заявление Прокурора г. Владивостока в интересах Российской Федерации о признании незаконным отказа администрации г. Владивосток о предоставлении в Прокуратуру г. Владивосток персональных данных членов семей муниципальных служащих, обязать администрацию г



Дело №2-3732/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Тельнова Е.А.

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации о признании незаконным отказа администрации <адрес> о предоставлении в Прокуратуру <адрес> персональных данных членов семей муниципальных служащих, обязать администрацию <адрес> исполнить законные требования прокурора путем предоставления в прокуратуру <адрес>, персональные данные супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих администрации <адрес>: фамилия, имя, отчество членов семьи, дата и место рождения, место регистрации и жительства, паспортные данные, паспортные данные, ИНН (при наличии),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ в целях проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в части выполнения муниципальными служащими администрации <адрес> обязанности по предоставлению работодателю сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи, заместителем прокурора <адрес> Соколовой Н.С. на имя главы <адрес> направлено требование о предоставлении сведений и документов , в соответствии с которым глава города обязан к ДД.ММ.ГГГГ предоставить в прокуратуру <адрес> персональные данные муниципальных служащих администрации, а также персональные данные в отношении супруга (супруги) и несовершеннолетних детей указанных служащих. Главой <адрес> исполнение требования прокурора поручено заместителю главы администрации Химич Е.А. ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры <адрес> поступили персональные данные муниципальных служащих администрации <адрес>. В отношении предоставления персональных данных членов семей муниципальных служащих из администрации <адрес> поступил отказ, подписанный заместителем главы администрации Химич Е.А. Неисполнение требования заместителя прокурора <адрес> создает препятствия осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в сфере муниципальной службы, а также не позволяет надлежащим образом проверить достоверность предоставленных муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов их семей. Просит признать незаконным отказ администрации <адрес> в предоставлении в прокуратуру <адрес> персональных данных членов семей муниципальных служащих; обязать администрацию <адрес> исполнить законные требования прокурора путем предоставления в прокуратуру <адрес> персональных данных супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих администрации <адрес>: фамилия, имя, отчество членов семьи, дата и место рождения, место регистрации и жительства, паспортные данные, ИНН (при наличии).

В судебном заседании помощник прокурора поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации <адрес> с требованиями прокурора не согласился. Суду пояснил, что сведения о персональных данных членов семей сотрудников администрации <адрес> представлены не были, с указанием объективной причины, по которой данные сведения невозможно представить в прокуратуру <адрес>. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые муниципальным служащим являются сведениями конфиденциального характера, если федеральными законами они не отнесены к сведениям составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну. Персональные данные членов семей сотрудников администрации <адрес> в табличной форме в администрации <адрес> отсутствуют. Кроме того, согласие членов семьи сотрудников администрации <адрес> на передачу персональных данных третьим лицам в администрации <адрес> отсутствуют. Обязанность предоставить вышеуказанные сведения возложена федеральным законодательством на муниципальных служащих администрации <адрес>. Вместе с тем федеральный законодатель не корреспондирует указанную норму с обязанностью членов семьи муниципальных служащих по предоставлению таких сведений. Таким образом, федеральный законодатель не ограничивает права членов семьи сотрудников администрации <адрес>. Запрос информации в отношении членов семьи сотрудников администрации не согласуется с предметом прокурорского надзора и выходит за его пределы. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела в совокупности, полагает требования необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в целях проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в части выполнения муниципальными служащими администрации <адрес> обязанности по предоставлению работодателю сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи, заместителем прокурора <адрес> Соколовой Н.С. на имя главы <адрес> направлено требование о предоставлении сведений и документов , в соответствии с которым глава города обязан к ДД.ММ.ГГГГ предоставить в прокуратуру <адрес> персональные данные муниципальных служащих администрации <адрес>, а также персональные данные в отношении супруга (супруги) и несовершеннолетних детей указанных служащих.

Главой <адрес> исполнение требования прокурора поручено заместителю главы администрации Химич Е.А.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры <адрес> поступили персональные данные муниципальных служащих администрации <адрес>.

Предоставление персональных данных членов семей муниципальных служащих администрации <адрес> не имелось возможности представить (письмо, подписанное зам. главы администрации Химич Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ)

В соответствии с подпунктами «б», «д» п.9 Национальной стратегии противодействия коррупции, указанная стратегия реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства РФ и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов РФ и муниципальных образований по противодействию коррупции.

Так, согласно ст. 8 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на муниципальных служащих возложена обязанность ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Указанные персональные данные предоставляются муниципальными служащими в виде справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей муниципального служащего. Форма данной справки утверждена муниципальным правовым актом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -МПА «Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об организации проверки их достоверности и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению». В утвержденной форме справки отсутствует необходимость на указание следующих данных: место рождения, паспортных данных, ИНН.

Таким образом, администрация <адрес> не располагает указанными персональными сведениями.

В соответствии со ст. 23 Конституции РФ члены семьи муниципальных служащих имеют право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Данное право может быть ограничено только федеральным законом.

Согласно ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» определяет, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Пункт 10 ст. 3, ст. 7 вышеуказанного ФЗ устанавливают конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

На основании вышеизложенного ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.4 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» наделяют полномочием администрацию <адрес> получать персональные данные не от субъекта персональных данных (членов семьи муниципальных служащих), а от других лиц. В тоже время федеральный законодатель не дает полномочий по передаче полученных персональных данных без согласия самого субъекта персональных данных.

Согласно представленным в материалы документов, требование прокуратуры <адрес> основано на ст. ст. 6, 22 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ».

Ст. 22 указанного ФЗ предусматривает, что прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Вместе с тем, ст. 21 предусматривает, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Следовательно, перечень запрашиваемой прокуратурой <адрес> информации и документов не могут носить абстрактный характер, а должны ограничиваться только рамками проводимой проверки.

Также пунктом 6 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» приказано проверки исполнения законов проводить на основании поступившей информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.).

Требование, направленное в администрацию <адрес> предписывало предоставить информацию в отношении членов семей всех сотрудников администрации <адрес> и не содержало оснований для запроса прокуратурой <адрес> персональных данных членов семей сотрудников администрации <адрес>.

Положениями п. 6 ст. 8 Закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должностей государственной или муниципальной службы, а также служащего, замещающего должности государственной или муниципальной службы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно ч. 6 ст. 12 ФЗ от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок проведения вышеуказанной проверки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Таким образом, проверка достоверности предоставленных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральным законодателем возложена на нанимателя (работодателя), а осуществление надзорной функции за исполнением законов прокуратурой <адрес> должно осуществляться только в порядке, предусмотренном ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ».

Таким образом, суд полагает, требования Прокурора <адрес> о признании незаконным отказа администрации <адрес> о предоставлении в Прокуратуру <адрес> персональных данных членов семей муниципальных служащих, обязании администрации <адрес> исполнить законные требования прокурора путем предоставления в прокуратуру <адрес>, персональные данные супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих администрации <адрес> являются необоснованными и противоречащими действующему законодательству.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации о признании незаконным отказа администрации <адрес> о предоставлении в Прокуратуру <адрес> персональных данных членов семей муниципальных служащих, обязать администрацию <адрес> исполнить законные требования прокурора путем предоставления в прокуратуру <адрес>, персональные данные супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих администрации <адрес>: фамилия, имя, отчество членов семьи, дата и место рождения, место регистрации и жительства, паспортные данные, паспортные данные, ИНН (при наличии) – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: Е.А. Тельнов