Дело № 2-3244/12 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Владивосток 28.05.2012 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи С.В. Ящук, при секретаре Н.Ф. Андриенко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковенко ФИО5 к Федеральному казенному учреждению <данные изъяты> о взыскании средней заработной платы за период ежегодного оплачиваемого отпуска за ДД.ММ.ГГГГ и вычета из указанной суммы подоходного налога в бюджетную систему РФ, У С Т А Н О В И Л : Истец обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что работает на 0,5 ставки по совместительству в должности главного документоведа отделения снабжения медицинской службы <данные изъяты>, которое находится на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения <данные изъяты>. Приказом начальника медицинской службы <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск, начислены и выплачены отпускные без учета премий по приказу МО РФ № 115-2009 г. и № 1010-2010 г., хотя гражданскому персоналу управления <данные изъяты>, ушедшему в отпуск до ДД.ММ.ГГГГ отпускные насчитывались и выплачивались с учетом выданных в ДД.ММ.ГГГГ премий. С расчетом среднего заработка за отработанный период и размером выплаченной средней заработной платы (отпускных) не согласен. Порядок и условия оплаты труда гражданского персонала управления <данные изъяты> определены постановлением Правительства Российской Федерации «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» от 30 декабря 2000 года № 1027, так и изданным в его исполнении приказом Министра Обороны Российской Федерации «Об упорядочении оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации» от 2 марта 2001 года № 90. Согласно статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок её исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Полагает, что с учетом всех вышеперечисленных видов выплат средняя заработная плата за расчетный для оплаты отпуска период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейку. Ему было выплачено <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Разница в выплате составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Просит суд взыскать с ФКУ <данные изъяты> в его пользу сумму разницы невыплаченной средней заработной платы за отпуск в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и последующего перечисления с данной суммы подоходного налога в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек в бюджетную систему Российской Федерации. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - ФКУ <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005). В соответствии с п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки. Согласно п.1 ст. 35 и п.1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства. Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Как установлено в судебном заседании, истец работает на 0,5 ставки по совместительству в должности главного документоведа отделения снабжения медицинской службы Тихоокеанского флота, которое находится на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения <данные изъяты>. Также в судебном заседании было установлено, что в отделении снабжения медицинской службы <данные изъяты> начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. № 90. Согласно приказа МО РФ № 1010, Яковенко П.С. выплачена премия в размере <данные изъяты> руб. Приказом начальника медицинской службы <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Согласно справке-расчета оплаты отпуска истцу были начислены денежные средства для оплаты отпуска на основании среднего дневного заработка. При этом, ФКУ <данные изъяты> при исчислении среднего дневного заработка не включило премии, полученные им по результатам работы, предусмотренные приказом МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010. Однако, отказ во включении премии в расчет среднего заработка при предоставлении отпуска, по мнению суда не состоятелен в силу следующего. Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с п.2,3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие). Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В силу ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений. Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества. На основании ст. 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на ежемесячное получение денежного довольствия в установленных размерах, которое состоит из месячных окладов по воинской должности и воинскому званию, месячных и иных дополнительных выплат, а порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ. Согласно п.9 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», кроме предусмотренных в нем выплат, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Так, п.1 приказа МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ. Премии по результатам службы выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях флота (отдельных органов флота), сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны (п.2). Данный вывод суда основывается также на вышеуказанных выписках из приказов командующего <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных выплатах личному составу <данные изъяты>», № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных выплатах личному составу <данные изъяты>» и № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных выплатах личному составу <данные изъяты>», которыми истцу назначены премии, не включенные в расчет среднего дневного заработка, согласно которым премии выплачены за счет экономии денежных средств, выделенных <данные изъяты> на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала. Вышеуказанным Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п.1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание (п.11). Таким образом, премии предусмотренные приказом МО РФ № 1010, установлены системой оплаты труда работников органов военного управления, поскольку формируются за счет экономии бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Кроме того, данные премии относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя. Данная премия, предусмотренная приказом МО РФ № 1010, не является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра Обороны РФ. Приказ МО РФ № 1010 распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей ВС РФ и касается неопределенного круга лиц. Кроме того, пункт 1 приказа МО РФ № 1010 предусматривает производство дополнительной выплаты ежеквартально. Согласно расчета, представленного истцом, проверенного судом и признанного верным, в связи с не включением в расчет среднего заработка истца при предоставлении ей отпуска премии, Яковенко П.С. недополучил отпускные в размере <данные изъяты> руб. В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ФКУ <данные изъяты> в пользу Яковенко П.С. <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Кроме того, в соответствии с налоговым законодательством РФ со всех начислений по заработной плате подлежит исчисление подоходного налога в размере 13% в бюджет Российской Федерации, что составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Расчет истца суммы тринадцати процентов от <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек судом признан неверным. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, суд полагает необходимым взыскать с Федерального казенного учреждения <данные изъяты> государственную пошлину в муниципальный бюджет в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейку. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Яковенко ФИО5 к Федеральному казенному учреждению <данные изъяты> о взыскании средней заработной платы за период ежегодного оплачиваемого отпуска за ДД.ММ.ГГГГ и вычета из указанной суммы подоходного налога в бюджетную систему РФ – удовлетворить. Взыскать с ФКУ <данные изъяты> в пользу Яковенко ФИО5 недовыплаченные отпускные в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а также вычет подоходного налога в бюджет Российской Федерации в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Заявление о пересмотре решения может быть подано в Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 7 дней со дня вручения им копии рушения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца по истечении срока подачи заявления об отмене решения суда. Судья Ленинского районного суда г.Владивостока С.В. Ящук