Дело № 2-1808/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 марта 2012 г. Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Тарбеевой В.Ю., при секретаре Байбародовой М.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Коптева ФИО8, Байделюк ФИО7 к Управлению градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка; обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка, УСТАНОВИЛ: Заявители ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка; обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка. В обоснование заявления ссылаются на тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились в УГиА <адрес> за утверждением схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, для дальнейшей эксплуатации зданий: здание - бытовые помещения (Лит.Б), здание - дом отдыха для рыбаков (Лит.А). К обращению были приложены все документы, необходимые для утверждения схем расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, предусмотренные действующим законодательством. Письмом УГиА от ДД.ММ.ГГГГ №СП им было отказано в утверждении схем расположения испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие фактическое землепользование; в границы испрашиваемого земельного участка вошла береговая полоса водного объекта, являющаяся территорией общего пользования; в границы земельного участка вошли объекты «МН», «Н», правоустанавливающие документы на которые не представлены. С указанным ответом от ДД.ММ.ГГГГ №СП заявители не согласны, считают его необоснованным, нарушающим их права и законные интересы, а также не соответствующим нормам действующего законодательства, поскольку основания, на которые ссылается Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ не могут служить основанием для отказа в утверждении схем расположения земельного участка, поскольку такие основания для отказа не установлены нормативными актами. Ссылка УГиА на необоснованно завышенную площадь испрашиваемого земельного участка не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку предоставленные технический и кадастровый паспорта подтверждают фактическое использование земельного участка, необходимого для обслуживания зданий. Действующее законодательство РФ не содержит запрета на предоставление земельных участков, являющихся территорией общего пользования, в аренду. По объектам «МН» и «Н» на временные хозяйственные объекты правоустанавливающие документы не требуются. Поскольку утверждённая органом местного самоуправления схема расположения земельного участка является единственным основанием для постановки земельного участка на кадастровый учёт, а также основанием для получения кадастрового паспорта земельного участка, необходимого для предоставления в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, у заявителей отсутствует возможность воспользоваться преимущественным правом на оформление земельного участка, необходимого для обслуживания здания. Вопрос о возможности или невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка должен решаться после завершения процедуры формирования земельного участка. Таким образом, необоснованный отказ УГиА Администрации <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка нарушает права и законные интересы ФИО1, ФИО2, создав препятствия к оформлению преимущественного права на оформление испрашиваемого земельного участка. Просит признать незаконным решение УГиА администрации <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № СП об отказе в утверждении схем расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, гр.ФИО1, ФИО2, для эксплуатации зданий. Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> в трёхдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать ФИО1, ФИО2 схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель ФИО1 и ФИО2 по доверенности настаивала на заявлении по основаниям, указанным в нем. Дополнительно пояснила, что технический и кадастровый паспорт, а также топосъемка подтверждают фактическое землепользование; на топосъемке обозначен забор. В законе не предусмотрено запрета на предоставления территорий общего пользования в аренду; они не подлежат приватизации, а арендовать их можно, Действия по предоставлению земель не относятся к компетенции УГиА, указанный вопрос к их полномочиям не относиться. Объекты «МН» и «Н» - это хозяйственные постройки, которые использользуются для нужд собственников. Они не капитальные и не требуют предоставления документации. Ими был предоставлен требуемый пакет документов. Представитель Управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> в судебном заседании с заявлением представителя ФИО1 и ФИО2 не согласился, представил отзыв, согласно которого, Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учётом зонирования и условий использования соответствующей территории, а также корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Функции УГА администрации <адрес> не сводятся только к технической работе. Утверждать схему расположения земельного участка орган местного самоуправления должен не механически, а соблюдением норм действующего законодательства, т.е. с учётом градостроительных норм и правил, зонированием территории, с учётом наложения границ земельных участков смежных пользователей, не нарушая при этом, прав и законных интересов граждан, а также юридических лиц. Функция органа осуществляющего территориальное планирование, УГА администрации <адрес> обязано учитывать не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но и учитывать перспективы использования и развития территории, с учётом ее зонирования. Для всех типов застройки в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно-транспортной инфраструктуры. Предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования. Целевое назначение объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности заявителю, не предполагает стоянку маломерных судов и не предназначены для их эксплуатации. Также заявителем не представлено сведений о наличии у него маломерных судов. Заявитель не представил доказательств и правовых обоснований, подтверждающих пользование испрашиваемыми земельными участками прежними собственниками, а также необходимость использования земельных участков указанной площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях. В соответствии с картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружений. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (п.4. ст. 85 ЗК РФ). Поскольку оспариваемые земельные участки имеют рекреационное назначение и относятся к землям особо охраняемых территорий в силу ст. 94 ЗК РФ, а земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей, использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается, то поскольку целевое назначение объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности не соответствует градостроительному регламенту зоны Р-2. площадь испрашиваемых земельных участков должна быть предельно минимальной. Также заявители превысили испрашиваемую норму площади предоставления земельных участков по указанному целевому назначению на территории ВГО, которая составляет 2000 кв. м, на основании Муниципального правового акта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 63-МПА "Об утверждении норм предоставления земельных участков в городе Владивостоке". 3емельный участок площадью 4701 кв.м, согласно схеме его расположения на кадастровом плане территории, а также фрагменту карты градостроительного зонирования на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в районе <адрес>, находится в береговой полосе, на нем расположены объекты недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на которые заявителем не представлены, и отсутствуют те объекты для эксплуатации которых он испрашивается. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Органом уполномоченным на утверждение границ земельного участка, относящегося к землям водного фонда, а также на его предоставление является Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, которое осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории <адрес>, Камчатского, Приморского, Хабаровского и <адрес>в, Амурской и Сахалинской областей, где расположены отделы водных ресурсов, являющиеся структурными подразделениями Управления. То есть заявитель обратился за утверждением схемы расположения земельного участка в береговой полосе в неуполномоченный на то орган. Заявитель необоснованно включил в границы испрашиваемых земельных участков объекты недвижимого имущества с литерами МН и Н, правоустанавливающие документы на которые не представлены. Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 МН и Н, утвержденные Главным управлением геодезии и картографии ГУГК при Совете Министров СССР 25 ноября 1986, обозначают на топографической съемке строение нежилое неогнестойкое. Отсутствие сведений о регистрации прав на земельный участок, предоставленный для размещения объектов недвижимого имущества с литерами МН и Н, не свидетельствует о самовольном возведении на этом земельном участке или об отсутствии прав на них. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию правообладателя. В спорной ситуации формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем, приведет к наложению его границ на уже имеющиеся на земельном участке объекты, и, соответственно к невозможности их использования и эксплуатации. Заявитель не представил в УГА и суду разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, для использования которых испрашивается утверждение схемы границ земельного участка. Выслушав представителя заявителей, представителя УГиА, исследовав материалы дела, суд полагает собранные и представленные в соответствии с требованиями ст.ст.56-73 ГПК РФ доказательства допустимыми и достаточными для вынесения решения; считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений. В силу ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Согласно ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Судом установлено, подтверждается имеющимися в деле документами, представленными заявителем, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление градостроительства и архитектуры (УГиА) Администрации <адрес> поступило заявление ФИО1 и ФИО2 регистрационный № об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территорий площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, для дальнейшей эксплуатации зданий. Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ, Управление градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> отказало ФИО1 и ФИО2 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав в обоснование отказа, что заявителями не представлены документы, подтверждающие фактическое землепользование; в границы испрашиваемого земельного участка вошла береговая полоса водного объекта, являющаяся территорией общего пользования; в границы земельного участка вошли объекты «МН», «Н», правоустанавливающие документы на которые не представлены. В соответствии с ч.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. В соответствии с ч.2 ст.36 ЗК РФ, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. В соответствии с ч.7 ст.36 ЗК РФ, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Таким образом, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования. Согласно п.2.6 «Регламента предоставления Администрацией <адрес> услуги "утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории"», утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 57, перечень возможных для получения услуги документов включает в себя … в п.9: копию технического паспорта на здание, строение, сооружение или копию кадастрового паспорта объекта недвижимости (при наличии строений на земельном участке); копию литерной схемы, в случае расположения нескольких объектов капитального строительства на одном земельном участке. Судом установлено и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ заявителями в УГА Администрации <адрес> был сдан весь требуемый пакет документов, согласно утвержденного Регламентом перечня. Пункт 2.6 Регламента не содержит обязательное требование в Перечне предоставить в УГА и технический, и кадастровый паспорт на строение; в нем в п.п.9 указано, что предоставляется или технический, или кадастровый паспорт строения. В ст. 36 ЗК РФ так же не указано, что сведения о фактическом использовании земельного участка содержатся именно в техническом паспорте строения. Судом так же установлено, что и кадастровый паспорт на строение, и технический паспорт на строение заказываются за плату за счет заявителя в одной организации – ФГУП «Ростехинвентаризация». Из представленных суду технических и кадастровых паспортов на здания следует, что технический паспорт дома отдыха рыбаков от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения: год постройки ДД.ММ.ГГГГ, площадь <данные изъяты>, площадь земельного участка <данные изъяты> Технический паспорт дома бытовых помещений от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения: год постройки ДД.ММ.ГГГГ, площадь <данные изъяты> площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, предметом договора являются объекты недвижимости: дом для отдыха рыбаков площадью <данные изъяты> кв. м.; бытовые помещения площадью <данные изъяты> кв.м. Каких либо иных строений на испрашиваемом земельном участке в техническом паспорте и договоре купли-продажи не отражено. Так же на обзорной схеме и в топосъемке отражен организацией ООО «<данные изъяты>» тот факт, что испрашиваемый земельный участок обнесен забором, что подтверждает его фактическое использование. Таким образом, отказ УГиА со ссылкой на необоснованно завышенную площадь испрашиваемого земельного участка необоснован, поскольку предоставленные технический и кадастровый паспорта подтверждают фактическое использование земельного участка, необходимого для обслуживания зданий. Согласно имеющейся в материалах дела карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки на территории <данные изъяты> городского округа, утвержденных Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2). В соответствии со ст.8 ВК РФ, водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. В силу ст.6 ВК РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Вместе с тем, действующее законодательство РФ (ст.85 ЗК РФ) не содержит запрета на предоставление земельных участков, являющихся территорией общего пользования, в аренду. Объекты «МН» и «Н», являющиеся временными некапитальными хозяйственными постройками, не требуют предоставления правоустанавливающих документов. В случае, если бы указанные постройки являлись капитальными, то инженером они были бы обозначены лит «К». Согласно письму ООО «ВостокГеоПроект», представленному в суд ДД.ММ.ГГГГ, при изготовлении топографической съемки инженером-геодезистом была допущена ошибка и объект «КН» - капитальное нежилое, был ошибочно обозначен, как «КЖ» - капитальное жилое. Так же суду заявителями представлена топосъемка от ДД.ММ.ГГГГ с исправлением, внесенным инженером ООО «<данные изъяты>», и заверенная УГиА Администрации <адрес>. Таким образом, отказ УГиА от ДД.ММ.ГГГГ по указанным основаниям являлся необоснованным. Вопрос о возможности или невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка должен решаться после завершения процедуры формирования земельного участка. Таким образом, необоснованный отказ УГиА Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка нарушает права и законные интересы ФИО1, ФИО2, создав препятствия к оформлению преимущественного права на оформление испрашиваемого земельного участка. В судебном заседании представителем УГиА Администрации <адрес> были названы иные обстоятельства для отказа в утверждении заявителям схемы расположения испрашиваемого земельного участка: наложение участков, нарушающее права третьих лиц и прочие. Однако, в письме УГиА от ДД.ММ.ГГГГ за №, которое оспаривается заявителями в суде, эти обстоятельства не отражены. В связи с этим, они не рассматривались судом как обстоятельства, влекущие отказ в утверждении схемы расположения земельного участка и не могут учитываться судом при принятии решения по заявлению ФИО1 и ФИО2 об оспаривании ответа от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 254 ГПК РФ. Руководствуясь ст.ст. 12,192-199, 254-256 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Коптева ФИО9, Байделюк ФИО10 о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка; обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка, удовлетворить частично. Признать незаконным отказ Управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>. Обязать УГиА устранить допущенное нарушение. В остальной части заявленных требований Коптеву ФИО11 и Байделюк ФИО12 отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательном виде, с 26.03.2012 г. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока В.Ю. Тарбеева <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Именем Российской Федерации <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>