Дело № 2 -3795/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июня 2012 года г. Владивосток Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Склизкова А.Н., при секретаре Бублик С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мищенко ФИО4 к Федеральному Казенному Учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» (далее ФКУ «УФО МО по ПК») о взыскании задолженности по заработной плате (задолженность по отпускным), компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с названным иском к ответчику, указав в обоснование заявленных требований, что работает в должности главного инженера оперативного отдела управления морской авиации Тихоокеанского флота, которое находится на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО по ПК». Начисление заработной платы производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства № от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно приказу начальника морской авиации ТОФ № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 36 дней и начислена средняя заработная плата за период отпуска в размере <данные изъяты> рублей. ФБУ «УФО МО по ПК» при исчислении среднего дневного заработка не включило премии, полученные истцом по результатам работы, предусмотренные приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Просит взыскать с ФБУ «УФО МО по ПК» в ее пользу сумму невыплаченной средней заработной платы за отпуск в размере <данные изъяты> рублей. В судебном заседании истец уточнила исковые требования, просила взыскать с ФКУ «УФО МО по ПК» сумму морального ущерба в размере <данные изъяты> рублей. На уточенных исковых требованиях настаивала в полном объеме. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. По существу указал, что Федеральное Казенное Учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» создано с 01.01.2011г. Система оплаты труда гражданского персонала в воинских частях и организациях Министерства обороны России устанавливается коллективными договорами или положениями об оплате труда, разработанными в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации Приказ Министерства экономического развития РФ от 10 ноября 2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (далее именуется - приказ). В пределах прав, предоставленных приказом командирам воинских частей и руководителям организаций, коллективными договорами или положениями об оплате труда гражданскому персоналу могут быть предусмотрены выплаты стимулирующего характера, производимые в пределах годового фонда оплаты труда. Выплаты, производимые, в том числе за счет средств экономии годового фонда оплаты труда, учитываются при расчете среднего заработка. Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные премии гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержден приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Денежные средства на выплату указанных премий не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда воинских частей и организаций и доводятся до воинских частей и организаций Министерства обороны России сверх сумм доведенных на оплату труда гражданского персонала. Полагал, что правовых оснований для включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны Российской Федерации за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не имеется. В соответствии с п.1 ст.35, п.1 ст.48 и п.1 ст.167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, обязанность обеспечить участие своего представителя в судебном заседании лежит на ответчиках, поэтому неявка представителя не лишает суд права рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Кроме этого, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является волеизъявлением этого лица, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005). В силу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки. При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Как установлено в судебном заседании, истец работает в должности главного инженера оперативного отдела управления морской авиации Тихоокеанского флота, который находится на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО по ПК». Начисление заработной платы производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства № от 30.12.2000г. № 1027 и приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. № 90. В расчетном периоде истцу производились следующие виды выплат, относящиеся к оплате труда: должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность в размере 70% от должностного оклада; ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу - 30%; ежемесячная премия по результатам работы - 25%; ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада; районный коэффициент - 30%; процентная надбавки за работу в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока - 30%; ежеквартальная премия по результатам работы, выплачиваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006г. № 1459 «О дополнительных мерах 4по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» и приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010г. №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Согласно приказу начальника морской авиации ТОФ № 42 от 27.03.2012 г. с 02.04.2012г. по 08.05.2012г. истцу был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 36 дней и начислена средняя заработная плата за период отпуска в размере <данные изъяты> рублей. При начислении денежных средств для оплаты отпуска ФКУ «УФО МО по ПК» при исчислении среднего дневного заработка не включило премии, полученные им по результатам работы, предусмотренные приказом МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010. Отказ во включении премии в расчет среднего заработка при предоставлении отпуска, по мнению суда не состоятелен в силу следующего. Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с п.2,3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие). Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В силу ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений. Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества. На основании ст. 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на ежемесячное получение денежного довольствия в установленных размерах, которое состоит из месячных окладов по воинской должности и воинскому званию, месячных и иных дополнительных выплат, а порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ. Согласно п.9 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», кроме предусмотренных в нем выплат, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Так, п.1 приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ. Премии по результатам службы выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях флота (отдельных органов флота), сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны (п.2). Вышеуказанным Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п.1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание (п.11). Таким образом, премии предусмотренные приказом МО РФ № 1010, установлены системой оплаты труда работников органов военного управления, поскольку формируются за счет экономии бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Кроме того, данные премии относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя. Данная премия, предусмотренная приказом МО РФ № 1010, не является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра Обороны РФ. Приказ МО РФ № 1010 распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей ВС РФ и касается неопределенного круга лиц. Кроме того, пункт 1 приказа МО РФ № 1010 предусматривает производство дополнительной выплаты ежеквартально. Согласно расчету, представленному истцом, проверенного судом и признанного верным, в связи с не включением в расчет среднего заработка истца при предоставлении ему отпуска премии, Мищенко И.И. недополучила отпускные в размере <данные изъяты> рублей. В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ФКУ «УФО МО по ПК» в пользу Мищенко И.И. <данные изъяты> рублей. При этом, суд принимает во внимание, что Налоговым кодексом РФ установлен порядок исчисления и уплаты налогоплательщиком налога НДФЛ с заработной платы работника, взысканной по решению суда в пользу работника. Суд признает обоснованными требования истца о взыскании компенсации морального вреда. В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Оценивая представленные доказательства, суд полагает, что ответчик неправомерно не включил при исчислении среднего дневного заработка премии, полученные истцом по результатам работы, предусмотренные приказом МО РФ № 1010 от 26.07.2010г., в связи с чем, Мищенко И.И. не дополучила заработную плату в размере <данные изъяты> рублей, что не позволило истцу полноценно провести отпуск, тем самым причинил истцу моральный вред. Определяя размер компенсации морального вреда, суд руководствуется принципом разумности, справедливости и полагает возможным взыскать в, пользу Мищенко И.И., в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 к Федеральному Казенному Учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» о взыскании задолженности по заработной плате (задолженность по отпускным), компенсации морального вреда, – удовлетворить. Взыскать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» в пользу Мищенко ФИО5 невыплаченные отпускные в размере <данные изъяты> копеек, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, а всего – <данные изъяты> копеек. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента вынесения мотивированного. Судья А.Н. Склизков