Дело № 2-2486/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 июня 2012 года г. Владивосток Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: Председательствующего судьи Склизкова А.Н., при секретаре Мочаловой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Павленко ФИО6 о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, исходящий номер №-№, заинтересованное лицо Управление лесным хозяйством Приморского края, УСТАНОВИЛ: Павленко В.Д. обратился в суд с названным заявлением, указав в его обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства администрации Приморского края (далее Департамент) с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность для ведения садоводства земельного участка примерной площадью 1000кв.м., расположенного по адресу: <адрес>», участки №, так как является ветераном труда. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, исходящий № Департамент отказал заявителю в предоставлении участков, указав, что бесплатное предоставление в собственность земельных участков предусмотрено для граждан, имевших в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, в момент вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 №1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были оформлены и зарегистрированы; бесплатное предоставление в собственность земельного участка возможно в соответствии с Загоном РФ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса.. .» в случае, если земельный участок представлен гражданину до введения в действие ЗК РФ для дачного хозяйства, огородничества, садоводства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества - Садгородского участкового лесничества. Правом распоряжения землями лесного фонда наделен орган федеральной исполнительной власти, и Департамент таким органом не является. Считал отказ Департамента незаконным, необоснованным, так как входит в число лиц, которым краевым законом могут однократно бесплатного предоставляться в собственность земельные участки для садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства (по выбору гражданина). Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель населенного пункта, в зоне Ж-4, т.е. с разрешенным использованием в т.ч. для садовых нужд. Считал, что решение Департамента нарушают права и законные интересы заявителя, так как препятствуют оформлению прав на земельный участок. Просил признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении Павленко ВЛ. в собственность земельного участка для целей, не связанных со строительством - ведения садоводства, ориентировочной площадью 1000 кв.м, расположенного в районе участков № <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. Возложить обязанность на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в семидневный срок с момента вступления в силу решения по настоящему делу рассмотреть заявление Павленко В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для ведения садоводства ориентировочной площадью 1000 кв.м, расположенного в районе участков № <адрес> в собственность по существу и направить обращение в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи Павленко В.Д. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу Павленко ФИО7 <данные изъяты>) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины при подаче данного заявления. До рассмотрения дела по существу, суд с согласия сторон привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление лесным хозяйством Приморского края. В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства администрации Приморского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в сое отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому Департамент не согласен с заявленными требованиями в полном объеме, поскольку испрашиваемый заявителем участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества - Садгородского участкового лесничества, следовательно, Департамент не вправе распоряжаться участками, расположенными на территории городских лесов, т.к. не является федеральным органом исполнительной власти. Доказательства принятия Правительством Российской Федерации решения о переводе испрашиваемого земельного участка из состава земель лесного фонда в земли других категорий отсутствуют. В силу ч.3 ст.84 ЗК РФ включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, поэтому изменение категории земель само по себе не может повлечь возникновение права муниципальной собственности без прекращения права государственной собственности на земельные участки. Доказательств отчуждения рассматриваемого земельного участка собственником (Российской Федерацией), его отказа от права собственности либо принудительного изъятия земельных участков не имеется. Само по себе включение таких земель в черту города не влечет прекращение либо изменение собственности земельного участка, даже в случае изменения категории земли в установленном порядке, что, в действительности, не было осуществлено. Согласно Положению об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 № 66-па, уполномоченным органом на распоряжением лесными участками, находящимися в федеральной собственности, расположенными на территории Приморского края, на осуществление государственного лесного контроля и надзора в пределах полномочий, в соответствии с действующим законодательством, является управление лесным хозяйством Приморского края. Поскольку испрашиваемый земельный участок относится к федеральной собственности, департамент распоряжаться таким участком не полномочен. Испрашивая земельный участок, заявитель указывает цель его использования как ведение дачного хозяйства, ведение которого в зеленых зонах в силу закона запрещено. Кроме того, суд не вправе предрешать существа решения, которое должно быть принято, а так же вмешиваться в деятельность государственных органов и подменять своими решениями уполномоченный орган. Представитель Управления лесным хозяйством Приморского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в сое отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому из предоставленной выписки из государственного лесного реестра (форма 1.8) по состоянию на 01 января 2011 года все лесные кварталы Садгородского участкового лесничества являются лесными участками с целевым назначением защитные эксплуатационные леса (л. Д. 34). В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 21 июля 1956 г. № 3682р все леса Владивостокского лесхоза, площадью 32,4 тыс. га, были отнесены к лесам первой и второй группы. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В возникших правоотношениях правовой статус земель, занятых лесными участками, должен определяться с учетом требований федерального законодательства к целевому назначению защитных лесов, а также установленных ограничении для ведения хозяйственной деятель зонах санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов. Фактическое включение земель, занятых защитными лесами, в зоны жилой застройки зонировании территории города Владивостока без проведения согласования с уполномочен федеральными органами не влечет изменение их целевого назначения и виды разрешенного использования. На основании ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы заявления по основаниям, изложенным в нем. Пояснил, что Павленко В.Д., является ветераном труда, обратился в Департамент в порядке ст. 34 ЗК РФ, приложил необходимый пакет документов и удостоверение ветерана труда. Департамент отказал в предоставлении участка, т.к., по их мнению, отсутствуют правовые основания, а также что участок находится на территории лесного фонда. Ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли подразделяются на категории, в том числе и лесного фонда. Ст. 6 ЛК РФ предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Ст. 8 ЛК РФ, ст. 84 ЗК РФ, ГрК РФ предусмотрено, что формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Правилами застройки определяются границы города, земли лесного фонда в них не входят. Проведено зонирование территории, участок расположен в зоне Ж-4, где возможно ведение дачного хозяйства. Суд, выслушав участников, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Как следует из материалов дела, заявителем в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства администрации Приморского края (далее Департамент) ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о предоставлении бесплатно в собственность для ведения садоводства земельного участка примерной площадью 1000кв.м., расположенного по адресу: <адрес>», участки №, так как он является ветераном труда. ДД.ММ.ГГГГ Департамент сопроводительным письмом за исходящим № отказал заявителю в предоставлении участков, указав, что бесплатное предоставление в собственность земельных участков предусмотрено для граждан, имевших в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, в момент вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 №1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были оформлены и зарегистрированы; бесплатное предоставление в собственность земельного участка возможно в соответствии с Загоном РФ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса.. .» в случае, если земельный участок представлен гражданину до введения в действие ЗК РФ для дачного хозяйства, огородничества, садоводства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества - Садгородского участкового лесничества. Департамент в силу статей 102, 107 ЛК РФ не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов. Статьей 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности Приморского края или муниципальной собственности, могут однократно бесплатно предоставляться в собственность граждан для садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства (по выбору гражданина) гражданам, постоянно проживающим и работающим в соответствующем муниципальном образовании ветеранам труда. Как следует из паспорта гражданина РФ, Павленко ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории <адрес>, является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серия Т-1 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ОСЗН по АТУ <адрес> Департамента социальной защиты населения <адрес> (л.д.10,11). Таким образом, суд приходит к выводу, что Павленко В.Д. имеет право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка для садоводства. В соответствии с п. 21.1 ст. 7 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» от 29.12.2003 г. № 90-КЗ, с 01.02.2007 г. органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, в связи с чем, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края является уполномоченным органом по предоставлению гражданам земельных участков на территории г. Владивостока. Согласно ч. 1 ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Как следует из ч. 1 ст. 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 ЛК РФ). Согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Аналогичный порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов предусмотрен ст. 8 Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Исходя из положений п. 2 ст. 83, п. 1 ст. 84 ЗК РФ, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов. Исходя из ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Согласно ч. 2 ст. 69 ЛК РФ, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе, материалы лесоустройства Владивостокского лесничества, суд пришел к выводу о том, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с ч. 1 ст. 67 ЗК РФ и ч. 3 ст. 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Выписка из лесного реестра не подтверждает факт установления границ лесных участков, расположенных во Владивостокском лесничестве, в ней содержится лишь описание местоположения участковых лесничеств, с указанием их общей площади. Ссылка Управления лесным хозяйством Приморского края на материалы лесоустройства Владивостокского лесничества, содержащие схему расположения спорного земельного участка и земель Владивостокского лесничества в подтверждение факта нахождения участка на землях лесного фонда отклоняется в связи со следующим. Статьей 101 ЗК РФ предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. В государственном кадастре данные отсутствуют. Планшет № 9 Владивостокского лесхоза Садгородского лесничества по результатам лесоустройства 1992 года не может быть принят в качестве доказательства расположения спорного земельного участка на территории лесного фонда как не отвечающий критериям относимости и допустимости доказательств (59, 60 ГПК РФ). Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Суд считает, что с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения № 119 «Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа», Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 (ред. от 14.10.2011г.), а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па, которым утверждена схема территориального планирования <адрес> были определены и отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности. Сторонами не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 № 119), входит в лесной фонд Владивостокского лесничества в квартале № части выделов № Садгородского участкового лесничества. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 г. № 119), то он относится к землям населенных пунктов. Согласно графическим материалам к Генеральному плану Владивостокского городского округа, представленным в материалы дела, испрашиваемый участок расположен в зоне предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4), что свидетельствует о его отнесении к землям населенных пунктов. При отсутствии доказательств того, что спорный земельный участок является федеральной собственностью в силу расположения на землях лесного фонда, суд считает данное основание отказа Департамента в предоставлении Павленко В.Д. земельного участка не обоснованным. Иные доказательства того, что спорный участок относится к землям лесного фонда и в силу этого или по иным основаниям находится в федеральной собственности, Департаментом в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представлены В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. С учетом изложенного, суд принимает доводы заявителя о том, что оспариваемое решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства администрации Приморского края от 21.02.2012г., исходящий номер № является незаконным, нарушает на права и законные интересы заявителя. Вместе с тем, суд учитывает, что согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе предрешать существа решения, которое должно быть принято, а так же вмешиваться в деятельность государственных органов и подменять своими решениями уполномоченный орган. В связи с чем требование Павленко В.Д. направить обращение в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи Павленко В.Д. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не подлежит удовлетворению. При таких обстоятельствах, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> в пользу заявителя расходы последнего по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. По изложенному, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Павленко ФИО9 о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства администрации Приморского края от 21.02.2012г., исходящий номер № – удовлетворить в части. Признать решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства администрации Приморского края от 21.02.2012г., исходящий номер № – незаконными. Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства администрации Приморского края в течение 35 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть рассмотреть заявление Павленко В.Д. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для ведения садоводства ориентировочной площадью 1000 кв.м, расположенного в районе участков № с<адрес> в собственность и принять решение в соответствии с действующим законодательством. Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу Павленко ФИО10 расходы последнего по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья А.Н. Склизков