Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ Дело № 2-5180/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> края РФ в составе: Председательствующего: судьи Гарбушиной О.В., при секретаре: ФИО1, с участием заявителя помощника прокурора <адрес> ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> об обжаловании Муниципального правового акта Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, заинтересованное лицо Дума <адрес>, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что муниципальным правовым актом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА утверждено «Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об организации проверки их достоверности и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению». Указанный муниципальный правовой акт опубликован в издании «Вестник Думы <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и газете «Владивосток» №(4607) от ДД.ММ.ГГГГ. Из преамбулы следует, что Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Установление различных порядков проведения проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых при поступлении на службу и при прохождении службы, повлечет нарушение принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы, для органов местного самоуправления предусмотренные в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № положения являются обязательными при принятии муниципального правового акта, определяющего порядок проверки указанных сведений. Указанный муниципальный правовой акт <адрес> не в полной мере соответствует Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся оснований для проведения проверок, полномочий кадровых служб при проведении проверок, оформления результатов проверок. В соответствии с п. 1 Положения, оно регулирует порядок осуществления проверки: а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими; б) достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на федеральную государственную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Оспариваемым положением в соответствии с п. 1 раздела 1 определен порядок: а) организации проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими; б) соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Таким образом, муниципальным положением не предусмотрена обязанность проведения проверки сведений, предоставленных гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы (кроме сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи), что противоречит установленному федеральным законодательством правовому механизму приема граждан на муниципальную службу. Согласно п. 10 Положения, основанием для осуществления проверок является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке: а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; а.1) работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений; б) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; в) Общественной палатой Российской Федерации; г) общероссийскими средствами массовой информации. Основания для проведения проверок, предусмотренные пунктами а.1 и г, впервые введены Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 2 раздела 3 Положения, утвержденного муниципальным правовым актом №-МПА, предусмотрены иные основания проверки, несоответствующие Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №: поступление гражданина на муниципальную службу и письменно оформленная информация о предоставлении гражданином или муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений. Пунктом 15 Положения, предусмотрены полномочия кадровых служб при проведении проверок. Аналогичная норма содержится в Положении, утвержденном муниципальным правовым актом №-МПА (п. 7 раздела 3). Подпункт «б» п. 15 Положения, установлена возможность изучения представленных гражданином или государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительных материалов. Абзацем 3 пункта 7 раздела 3 Положения, утвержденного муниципальным правовым актом №-МПА, при проведении проверок кадровым службам предоставлено право изучать только представленные гражданином или муниципальным служащим дополнительные материалы. Подпунктом «в» п. 15 Положения, установлена возможность получения от гражданина или государственного служащего пояснений по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам. Абзацем 4 пункта 7 раздела 3 Положения, утвержденного муниципальным правовым актом №-МПА, при проведении проверок кадровым службам предоставлено право получать от гражданина и муниципального служащего пояснения только по представленным материалам. Подпунктом «е» п. 15 Положения, утвержденного Указом Президента от ДД.ММ.ГГГГ №, (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) установлена возможность осуществлять анализ сведений, предоставленных гражданином или государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. Пунктом 7 раздела 3 Положения, утвержденного муниципальным правовым актом №-МПА, такое полномочие кадровым службам не предоставлено. Пунктом 31 Положения, утвержденного Указом Президента от ДД.ММ.ГГГГ №, (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрен перечень решений, принимаемых представителем нанимателя, по результатам рассмотрения доклада о результатах проверки. Абзац 2 п. 17 раздела 3 Положения, утвержденного муниципальным правовым актом №-МПА, предусматривает иной порядок рассмотрения материалов проверки. Просит суд признать пункт 1 раздела 1, пункты 2, 7 раздела 3 и абзац 7 пункта 17 раздела 3 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об организации проверки их достоверности и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Муниципальным правовым акт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда. В судебном заседании заявитель настаивал на заявленных требованиях, уточнил, допущена описка, просит суд признать абзац 2 пункта 17 раздела 3 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об организации проверки их достоверности и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Муниципальным правовым акт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда, в остальной части требования без изменения. Дополнительно пояснила, что частично требования исполнены Думой <адрес>, что свидетельствует о согласии с заявленными требованиями. МПА нарушен механизм проведения проверки, поскольку предусмотрено только три основания вместо четырех. Представитель Думы <адрес> в судебном заседании требования признал частично, представил письменный отзыв, полагает, что п.1 раздела 1, пункты 2 и 7 раздела 3, абзац 2 п. 17 раздела 3 МПА <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА соответствует федеральному законодательству. МПА от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА «О внесении изменений в муниципальный правовой акт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА «Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об организации проверки их достоверности и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению» (принят решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) в оспариваемый акт внесены изменения, а именно п. 2 раздела 3 оспариваемого акта изложен в новой редакции. Абзац 3 пункта 7 оспариваемого акта после слова «служащим» дополнен словами «сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и». Абзац 4 пункта 7 оспариваемого акта после слов «по представленным» дополнен словами «им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и». Пункт 7 оспариваемого акта дополнен абзацем седьмым следующего содержания: «осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или муниципальным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.» Оспариваемый акт дополнен пунктом 17.1 следующего содержания: «17.1. Представитель нанимателя (работодатель), рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанное в пункте 15 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений: а)назначить гражданина на должность муниципальной службы; б)отказать гражданину в назначении на должность муниципальной службы; в)применить к муниципальному служащему меры юридической ответственности; г)представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.» Муниципальный правовой акт от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА опубликован в газете «Владивосток» от ДД.ММ.ГГГГ № (4883). Таким образом, положения пункта 1 раздела первого, пунктов 2 и 7 раздела третьего, абзаца второго пункта 17 раздела третьего МПА от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА в редакции МПА от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА не противоречат федеральному законодательству, соответствуют Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, носящему рекомендательный характер. Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Муниципальным правовым актом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА (далее МПА) утверждено «Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об организации проверки их достоверности и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению» (далее Положение). Указанный МПА был опубликован в издании «Вестник Думы <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и газете «Владивосток» №(4607) от ДД.ММ.ГГГГ. Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», что следует из преамбулы МПА №-МПА. Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. В соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Пункт 2 ст. 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, которая обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении службы. Учитывая, что установление различных порядков проведения проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых при поступлении на службу и при прохождении службы, повлечет нарушение принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы, для органов местного самоуправления предусмотренные в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № положения являются обязательными при принятии муниципального правового акта, определяющего порядок проверки указанных сведений. Оспариваемый МПА <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА не в полной мере соответствует Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся оснований для проведения проверок, полномочий кадровых служб при проведении проверок, оформления результатов проверок. Согласно п. 1 Положения, утвержденного Указом Президента от ДД.ММ.ГГГГ №, оно регулирует порядок осуществления проверки: а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими; б) достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на федеральную государственную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Пунктом 1 раздела 1 Положения, утвержденного МПА №-МПА в определен порядок: а) организации проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими; б) соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Указанным Положением не предусмотрена обязанность проведения проверки сведений, предоставленных гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы (кроме сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи), что противоречит установленному федеральным законодательством правовому механизму приема граждан на муниципальную службу. Суд, полагает требования заявителя в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению, пункт 1 раздела 1 Положения, утвержденного МПА <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда. В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что в остальной части требования исполнены, внесены соответствующие изменения МПА №-МПА «О внесении изменений в муниципальный правовой акт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА «Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об организации проверки их достоверности и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению» (принят решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), что подтверждается представленной газетой «Владивосток» от ДД.ММ.ГГГГ № (4883), в которой опубликован МПА №-МПА. Согласно указанного муниципального правового акта №-МПА, подпунктом 1.2.1 пункт 2 раздела третьего изложен в новой редакции, предусматривающий, в том числе, следующие основания проведения проверок: «информация, представленная в письменном виде в установленном порядке: правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; работниками подразделений кадровых служб органов местного самоуправления <адрес>, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами, созданными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях; Общероссийскими средствами массовой информации, средствами массовой информации <адрес>». Согласно абзацу второму пункта 1.2.3 №-МПА абзац третий пункта 7 оспариваемого акта после слова «служащим» дополнен словами «сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и». Согласно абзацу третьему подпункта 1.2.3 №-МПА абзац четвертый пункта 7 оспариваемого акта после слов «по представленным» дополнен словами «им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и». Согласно абзацу 4, 5 подпункта 1.2.3 №-МПА пункт 7 оспариваемого акта дополнен абзацем седьмым следующего содержания: «осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или муниципальным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.» Согласно 1.2.6 №-МПА оспариваемый акт дополнен пунктом 17.1 следующего содержания: «17.1. Представитель нанимателя (работодатель), рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанное в пункте 15 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений: а) назначить гражданина на должность муниципальной службы; б) отказать гражданину в назначении на должность муниципальной службы; в) применить к муниципальному служащему меры юридической ответственности; г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.» Суд полагает в данной части требования, ввиду приведения «Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об организации проверки их достоверности и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению», утвержденного МПА №-МПА от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», не подлежащими удовлетворению. По изложенному руководствуясь ст. ст. 253, 194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Заявление прокурора <адрес> об обжаловании Муниципального правового акта Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, заинтересованное лицо Дума <адрес>, удовлетворить частично. Признать пункт 1 раздела 1 «Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об организации проверки их достоверности и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению», утвержденного Муниципальным правовым акт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда. В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения. На решение может быть подана жалоба в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда. Судья О.В.Гарбушина Резолютивная часть решения суда Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> края РФ в составе: Председательствующего: судьи Гарбушиной О.В., при секретаре: ФИО1, с участием заявителя помощника прокурора <адрес> ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> об обжаловании Муниципального правового акта Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, заинтересованное лицо Дума <адрес>, По изложенному руководствуясь ст. ст. 253, 194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Заявление прокурора <адрес> об обжаловании Муниципального правового акта Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, заинтересованное лицо Дума <адрес>, удовлетворить частично. Признать пункт 1 раздела 1 «Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, об организации проверки их достоверности и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению», утвержденного Муниципальным правовым акт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда. В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения. На решение может быть подана жалоба в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда. Судья О.В.Гарбушина