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. В образовательных учреждениях независимо от организационно – правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства. Неисполнение администрацией <адрес> обязанности по обустройству теневыми навесами территории дошкольного учреждения, влечет нарушения прав неопределенного круга лиц малолетних детей на охрану здоровья в период их воспитания, обучения, развития. В связи с тем, что места в муниципальные дошкольные учреждения предоставляются детям в течение всего календарного года, эксплуатация теневых навесов осуществляется постоянно, неограниченное количество лет, то установить круг лиц, из числа малолетних, чьи права нарушаются, не представляется возможным. Истец просит обязать администрацию <адрес> установить на двух детских площадках МБДОУ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> теневые навесы, соответствующие требованиям п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Также истец просит взыскать с администрации <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. В судебном заседании представитель истца иск поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель администрации <адрес> иск не признал, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В материалах дела отсутствуют доказательства наличия обращений в органы прокуратуры о фактах нарушения законодательства. Учредитель юридического лица или собственник имущества не отвечают по обязательствам юридического лица. Детский сад отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Ответственность учредителя по обязательствам учрежденного им юридического лица не предусмотрена. Формирование муниципального заказа состоит подготовки сводного плана муниципального заказа и подготовки графика размещения муниципального заказа. Сводный план муниципального заказа администрации <адрес> формируется на основании планов размещения муниципальных заказов на очередной финансовый год. Данные планы должны быть подготовлены по форме в течение 10 рабочих дней после утверждения Думой <адрес> бюджета на очередной финансовый год. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Муниципальные бюджетные учреждения <адрес>, являются самостоятельными муниципальными заказчиками, осуществляющими размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в порядке, установленном действующим законодательством. Детский сад вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение Детского сада и принадлежат ему на праве оперативного управления. Детский сад вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Кроме того, установка теневых навесов по причине ограниченности территории дошкольного учреждения является нецелесообразной. Представитель МБДОУ «<данные изъяты>» иск не признала, пояснила, что отсутствует возможность установить теневые навесы из-за маленькой площади детского сада. В связи с тем, что по данному вопросу уже было предписание, они подали устную заявку на навесы. Ранее у них было четыре навеса, но они испорчены. Заявка ими подана на шесть навесов. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, считает иск подлежащим частичному удовлетворению. Мероприятия по воспитанию детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений регулируются Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" во взаимодействии с другим законодательством Российской Федерации. В рассматриваемом споре прокурор выступает в защиту законных прав и интересов неопределенного круга несовершеннолетних граждан, в защиту принадлежащего им права на охрану здоровья. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведено обследование территории детского сада МБДОУ «<данные изъяты>». Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки установлено, что в дошкольном учреждении функционируют две группы: младшая группа – 7 детей, и старшая – 19 детей. Предельная наполняемость составляет 35 детей. На территории дошкольного учреждения на прогулочных площадках теневые навесы отсутствуют. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" установлены требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, в том числе соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения; наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил. Согласно п.3.9 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 м? на одного ребенка. Навесы для детей младенческого и раннего возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольной организации и использовать как веранды для организации прогулок или сна, но они не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность. ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «<данные изъяты>» выдано предписание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> № о принятии мер по организации мероприятий по улучшению условий воспитания, в том числе согласно приложению к предписанию «Перечень мероприятий по улучшению условий воспитания в дошкольных образовательных учреждениях г. Владивостока в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03 в МБДОУ №17 необходимо оборудовать теневым навесом игровую площадку старшей группы. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено доказательств подтверждающих обустройство каждой групповой площадки теневым навесом, площадью из расчета не менее 2 м? на одного ребенка суду не предоставлено. Суд признает состоятельным довод представителя истца о том, что МБДОУ «<данные изъяты>» является муниципальным учреждением, обязанность по содержанию недвижимого имущества осуществляется за счет средств муниципального бюджета. Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, отвечающее по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Правовое положение формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О некоммерческих организациях" (ФЗ «О некоммерческих организациях»). В соответствии со ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. В соотвествии со ст.ст. 30, 32, 46 Устава города Владивостока администрация г. Владивостока является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, управляет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего имущества. Устройство теневых навесов на групповых площадках производится на прилегающей территории, обустройство которой в соответствии со ст. 31 ФЗ «Об образовании» относится к компетенции органов местного самоуправления. Из анализа вышесказанного следует, что бюджетные общеобразовательные дошкольные учреждения обязаны содержать недвижимое и иное ценное движимое имущество за счет средств бюджета муниципального образования. Образовательное учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за этим учреждением имущества. Суд считает необходимым обязать администрацию <адрес> установить теневой навес на одной детской игровой площадке старшей группы МБДОУ «<данные изъяты>» в соответствии с предписанием Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>. Необходимость устанавливать теневой навес детской игровой площадке младшей группы стороной не доказана, судом не установлена. Требование о взыскании с администрации <адрес> государственной пошлины в размере <данные изъяты> удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии с п.19 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации муниципальные образования освобождены от уплаты госпошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить теневой навес на 1 детской игровой площадке старшей группы МБДОУ «<данные изъяты>. Владивостока» по адресу: <адрес>. Прокурору <адрес> отказать в удовлетворении требования о взыскании с администрации <адрес> в доход государства пошлины в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Ленинского районного суда <адрес> Л.Н. Пялова