Дело № 2-1480/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 апреля 2012 года г. Владивосток Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: Председательствующего судьи Склизкова А.Н., при секретаре Мочаловой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Тильба ФИО6 об оспаривании решения Администрации г. Владивостока № № СП от 28.10.2011г., заинтересованное лицо - УГиА администрации г. Владивостока, УСТАНОВИЛ: Тильба В.А. обратился в суд с названным заявлением, указав в его обоснование, что 04.10.2011г. в Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока им подано заявление от по поводу утверждения схемы расположения границ земельного участка по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. 28.10.2011г. Администрацией г. Владивостока был вынесен отказ №СП об утверждении схемы расположения границ земельного участка. С данным отказом заявитель не согласен, считает его не законным. Просит суд признать отказ Администрации города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ № СП незаконным. Обязать Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока утвердить и выдать Тильбе ФИО7 схему расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории площадью <данные изъяты> кв.м расположенного по адресу: <адрес>. В судебном заседании представителем заявителя требования поддержаны в полном объеме. Дополнительно указано, что заявитель обращался в УГА для утверждения схемы границ земельного участка для дальнейшей эксплуатации жилого дома. В данном случае оформление земельного участка происходит согласно ст. 36 ЗК РФ. Дом постройки жилого дома датируется 1948г. Заявитель приобрёл данное домовладение на основании договора купли-продажи в 2005г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серия № Номер №. Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа были приняты 07.04.2010г. Следовательно в данном случае применение Правил, (зоны) - ОД-З не распространяется в данном случае. Заявитель имеет исключительное право на приватизацию земельного участка. УГА не является распорядительным органом по предоставлению в аренду или собственность земельных участков, считаем, что отказ, основанный на отсутствии объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке является преждевременным. Утверждение схемы расположения земельного участка является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится, в том числе, формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории. В соответствии с названной нормой права утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости, с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для соответствующих целей. Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края будет решать вопрос о предоставлении земельного участка. Испрашиваемый участок не накладывается на земельный участок с кадастровым номером № Тильба В.А. имеет исключительное право на предоставление земли. УГиА не является распорядительным органом. Участок расположенный вокруг дома находится в собственности. Представитель УГиА администрации г. Владивостока в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных требований возражал, представил письменный отзыв, пояснив, что на имя начальника УГА администрации г.Владивостока поступило заявление от 04.10.2011 № СП от Тильба В.А. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 318 кв.м на кадастровом плане (карте) соответствующей территории у целью приобретения права собственности, права аренды на указанный земельный участок, на котором расположен объект недвижимости. УГА администрации г.Владивостока в установленные сроки было рассмотрено обращение заявителя и 28.10.2011 был дан ответ № СП о «Возврате документов» без утверждения схемы расположения, испрашиваемого земельного участка поскольку волеизъявление заявителя не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка под объектом недвижимости и на ту часть участка, которая необходима для использования данного объекта недвижимости. Из представленной на утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка и ситуационного плана видно, что на данном земельном участке не располагается никаких объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности заявителю. Согласно кадастрового плана территории по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ местоположение земельного участка с кадастровым номером № установлено относительно ориентира - жилого дома по адресу: <адрес>, расположенного внутри границ участка с видом разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки, следовательно заявитель воспользовался своим исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом и хозяйственные постройки. Предоставление указанного земельного участка «для эксплуатации жилого дома» не возможно, так как он является дополнительным. Но в данном случае предоставление испрашиваемого земельного участка возможно с целевым назначением «для целей, не связанных со строительством (обслуживание жилого дома)», т.е. в порядке ст. 34 ЗК РФ. Заявителем нарушен порядок обращения за предоставлением земельного участка для целей не связанных со строительством, поскольку он пропустил стадию обращения в Департамент и обратился напрямую в орган местного самоуправления. Так же действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления дополнительных земельных участков, в том числе и в случае принятия нового муниципального правового акта, устанавливающие максимальные предельные размеры земельных участков как в собственность, так и в аренду. Согласно сведениям о границах земельного участка с кадастровым номером №, которыми располагало УГА администрации г. Владивостока на момент принятия решения от 28.10.2011 № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> данный земельный участок накладывался на испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Таким образом имело место нарушение прав третьих лиц. Однако к настоящему моменту из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) получена информация о границах земельного участка с кадастровым номером №, согласно которой, границы данного участка были уточнены, после чего наложение между данными земельными участка отсутствует. Согласно фрагмента карты градостроительного зонирования на территории <адрес> испрашиваемый заявителем земельный участок располагается в территориальной зоне среднего профессионального и высшего профессионального образования (ОД-3). Согласно статье 29 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утв. Решением Думы г.Владивостока № 462 о 07.04.2010 (в редакции изменений, внесенных Решением Думы г.Владивостока от 14.10.2011 № 742) (далее-ПЗЗ) данная зона среднего профессионального и высшего профессионального образования (ОД-3) определена для застройки объектами высших и средних специальных учебных заведений и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием зоны. Такой вид разрешенного использования, как обслуживание жилого дома в данной зоне отсутствует. Согласно представленной в материалы дела обзорной схемы расположения, испрашиваемого Тильба В.А. земельного участка, видно, что участок попадает в границы, 100-метровой зоны гостевого маршрута. Земельный участок для обслуживание жилого дома предполагает возведение не капитальных сооружений и установку ограждения. Таким образом, предоставление земельного участка по адресу: <адрес> для указанных целей будет противоречить требованиям реализации местных программ использования земель (статья 11 ЗКРФ). На момент обращения в суд, права и законные интересы, в том числе и права заявителя на предоставление земельных участков, не нарушены. Сведения об отказе в предоставлении земельных участков заявителями не представлены. Тильба В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте уведомлен надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовал. При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Тильба В.А.. Суд, выслушав участников, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. В силу ч. 1 ст. 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 ст. 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п.4 ст.34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Согласно ч.1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Материалами дела установлено, что заявитель Тильба В.А. имеет в собственности жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. в том числе жилая <данные изъяты> кв.м по адресу <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 25-АА № от ДД.ММ.ГГГГ 04.10.2011г.. заявитель обратился в УГиА администрации г. Владивостока с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. с целью приобретения права собственности права аренды на указанный земельный участок, на котором расположен объект недвижимости (л.д.5). Как следует из пояснений представителя заявителя, данных в судебном заседании, заявитель обратился в УГиА администрации г. Владивостока в порядке ст. 36 ЗК РФ. Утверждение схемы границ земельного участка для необходимо для дальнейшей эксплуатации жилого дома. Вместе с тем, согласно ст. 36 ЗК РФ, возможность обращения за предоставлением земельных участков в порядке указанной статьи существует только в отношении участков, на которых находятся в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения. Письмом за № СП от 28.10.2011г. документы были возвращены, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне среднего и высшего профессионального образования – ОДЗ. Кроме того, на участке отсутствуют какие-либо объекты, принадлежащие заявителю, и имеется наложение на земельный участок с кадастровым номером № В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. В соответствии с ч. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Согласно кадастровому плану территории по состоянию на 10.04.2012г. местоположение земельного участка с кадастровым номером № установлено относительно ориентира - жилого дома по адресу: <адрес>, расположенного внутри границ участка с видом разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки. Таким образом, заявитель воспользовался своим исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом и хозяйственные постройки, следовательно предоставление указанных земельного участка для эксплуатации жилого дома не возможно, так как он является дополнительным. Возможность обращения за предоставлением для целей, не связанных со строительством, земельных участков, на которых отсутствуют здания и сооружения, принадлежащие заявителям, предусмотрена ст. 34 ЗК РФ, которой установлен порядок обращения за предоставлением земельных участков, отличный от порядка, установленного ст. 36 ЗК РФ (граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории). Согласно ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего проведения государственного кадастрового учета и изготовления кадастрового паспорта земельного участка. Органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК. Следовательно, заявителем нарушен порядок обращения за предоставлением земельного участка для целей не связанных со строительством, поскольку он пропустил стадию обращения в Департамент и обратился напрямую в орган местного самоуправления. Как следует из ответа № № от 04.04.2012г. начальника УГиА ФИО4 на момент принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером № накладывался на испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Имело место нарушение прав третьих лиц. После уточнения границ земельного участка №, наложение (пересечение) между данными участками отсутствует. Из толкования статей 11, 29, 34, 36 ЗК РФ следует, что уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления распоряжаются землями, свободными от прав третьих лиц. Подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему участком. Согласно пункту 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ) условием образования земельного участка является наличие подходов, проездов как к этому участку, так и к соседним. По смыслу норм ГрК РФ, регламентирующих порядок и виды планировки застройки территории, недопустимо формирование земельных участков, приводящее к вклиниванию, изломанности границ, невозможности использования земельных участков. В свою очередь, в спорной ситуации формирование земельного участка, на момент вынесения спорного решения органа местного самоуправления, могло привести к наложению его границ на уже имеющийся земельный участок, и, соответственно к невозможности его использования и эксплуатации. Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. у УГА администрации <адрес> отсутствовали основания для утверждения. Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствие с градостроительными регламентами к территориальным зонам. Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что правилами устанавливается для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом рекреационного иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружений. В силу п.З ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для использования всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (п.4. ст. 85 ЗК РФ). Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г.Владивостока испрашиваемый заявителем земельный участок располагается в территориальной зоне среднего профессионального и высшего профессионального образования (ОД-3). Согласно статье 29 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утв. Решением Думы г.Владивостока № 462 о 07.04.2010 (в редакции изменений, внесенных Решением Думы г.Владивостока от 14.10.2011 № 742) (далее-ПЗЗ) данная зона среднего профессионального и высшего профессионального образования (ОД-3) определена для застройки объектами высших и средних специальных учебных заведений и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием зоны. Такой вид разрешенного использования, как обслуживание жилого дома в данной зоне отсутствует. Довод представителя заявителя что Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа были приняты 07.04.2010г., и следовательно их применение в части зонирования (зоны) - ОД-З не распространяется на участок Тильба В.А., в связи с чем заявитель имеет исключительное право на приватизацию земельного участка суд полагает ошибочным, поскольку за утверждением схемы Тильба В.А. обратился после утверждения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, 04.10.2011г. Одним из нормативных правовых актов, устанавливающих критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в г. Владивостоке, является постановление Главы г. Владивостока от 09.07.2009 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (ред. от 26.10.2009). Названным постановлением утверждено расположение гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, проходящего по автомобильным дорогам вдоль определенных улиц, и предусмотрено обеспечение отсутствия временных построек, киосков, навесов и других подобных построек на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью или частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси перечисленных автомобильных дорог. Пунктом 1, постановления администрации г.Владивостока от 12.09.2011 №2461 утверждено расположение гостевого маршрута на территории ВГО, проходящего по автомобильным дорогам вдоль определенных улиц. Пунктом 2 постановления главы г. Владивостока от 09.07.2009 №777 предусмотрено обеспечение отсутствия временных построек, киосков, навесов и других подобных построек на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью или частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси перечисленных автомобильных дорог. Согласно представленной в материалы дела обзорной схемы расположения, испрашиваемого Тильба В.А. земельного участка, видно, что участок попадает в границы, 100-метровой зоны гостевого маршрута. Земельный участок для обслуживания жилого дома предполагает возведение не капитальных сооружений и установку ограждения. Таким образом, предоставление земельного участка по адресу: <адрес> для указанных целей будет противоречить требованиям реализации местных программ использования земель. На основании изложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления. По изложенному, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Тильба ФИО8 об оспаривании решения Администрации г. Владивостока №СП от ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованное лицо - УГиА администрации г. Владивостока - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.Н. Склизков
землепользования и застройки градостроительный регламент
особенностей ее использования и развития, а так же возможности
территориального сочетания различных видов использования земельных
участков (жилого, общественно-делового, производственного,