Дело № 2-3243/12 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Владивосток 05.05.2012 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Ящук С.В., при секретаре Андриенко Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рыбалко ФИО4 к ФКУ <данные изъяты> о взыскании единовременного денежного вознаграждения за ДД.ММ.ГГГГ и взыскании районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах <данные изъяты> к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ, У С Т А Н О В И Л : Рыбалко ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ работала ведущим инженером отдела квартирно-эксплуатационного управления (КЭУ) <данные изъяты>, находящегося на финансовом обеспечении ФКУ <данные изъяты>. Вышеуказанная должность в штате 2/245 – квартирно-эксплуатационное управление (КЭУ) <данные изъяты> поименована «гражданский персонал». Начисление заработной платы производится по приказу Министра обороны от 02.03.2001г. № 90, которым предусмотрены, кроме указанных конкретных выплат, и «иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами». Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2007г. № 645 «О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнении) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» установлено, что указанное вознаграждение выплачивается гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2 «в» постановления). Таким образом, выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года (ЕДВ) согласно постановлению Правительства от 05.10.2007 года № 645 положена и гражданскому персоналу. Относится к категории «гражданский персонал» на основании штата № 2/245 – управление <данные изъяты>. Решением Верховного Суда РФ от 16.03.2005 года № ВКПИ 04-1116 установлено, что гражданский персонал органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных сил Российской Федерации относится к гражданскому персоналу отдельных органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил РФ. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» пунктом 4-а установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направленных для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчете на год). Пунктом 4-б указанного постановления установлено, что фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах <данные изъяты>. Письмом Министерства Труда РФ № ПО/3989 от 09.01.1997 г. разъясняются порядок начисления и выплат материальной помощи: «Если же какая-то часть средств, предусмотренных на выплату материальной помощи, в соответствии с принятым в организации локальным нормативным актом выплачивается всем или большинству работников, например к отпуску, то такая материальная помощь носит премиальный характер, относится к фонду заработной платы и на эти суммы начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате». Просит взыскать с ФКУ <данные изъяты> в её пользу единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и выплату районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах <данные изъяты> к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания по делу уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Направил в суд отзыв на исковое заявление в котором просил рассмотреть дело по существу в свое отсутствие. Согласно отзыву, представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, считает, что иск удовлетворению не подлежит в части взыскания невыплаченных сумм районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах <данные изъяты> на материальную помощь за ДД.ММ.ГГГГ, так как в соответствии с п.19 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной приказом Минтруда РСФСР 22.11.1990 года №2 (в редакции приказа Минтруда от 11.07.1991 г. №77) в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, единовременному вознаграждению за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда. По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005). В соответствии с п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки. Согласно п.1 ст. 35 и п.1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства. Суд, выслушав истца, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи со следующим. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. Как установлено, Рыбалко Г.В. в ДД.ММ.ГГГГ работала ведущим инженером отдела квартирно-эксплуатационного управления (КЭУ) <данные изъяты>, находящегося на финансовом обеспечении ФКУ <данные изъяты>. Вышеуказанная должность в штате 2/245 – квартирно-эксплуатационное управление (КЭУ) <данные изъяты> поименована «гражданский персонал». Данный вывод, так же подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 16.03.2005г. № ВКПИ 04 – 116, которым установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с организационной структурой Министерства обороны РФ гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений. Частью 5 ст.11 ТК РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества. Согласно положения ст.144 ТК РФ для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются правительством Российской Федерации. 07.12.1994 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации внутренних войск и органов внутренних дел». Пунктом первым указанного постановления Правительство Российской Федерации предоставило Министру обороны Российской Федерации право устанавливать гражданскому персоналу Вооруженных Сил с 1 января 1995 г. единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных окладов. Постановлением правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 года № 645 «О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнении) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» установлено, что указанное вознаграждение выплачивается гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2 «в» постановления). Из этого следует, что выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года (ЕДВ) согласно постановлению Правительства от 05.10.2007 года № 645 положена и гражданскому персоналу инспекции технического надзора отдела капитального строительства <данные изъяты>. Приказом Министра обороны РФ№ 325 от 19.08.2002г. «О выплате отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года», было определено, что единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года выплачивается гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, финансируемых из федерального бюджета, оплата труда которого производится на основе Единой тарифной сетки. Между тем, приказ №325 МО РФ «О выплате отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года», в настоящее время утратил силу в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 16.02.2009 г. № 52 в связи с введением новой системы оплаты труда. Установлено, что должность истца относятся к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, был переведен на новую систему оплаты труда, отличную от оплаты на основе Единой тарифной сетки и следовательно при прочих равных условиях труда с работниками иных категорий гражданского персонала установленными в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 1994 года № 1349 и от 2000 г. № 1027 нарушаются их права на равную оплату за труд равной ценности, предусмотренный ТК РФ, поскольку труд истцов без выплат ЕДВ оплачивается значительно меньше. Учитывая, что приказом № 90 МО РФ от 02.03.2001г. регулируются условия и порядок оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, не являющихся государственными служащими, а к указанным работникам относится гражданский персонал инспекции технического надзора отдела капитального строительства <данные изъяты>, то выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года (ЕДВ) согласно постановления Правительства от 5.10.2007 года № 645 положена истцу. Как следует из статьи 129 ТК РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Материальная помощь входит в ежегодный фонд оплаты труда и, как составная часть ежегодного фонда оплаты труда, формируется с учётом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах <данные изъяты>. Управление финансового обеспечения МО РФ выплатило материальную помощь в ДД.ММ.ГГГГ без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах <данные изъяты>. В силу ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях. отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Правовое регулирование вопросов, связанных с оплатой труда работников, осуществляется нормами Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами. Таким образом, поскольку материальная помощь предусмотрена коллективным договором и непосредственно связана с надлежащим выполнением работником своих трудовых обязанностей, она подлежит отнесению к системе оплаты труда. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ). В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Согласно статьям 316, 317 ТК РФ размер процентной надбавки к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации. По смыслу ст. ст. 10,11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачиваются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. По Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027 (ред. от 02.10.2009) «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере 3 должностных окладов; премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов; материальной помощи - в размере 2 должностных окладов; ежемесячного денежного поощрения - в размере 12 должностных окладов. Анализируя во взаимосвязи указанные нормы права, следует сделать вывод о том, что, в состав денежного довольствия, на которое начисляются процентные надбавки и коэффициенты, включается и материальная помощь. Поскольку факт невыплаты истице районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах <данные изъяты> к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей нашел подтверждение в ходе слушания дела и не опровергнут ответчиком, суд полагает требования истца в данной части удовлетворить в полном объеме. На основании расчета представленного истцом, проверенного судом и признанного верным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 г № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации внутренних войск и органов внутренних дел» сумма ЕДВ равна размеру двух должностных окладов истца. Согласно расчета на выплату единовременного денежного вознаграждения за ДД.ММ.ГГГГ гражданскому персоналу отдела квартирно-эксплуатационного управления (КЭУ) <данные изъяты>, единовременное вознаграждение Рыбалко Г.В. составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования Рыбалко ФИО4 к ФКУ <данные изъяты> – удовлетворить. Взыскать с ФКУ <данные изъяты> в пользу Рыбалко ФИО4 единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Взыскать с ФКУ <данные изъяты> в пользу Рыбалко ФИО4 районный коэффициент и процентную надбавку за работу в южных районах <данные изъяты> к материальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Заявление о пересмотре решения может быть подано в Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 7 дней со дня вручения им копии рушения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца по истечении срока подачи заявления об отмене решения суда. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока Ящук С.В.