Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.03.2012 Дело № 2-2237/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «16» марта 2012 года Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края РФ в составе: председательствующего судьи Е.А. Медведевой при секретаре Е.В. Ченцовой, - рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО <данные изъяты> о признании незаконным отказа ВРИО начальника отделения управления Федеральной миграционной службы по <адрес> во <адрес> ФИО8. в снятии с регистрации учета по адресу: <адрес> граждан, прекративших трудовые отношения с ОАО <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> человека, согласно представленному списку ОАО <данные изъяты> и граждан в количестве <данные изъяты> человек, согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, не состоявших в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> и возложении обязанности на ВРИО начальника отделения управления Федеральной миграционной службы по <адрес> во <адрес> ФИО9 снять с регистрационного учета по адресу: <адрес> граждан, прекративших трудовые отношения с ОАО <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> человека, согласно представленному списку ОАО <данные изъяты> и граждан в количестве <данные изъяты> человек, согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, не состоявших в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты>, У С Т А Н О В И Л: ОАО <данные изъяты> в лице своего представителя ФИО3 по доверенности обратилось в суд с указанным заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО <данные изъяты> в адрес Отделения УФМС по <адрес> во <адрес> направлено письмо исх. № относительно снятия с регистрационного учета Отделения УФМС по адресу: <адрес> граждан, прекративших трудовые отношения с ОАО <данные изъяты> согласно представленному списку, а также граждан, не состоявших в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ОАО <данные изъяты> получено письмо от ВРИО начальника Отделения УФМС ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении материалов на снятие с учета по месту жительства, т.е. об отказе ВРИО начальником Отделения УФМС ФИО7. ОАО <данные изъяты> в снятии с регистрационного учета граждан согласно представленным документам. ВРИО начальником Отделения УФМС рекомендовано обратиться во <адрес> для решения данного вопроса. Считает отказ ВРИО начальника Отделения УФМС ФИО10. в снятии с регистрационного учета граждан, как прекративших трудовые отношения, так и не состоявших в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> необоснованным. Содержащаяся в п. 26 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» норма регламентирует случаи регистрационного учета граждан по месту дислокации организаций, с которыми граждане находятся в трудовых отношениях. Заявитель полагает, что по смыслу указанной нормы права, при прекращении трудовых отношений данные граждане должны быть сняты с регистрационного учета. Считает, что в данный момент регистрация уволенных граждан в количестве <данные изъяты> человек, указанных в списке, и <данные изъяты> человек, не состоявших в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> по адресу: <адрес>, противоречит п. 26 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. По мнению представителя ОАО «ДВМП», доводы ВРИО начальника Отделения УФМС ФИО11 относительно того, что пунктом 31 Постановления не предусмотрены основания для снятия граждан (бывших работников ОАО <данные изъяты> и граждан, не состоящих в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> с регистрационного учета по месту жительства необоснованны. Регистрация граждан, состоящих в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> производится по месту дислокации соответствующих пароходств и по смыслу ст. 20 ГК РФ не является местом жительства гражданина. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Полагает, что здание ОАО <данные изъяты> по которому зарегистрированы бывшие работники ОАО <данные изъяты> и граждане, не состоящие в трудовых отношения с ОАО <данные изъяты> не является жилым помещением. Считает, что норма п. 31 Постановления также не может применяться к гражданам в количестве <данные изъяты> человек, зарегистрированным по месту дислокации соответствующих пароходств, поскольку данные граждане не состояли в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> Кроме того, по мнению заявителя, отказ ВРИО начальника Отделения УФМС ФИО12 в снятии с регистрационного учета бывших работников ОАО <данные изъяты> и граждан, не состоящих в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> незаконно возлагает на ОАО <данные изъяты> обязанности по исполнению документов исполнительного производства, требований по вручению уведомлений, писем Пенсионного фонда, налоговых органов, военных комиссариатов, а также повесток судебных органов, в связи с чем просит признать незаконным отказ ВРИО начальника отделения управления Федеральной миграционной службы по <адрес> во <адрес> ФИО13 в снятии с регистрации учета по адресу: <адрес> граждан, прекративших трудовые отношения с ОАО <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> человека, согласно представленному списку ОАО <данные изъяты> и граждан в количестве <данные изъяты> человек, согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, не состоявших в трудовых отношениях с ОАО «<данные изъяты>, и возложить на ВРИО начальника отделения управления Федеральной миграционной службы по <адрес> во <адрес> ФИО14 обязанность снять с регистрационного учета по адресу: <адрес> граждан, прекративших трудовые отношения с ОАО <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> человека, согласно представленному списку ОАО <данные изъяты>» и граждан в количестве <данные изъяты> человек, согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, не состоявших в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО3 настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Также представитель заявителя пояснила, что данные граждане зарегистрированы по юридическому адресу ОАО <данные изъяты> которое не является место жительства граждан. В п. 3 постановления Правительства содержится понятие места жительства. Заместитель начальника отделения УФМС России по <адрес> во <адрес> <данные изъяты> в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что граждане, зарегистрированные по месту жительства, снимаются с регистрационного учета в случаях, предусмотренных п.31 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно имеющимся сведениям в отделении УФМС России по <адрес> во <адрес> все граждане, которых ОАО <данные изъяты> просит снять с регистрационного учета, значатся зарегистрированными по месту жительства: <адрес> на основании заявления работодателя – ОАО <данные изъяты> включая и тех <данные изъяты> лиц, которых общество просит снять с регистрационного учета как не состоявших с ОАО <данные изъяты> в трудовых отношениях. Заинтересованное лицо полагает, что для решения вопроса о снятии с регистрационного учета граждан, имеющих регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, ОАО <данные изъяты> необходимо обратиться во <адрес>. Считает, что решение отделения УФМС России по <адрес> во <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 (в редакции от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу надлежит выяснить имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения, соблюден ли порядок принятия решения, в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура), а также соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные отношения. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО <данные изъяты> обратилось в Отделение УФМС по ПК во <адрес> с заявлением о снятии с регистрационного учета граждан, имеющих регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> (ОАО <данные изъяты> поскольку граждане в количестве <данные изъяты> человека прекратили свои трудовые отношения с ОАО <данные изъяты> а граждан в количестве 26 человека, согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ1, не состояли в трудовых отношениях с ОАО «ДВМП». Из сообщения ВРИО начальника отделения управления Федеральной миграционной службы по <адрес> во <адрес> ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в снятии с регистрации учета по адресу: <адрес> граждан, прекративших трудовые отношения с ОАО «ФИО16 в количестве <данные изъяты> человека, согласно представленному списку ОАО <данные изъяты> и граждан в количестве <данные изъяты> человек, согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, не состоявших в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> отказано, поскольку п. 31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (далее – Правил) не предусмотрены основания для снятия указанных граждан с регистрационного учета органами регистрационного учета. Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в переделах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 4 Правил предусмотрено, что контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел. Таким образом, регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в строгом соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом от 25.06.1993 № 5242 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в переделах Российской Федерации» и «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 (далее – Правила). Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в переделах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании и не оспорено представителем заявителя, граждане, в количестве <данные изъяты> человека, согласно представленному списку ОАО <данные изъяты> прекратившие трудовые отношения с ОАО «ДВМП» и граждане в количестве <данные изъяты> человек, согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, не состоявшие в трудовых отношениях с ОАО «ДВМП» были поставлены на регистрационный учет на основании заявлений ОАО «<данные изъяты> в соответствии с пунктом 26 указанных Правил. В силу названного пункта Правил граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений. Поскольку вышеуказанные граждане были поставлены на регистрационный учет на основании п.26 Правил, суд приходит к выводу, что данные граждане относились к лицам плавающего состава и по условиям и характеру своей работы преимущественно проживали на судах ОАО <данные изъяты> Следовательно, регистрация указанных граждан по месту дислокации ОАО <данные изъяты>» можно признать преимущественным местом жительства данных граждан, в связи с чем довод заявителя о том, что адрес ОАО <данные изъяты> не является местом жительства граждан, поставленных на регистрационный учет на основании п.26 Правил, не основан на законе. Более того, из представленных в судебное заседание представителем заинтересованного лица учетных карточек, следует, что все эти граждане, как состоявшие в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> так и не состоявшие, значатся зарегистрированными по адресу: <адрес>, с отметкой по месту жительства. Перечень оснований снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства, предусмотренный п.31 Правил, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Анализ норм действующего законодательства в совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что в случае удовлетворения требований ОАО <данные изъяты> о снятии граждан с регистрационного учета при отсутствии оснований, предусмотренных п. 31 Правил, без решения суда, ВРИО начальника Отделения УФМС ФИО17 превысила бы пределы своих полномочий. Таким образом, решение по заявлению ОАО <данные изъяты> принято уполномоченным должностным лицом, в установленные сроки, содержание оспариваемого решения соответствует требованиям действующего законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: заявление ОАО <данные изъяты>» о признании незаконным отказа ВРИО начальника отделения управления Федеральной миграционной службы по <адрес> во <адрес> ФИО18 в снятии с регистрации учета по адресу: <адрес> граждан, прекративших трудовые отношения с ОАО <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> человека, согласно представленному списку ОАО <данные изъяты> и граждан в количестве <данные изъяты> человек, согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, не состоявших в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> и возложении обязанности на ВРИО начальника отделения управления Федеральной миграционной службы по <адрес> во <адрес> ФИО19 снять с регистрационного учета по адресу: <адрес> граждан, прекративших трудовые отношения с ОАО <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> человека, согласно представленному списку ОАО <данные изъяты>» и граждан в количестве <данные изъяты> человек, согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, не состоявших в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты> - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Е.А. Медведева