о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки на материальную помощь за 2011-2012 г.г.



Дело № 2 -4745/12

Мотивированное решение

составлено 07.08.2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31.07.2012 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Рубан А.А.

а также с участием представителя Березенко А.К. - Тарабукина А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Березенко ФИО6 к Федеральному Казенному Учреждению «ФИО7» (далее ФКУ «ФИО7») о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки на материальную помощь за 2011-2012 г.г.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что работает в должности ведущего инженера в УРО Продовольственной службы <данные изъяты>, которое находится на финансовом обеспечении в ФКУ «ФИО7». Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» пунктом 4(a) установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направленных для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчете на год). Пунктом 4(б) этого же Постановления установлено, что фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.10.1990 № 458 и внесенных в него изменений Постановления Правительства РФ от 31.05.1995 г. № 537, Постановления Министерства Труда от 11.09.1995 г. № 47 и Инструкцией о составе фонда заработной платы…, районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на весь фактический заработок, в том числе и на материальную помощь. Имеется в виду материальная помощь, предоставляемая всем работникам в конкретных суммах (два должностных оклада) за текущий год.

ФКУ «ФИО7», в нарушение Постановления Правительства РФ № 1027 от 30.12.2000 г.. приказа Министра обороны РФ№ 90 от 02.03.2001 г. выплату материальной помощи за 2011-2012 г.г. произвело без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, мотивируя это отсутствием денежных средств на эти цели и устным указанием вышестоящей организации - финансово-экономического управления <данные изъяты>, чем ущемлены ее (истца) права. Просит суд взыскать в ее пользу с ФКУ «ФИО7» районный коэффициент и процентную надбавку за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2011-2012 г.г. в сумме <данные изъяты> рублей, с учетом вычета 13% подоходного налога; компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ФКУ «ФИО7» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.32), представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.34-35), где по существу указал, что материальная помощь не относится к заработной плате и начисление районных и процентных надбавок на нее не производится.

В соответствии с п.1 ст.35, п.1 ст.48 и п.1 ст.167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, обязанность обеспечить участие своего представителя в судебном заседании лежит на ответчиках, поэтому неявка представителя не лишает суд права рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Кроме этого, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является волеизъявлением этого лица, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005).

В силу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, а также Федеральным законом от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки.

При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Как установлено в судебном заседании, истец работает в должности ведущего инженера в Управлении ресурсного обеспечения Продовольственной службы <данные изъяты>, которая находится на финансовом довольствии в ФКУ «ФИО7».

Согласно трудового договора истец является служащим гражданского персонала Продовольственной службы <данные изъяты>.

Управление Тихоокеанского флота является отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации. Данный вывод, так же подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 16 марта 2005 года № ВКПИ 04 – 116, которым установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений.

Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.

Согласно положения ст. 144 ТК РФ для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.

Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 в ред. от 02.10.2009 г.) «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направленных для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчете на год).

Пунктом 4(6) данного Постановления установлено, что фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 издан приказ Министра Обороны РФ от 02 марта 2001 года № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ», согласно п. 2 которого указано Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим войсками военных округов, флотами, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, руководителям отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации: г) формировать фонды оплаты труда с учетом: районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, материальная помощь входит в ежегодный фонд оплаты труда и, как составная часть ежегодного фонда оплаты труда, формируется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока. Такая материальная помощь, определённая Постановлением Правительства РФ № 1027, напрямую связана с должностным окладом конкретного работника, т.е. она твёрдо связана с выполнением определенной меры труда установленной сложности.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.10.1990 г. № 458 и внесенных в него изменений Постановления Правительства РФ от 31.05.1995 г. № 537, Постановления Министерства Груда от 11.09.1995 г. № 49 и Инструкцией о составе фонда заработной платы.... районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на весь фактический заработок, в том числе и на материальную помощь.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 г. № 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" введена выплата материальной помощи военнослужащим контрактной службы, согласно которому им оказывается материальная помощь в размере двух должностных окладов с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока.

Таким образом, как установлено в судебном заседании истец относится к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации и следовательно при прочих равных условиях труда с работниками иных категорий гражданского персонала установленными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2001 г. № 1027 г. нарушаются ее права на равную оплату за труд равной ценности, предусмотренный ТК РФ, поскольку труд истца без выплат районного коэффициента и процентной надбавки на материальную помощь оплачивается значительно меньше.

Учитывая, что приказом № 90 от 02.03.2001 года регулируются условия и порядок оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, не являющихся государственными служащими, а к указанным работникам относиться гражданский персонал Продовольственной службы ТОФ, то выплата районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи положена истцу.

Приказом начальника Управления тылового обеспечения от 23.11.2011 г. Березенко А.К. в соответствии с приказом МО РФ 2001 г. № 90 выплачена материальная помощь за 2011 г. в размере двух должностных окладов.

Приказом начальника Управления ресурсного обеспечения от 18.01.2012 г. Березенко А.К. в соответствии с приказом МО РФ 2001 г. № 90 выплачена материальная помощь за 2012 г. в размере двух должностных окладов.

Как следует из расчета, составленного истцом, и признанного судом верным, ей выплачена материальная помощь в размере двух должностных окладов за 2011-2012 гг. без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027, приказом МО РФ 02.03.2001 г. № 90.. Не выплачены начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока в сумме <данные изъяты> рубля (л.д.39).

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что с ФКУ «ФИО7» подлежит взысканию районный коэффициент и процентная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи исходя из размера фактического оклада в пользу истца в сумме <данные изъяты> рубля.

При этом, суд не может согласиться с доводом истца о том, что определенная судом сумма подлежащая взысканию в ее пользу, должна быть взыскана за вычетом НДФЛ 13 %, поскольку данное требование не содержится ни в нормах Трудового кодекса РФ, ни в нормах Налогового кодекса РФ.

Налоговым кодексом РФ установлен порядок исчисления и уплаты налогоплательщиком налога НДФЛ с заработной платы работника, взысканной по решению суда в пользу работника.

Одним из требований истца является компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Суд считает это требование подлежащим удовлетворению, поскольку ФКУ «ФИО7» было нарушено право истицы на труд, установленное Конституцией РФ и действующим трудовым законодательством, не соблюдены обязанности по отношению к работнику, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, нарушено право истца на получение вознаграждения за труд. В то же время суд признает требование о компенсации морального вреда подлежащим удовлетворению в части, так как размер компенсации морального вреда истцом завышен. В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возникновения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. При определении размера компенсации вреда судом учитываются требования разумности и справедливости, а также данные о личности истца и др. Суд считает, что возмещению подлежит моральный вред в сумме <данные изъяты> рублей.

Кроме этого, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ФКУ «ФИО7» в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Березенко ФИО17 к Федеральному Казенному Учреждению «ФИО7» о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки на материальную помощь за 2011-2012 г.г. – удовлетворить.

Взыскать с ФКУ «ФИО7» в пользу Березенко ФИО20 сумму районного коэффициента и процентной надбавки на материальную помощь в размере <данные изъяты> рубля 39 копеек, в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ФКУ «ФИО7» государственную пошлину в местный бюджет в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента вынесения мотивированного.

Судья Ленинского районного

суда г.Владивостока О.А.Зайцева