оспаривание действий уга



Дело № 2-3779/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июня 2012 года Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего судьи Гарбушиной О.В.

при секретаре Чешихиной А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильницкого <данные изъяты> об оспаривании действий администрации <адрес>, Департамента земельных отношений государственного строительного и контроля в области долевого строительства <адрес>,

у с т а н о в и л:

Ильницкий А.Я. обратился в суд с названным заявлением, указав, что администрацией <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ Д отказано в его обращении в Департамент земельных ресурсов и землеустройства <адрес> по его заявлению о предоставлении земельного участка, расположенного в районе с/т «Лиман», для ведения дачного хозяйства. Основанием отказа в обращении явилось расположение испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка, формируемого для предоставления многодетным семьям на территории <адрес> края.

Заявитель считает отказ незаконным, ссылаясь на то, что пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, обязывает орган местного самоуправления утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка.

Просит признать незаконным действие администрации <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ Д, выразившееся в невыполнении действий предусмотренных п. 4 ст. 34 ЗК РФ по обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе с/т «Лиман»-для ведения дачного хозяйства.

Обязать администрацию <адрес> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение по обращению Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. , по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью ФИО6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе с/т «Лиман» - для ведения дачного хозяйства.

В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заявителя по доверенности ФИО3 поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель администрации <адрес> и Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> по доверенности ФИО4 с заявленными требованиями не согласилась и суду пояснила, что Департамент земельных ресурсов и землеустройства <адрес> направил обращение заявителя в администрацию <адрес> за утверждением схемы расположения земельного участка в районе с/т «Лиман» для целей, не связанных со строительством.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Д отказано в утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

Основанием отказа в утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка, явилось расположение испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка, формируемого для предоставления многодетным семьям на территории <адрес> края.

Полагает, что отказ обоснован и не нарушает права Ильницкого А.Я.

Сформированные уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> земельные участки передаются безвозмездно в соответствии со ст.19 ЗК РФ, в муниципальную собственность в целях из бесплатного предоставления в собственность граждан.

Формирование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в административном центре <адрес>, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков.

Таким образом, в целях реализации п. 2 ст. 28 ЗК РФ и ст. 4 закона ПК от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в <адрес>» органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности <адрес> производится формирование земельных участков для предоставления многодетным семьям на территории <адрес>.

Письмом УМС администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый, формируемый земельный участок предоставлен постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному учреждению «Комплексное развитие земель в <адрес>» для организации зоны для активного отдыха детей на открытом воздухе и администрация в пределах своих полномочий распорядилась данным участком. Моментом возникновения права муниципальной собственности на данный участок является принятие постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Администрацией <адрес> решается вопрос оформления земельного участка в муниципальную собственность, а утверждение схемы расположения земельного участка заявителю может привести к невозможности оформления земельного участка в муниципальную собственность.

Просила в удовлетворении заявления отказать.

Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В письменном отзыве с заявленными требованиями не согласился, указал, что обязанность по разработке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории лежит на органе местного самоуправления. Поскольку земельный участок не сформирован, то препятствий к предоставлению его заявителю не имеется.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ч.1 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственно власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

ДД.ММ.ГГГГ Ильницкий А.Я. обратился в Департамент земельных ресурсов и землеустройства <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в районе с/т «Лиман», ориентировочной площадью около 2000 кв.м в аренду для ведения дачного хозяйства.

Департамент земельных ресурсов и землеустройства <адрес> направил обращение и заявление Ильницкого А.Я. со сведениями о земельном участке в администрацию <адрес> для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Д администрация <адрес> сообщила Ильницкому А.Я. и Департаменту о невозможности утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка, поскольку участок расположен в границах земельного участка, формируемого для предоставления многодетным семьям на территории <адрес> края.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктами 2, 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу п.4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , полномочиями утверждать схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора наделено управление.

Таким образом, на администрацию <адрес> возлагается обязанность, предусматривающая изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории в месячный срок.

Земельный кодекс РФ не предусматривает снятие с рассмотрения обращения об утверждении схемы расположения земельного участка.

Заявление Ильницкого А.Я. и приложенные к нему документы позволяли определить цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ.

Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» где основаниями для отказа является отсутствие в заявлении цели использования земельного участка, его предоставляемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.

Как установлено, заявление Ильницкого А.Я. было подано в соответствии с правилами предусмотренными законом, и приложенные к нему документы позволяли определить цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ.

Доводы Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> об отсутствии нарушения прав Ильницкого А.Я. в связи с тем, что земельный участок расположен в границах участка формируемого для предоставления многодетным семьям на территории <адрес> не обоснованы, поскольку противоречат ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, которая обязывает выдать схему заявителю.

Вместе с тем, администрацией <адрес> не представлено доказательств наличия зарегистрированного права на испрашиваемый земельный участок.

Отказ Ильницкому А.Я. в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане с такой формулировкой как «нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка формируемого для предоставления многодетным семьям» не правомерен, поскольку ответ предполагает формирование земельного участка в будущем,, вместе с тем отказ неправомерен, поскольку испрашиваемый земельный участок не зарегистрирован третьими лицами, а предполагаемое формирование земельного участка не может являться основанием для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане заявителю.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (или бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Оспариваемое действие нарушает права и законные интересы Ильницкого А.Я.так как препятствует оформлению его прав на земельный участок, истребуемый для дачного хозяйства.

В соответствии с п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу положений ст. 34 Земельного кодекса РФ отсутствие утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории влечет за собой невозможность постановки земельного участка на кадастровый учет, и, следовательно, невозможность принятия уполномоченным органом решения о предоставлении заявителю испрашиваемого участка.

Доводы представителя УГА <адрес>, о том, что у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия или обязанности по изготовлению схем расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории суд не принимает во внимание, поскольку на орган местного самоуправления ст. 34 Земельного кодекса РФ возлагается обязанность по утверждению и выдаче схемы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ильницкого <данные изъяты> об оспаривании действий администрации <адрес>, Департамента земельных отношений государственного строительного и контроля в области долевого строительства <адрес> – удовлетворить.

Признать незаконным действие администрации <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ Д, выразившееся в невыполнении действий предусмотренных п. 4 ст. 34 ЗК РФ по обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе с/т «Лиман»-для ведения дачного хозяйства.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе с/т «Лиман» - для ведения дачного хозяйства, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца.


Судья: Гарбушина О.В.