О признании незаконным решения органа местного самоуправления



Дело №2-381/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Владивосток 28.02.2012 года

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи С.В. Ящук

при секретаре Д.А. Ускове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боровской ФИО13, Жердиной ФИО14, Лисиной ФИО15, Синькинеева ФИО16, Жердина ФИО17, Дубина ФИО18, Киряева ФИО19, заинт. лица: администрация <данные изъяты>, Управление градостроительства и архитектуры администрации <данные изъяты>, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты> о признании незаконным решения органа местного самоуправления

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с названным заявлением, в обоснование заявленных требований указали, что обратились в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты> с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду сроком на 49 лет в районе <адрес> для целей, не связанных со строительством (ведения дачного хозяйства), предоставив приложением к заявлению копии паспортов граждан РФ, оригинал обзорной схемы участка и кадастровый план территории на компакт диске, определив таким образом, в соответствии с требованиями п.3 ст.34 ЗК РФ цель использования испрашиваемых земельных участков, их предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Исходя из требований, установленных законодателем ст.34 ЗК РФ, Департамент земельных отношений, вышеуказанные заявления, включив в реестр от ДД.ММ.ГГГГ, направил их обращением (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) в уполномоченный орган местного самоуправления - Администрацию <данные изъяты> для утверждения и выдачи заявителям схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Администрация <данные изъяты> за подписью первого заместителя главы администрации ФИО20, приняла решение, направив его в адрес Департамента земельных отношений и заявителей Г.Н., оформленное письмом «О возврате документов» от ДД.ММ.ГГГГ , отказав в утверждении схем расположения земельных участков заявителям. В соответствии с п.2 ст.34 ЗК РФ предусмотрено право лиц, заинтересованных в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. В таком заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю п.3 ст.34 ЗК РФ). В силу п.4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица, либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Совершение указанных действий в срок, определённый п.4 ст.34 ЗК РФ, следует рассматривать в качестве юридической обязанности Управления, как уполномоченного органа местного самоуправления, установленной законодателем.

Просит суд признать решение, оформленное письмами «О возврате документов» от ДД.ММ.ГГГГ Управления градостроительства и архитектуры Администрации <данные изъяты> в отношении гр.гр. Боровской ФИО13, Жердиной ФИО14, Лисиной ФИО15, Синькинеева ФИО16, Жердина ФИО17, Дубина ФИО18, Киряева ФИО19 - незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан и закон. Обязать Управление градостроительства и архитектуры Администрации <данные изъяты> устранить в полном объёме допущенное нарушение прав заявителей и закона, выполнив требования п.4 ст.34 ЗК РФ, а именно: утвердить и выдать гр.гр. Боровской ФИО13, Жердиной ФИО14, Лисиной ФИО15, Синькинееву ФИО16, Жердину ФИО17, Дубинину ФИО18, Киряеву ФИО19 схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенных го адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). Привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты>, поскольку судебный акт по настоящему спору может повлиять на права и обязанности Департамента земельных отношений по отношению к одной из сторон.

Заявители в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания по делу были извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Представитель заявителей в судебном заседании уточнил исковые требования, просил суд в части органа, решение которого обжалуется читать - Управление градостроительства и архитектуры Администрации <данные изъяты>. Дополнительно привлечь в качестве органа, решение которого обжалуется -администрацию <данные изъяты>. Признать решение, оформленное письмами «О возврате документов» от ДД.ММ.ГГГГ Управления градостроительства и архитектуры Администрации <данные изъяты> в отношении гр.Дубина ФИО18, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гр.Синькинеева ФИО16, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Боровской ФИО13, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гр.Лисиной ФИО15, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гр.Жердина ФИО17, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гр.Киряева ФИО19 - незаконным, нарушающим права и законные интересы граждан и закон. Обязать устранить в полном объёме допущенное нарушение прав заявителей и закона, рассмотрев заявления заявителей в соответствии с требованиями п.4 ст.34 ЗК РФ.

Представитель администрации <данные изъяты> и УГиА администрации <данные изъяты> в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, указав, что направленное Департаментом в адрес администрации <данные изъяты> письмо не содержит волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории. В перечень документов, необходимых для получения муниципальной услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», входит заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, а не обращение для принятия решения в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (садоводство и ведение дачного хозяйства). Т.о. указное сопроводительное письмо не может являться обращением исполнительного органа государственной власти об утверждении схем по смыслу п.4 ст.34 ЗК РФ. С момента обращения заявителя в уполномоченный орган возникли правоотношения по рассмотрению заявки, а не право заявителя на испрашиваемый земельный участок. В письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщается о возврате документов, а не об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Поэтому администрация <данные изъяты> в лице УГА администрации <данные изъяты> не может быть обязана к утверждению схемы расположения земельного участка.

Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты> в судебном заседании пояснила, что процедура соблюдена, форма обращения в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ. В ст.34 ЗК РФ не прописано в какой форме должно быть обращение Департамента земельных отношений к Администрации и УГА для утверждения схемы земельного участка.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.

Статьей 28 ч.2, ст.34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в аренду для целей не связанных со строительством.

В соответствии с ч. 2,3 ст. 34 Земельного кодекса РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

П.1 ст.11 Закона ПК «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» указывает, что «граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной собственности и (или) ведении <адрес>, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган исполнительной власти <данные изъяты>».

В <адрес> таким органом является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты>.

При этом, согласно ст.34 Земельного кодекса РФ утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется органом местного самоуправления на основании обращения исполнительного органа государственной власти.

Согласно ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В судебном заседании было установлено, что Боровская А.Е., Жердина В.Н., Лисина М.Н., Синькинеев И.А., Жердин Н.И., Дубин В.А., Киряев В.В. обратились к директору Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты> с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством (ведения дачного хозяйства), в связи с чем, заявителями выполнены требования ст.34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ Департаментом ДД.ММ.ГГГГ было направлено обращение в администрацию <данные изъяты> об утверждении схемы расположения испрашиваемых земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ УГиА администрации <данные изъяты> был дан ответ Дубину В.А. за , в соответствии с которым в утверждении схемы земельного участка, расположенного в районе <адрес>, отказано со ссылкой на то, что обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти.

ДД.ММ.ГГГГ УГиА администрации <данные изъяты> был дан ответ Киряеву В.В. за , в соответствии с которым в утверждении схемы земельного участка, расположенного в районе <адрес>, отказано со ссылкой на то, что обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти.

ДД.ММ.ГГГГ УГиА администрации <данные изъяты> был дан ответ Боровской А.Е. за , в соответствии с которым в утверждении схемы земельного участка, расположенного в районе <адрес>, отказано со ссылкой на то, что обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти.

ДД.ММ.ГГГГ УГиА администрации <данные изъяты> был дан ответ Синькинееву И.А. за , в соответствии с которым в утверждении схемы земельного участка, расположенного в районе <адрес>, отказано со ссылкой на то, что обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти.

ДД.ММ.ГГГГ УГиА администрации <данные изъяты> был дан ответ Жердину Н.И. за , в соответствии с которым в утверждении схемы земельного участка, расположенного в районе <адрес>, отказано со ссылкой на то, что обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти.

ДД.ММ.ГГГГ УГиА администрации <данные изъяты> был дан ответ Лисиной М.Н. за , в соответствии с которым в утверждении схемы земельного участка, расположенного в районе <адрес>, отказано со ссылкой на то, что обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти.

ДД.ММ.ГГГГ УГиА администрации <данные изъяты> был дан ответ Жердиной В.Н. за , в соответствии с которым в утверждении схемы земельного участка, расположенного в районе <адрес>, отказано со ссылкой на то, что обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти.

Суд полагает, что ссылка администрации <данные изъяты> на то, что обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти, необоснованна, поскольку такое основание для отказа нормативными актами, регулирующими земельные отношения, не установлено.

Постановлением Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Регламент предоставления Администрацией <данные изъяты> услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», который определяет сроки и последовательность действий при предоставлении указанной услуги.

В соответствии с п.2.3 Регламента результатом предоставления услуги является:

-издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

-отказ в предоставлении услуги.

В соответствии с п.2.8 Регламента предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении услуги:

-в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и месторасположение, испрашиваемое право на землю;

-несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.

Таким образом, в Регламенте предоставления Администрацией <данные изъяты> услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» отсутствует такое основание для отказа в предоставлении данной услуги, как отсутствие в заявлении волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.

При рассмотрении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка заявителю уполномоченным органом местного самоуправления не учитывались правила, установленные ст. 28 Земельного кодекса РФ, которой закрепляется перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Статья носит исчерпывающий характер и расширенному толкованию не подлежит.

Согласно ч.1 ст. 34 Земельного кодекса РФ обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления является обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их ведении, на принципах эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, а также не допускается установление приоритетов и особых условий.

Таким образом, в соответствии с ч.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ в обязанность органа местного самоуправления входит выдача лицу, обратившемуся с заявлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, и не поставлена в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия волеизъявления исполнительного органа государственной власти.

Кроме того, органом местного самоуправления (органом администрации <данные изъяты>), осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры в <адрес>, является Управление градостроительства и архитектуры <данные изъяты>.

В соответствии с п. 4.18. решения Думы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении Управления градостроительства и архитектуры администрации <данные изъяты> и утверждении положения об Управлении градостроительства и, архитектуры администрации <данные изъяты>» УГА наделено полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Между тем, обращение Департамента об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории были возвращены администрацией <данные изъяты> без направления их в УГА - орган, наделенный соответствующими полномочиями в данной сфере.

При этом, суд учитывает, что Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты> направляет в администрацию <данные изъяты> только обращение, которое в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, подлежит рассмотрению в течение месяца. Именно такой срок установлен законодателем, для предоставления заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на утверждение.

При указанных обстоятельствах, действия Администрации <данные изъяты>, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по вышеуказанным основаниям противоречат закону и нарушают права Боровской А.Е., Жердиной В.Н., Лисиной М.Н., Синькинеева И.А., Жердина Н.И., Дубина В.А., Киряева В.В. на оформление земельного участка.

Согласно ч. 3 ст. 258 ГПК РФ, решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

В силу ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с Уставом <адрес>, Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Земельным кодексом РФ заявление Боровской А.Е., Жердиной В.Н., Лисиной М.Н., Синькинеева И.А., Жердина Н.И., Дубина В.А., Киряева В.В. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: в районе <адрес>, должно быть рассмотрено должностными лицами органа местного самоуправления, во-первых, потому что данное обращение поступило и зарегистрировано в органе местного самоуправления, а, во-вторых, граждане вправе обжаловать действия (бездействие), которым созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод. При этом, действующим законодательством предусмотрен 30-дневный срок рассмотрения таких заявлений, в связи с чем суд полагает возможным возложить на администрацию <данные изъяты> обязанность рассмотреть вышеуказанные заявления Боровской А.Е., Жердиной В.Н., Лисиной М.Н., Синькинеева И.А., Жердина Н.И., Дубина В.А., Киряева В.В. в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Боровской ФИО13, Жердиной ФИО14, Лисиной ФИО15, Синькинеева ФИО16, Жердина ФИО17, Дубина ФИО18, Киряева ФИО19 о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации <данные изъяты> незаконным – удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты>, расположенного в районе в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства, в отношении Боровской ФИО13, Жердиной ФИО14, Лисиной ФИО15, Синькинеева ФИО16, Жердина ФИО17, Дубина ФИО18, Киряева ФИО19.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <данные изъяты> рассмотреть заявления Боровской ФИО13, Жердиной ФИО14, Лисиной ФИО15, Синькинеева ФИО16, Жердина ФИО17, Дубина ФИО18, Киряева ФИО19 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты>, расположенного в районе в районе <адрес>, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ленинского районного суда

г. Владивостока С.В. Ящук