Дело № 2-4936/12 Мотивированное решение составлено 17.08.2012 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10.08.2012 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Зайцевой О.А. при секретаре Рубан А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сапон ФИО5 к Федеральному Казенному Учреждению «ФИО6» (далее ФКУ «ФИО6») о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки на материальную помощь за 2011-2012 гг. УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что работает в должности ведущего документоведа планового отделения УРО ТОФ, которая находится на финансовом обеспечении в ФКУ «ФИО6». Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» пунктом 4(a) установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направленных для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчете на год). Пунктом 4(б) этого же Постановления установлено, что фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.10.1990 № 458 и внесенных в него изменений Постановления Правительства РФ от 31.05.1995 г. № 537, Постановления Министерства Труда от 11.09.1995 г. № 47 и Инструкцией о составе фонда заработной платы…, районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на весь фактический заработок, в том числе и на материальную помощь. Имеется в виду материальная помощь, предоставляемая всем работникам в конкретных суммах (два должностных оклада) за текущий год. ФКУ «ФИО6», в нарушение Постановления Правительства РФ № 1027 от 30.12.2000 г. приказа Министра обороны РФ№ 90 от 02.03.2001 г. выплату материальной помощи за 2011-2012 гг. произвело без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, мотивируя это отсутствием денежных средств на эти цели и устным указанием вышестоящей организации - финансово-экономического управления <данные изъяты>, чем ущемлены ее (истца) права. Просит суд взыскать в ее пользу с ФКУ «ФИО6» районный коэффициент и процентную надбавку за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2011-2012 гг. в сумме <данные изъяты> рублей с вычетом 13 % подоходного налога, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Сапон С.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения извещалась надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель ФКУ «ФИО6» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.29), представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.30-31), где по существу указал, что материальная помощь не относится к заработной плате и начисление районных и процентных надбавок на нее не производится. В соответствии с п.1 ст.35, п.1 ст.48 и п.1 ст.167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, обязанность обеспечить участие своего представителя в судебном заседании лежит на ответчиках, поэтому неявка представителя не лишает суд права рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Кроме этого, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является волеизъявлением этого лица, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005). В силу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, а также Федеральным законом от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки. При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон. Суд, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. Как установлено в судебном заседании, истец работает в должности ведущего документоведа планового отделения Управления ресурсного обеспечения <данные изъяты>, которое находится на финансовом довольствии в ФКУ «ФИО6». Истец является служащим гражданского персонала продовольственной службы Управления ресурсного обеспечения ТОФ. Управление Тихоокеанского флота является отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации. Данный вывод, так же подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 16 марта 2005 года № ВКПИ 04 – 116, которым установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений. Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества. Согласно положения ст. 144 ТК РФ для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются правительством Российской Федерации. Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 в ред. от 02.10.2009 г.) «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направленных для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчете на год). Пунктом 4(6) данного Постановления установлено, что фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 издан приказ Министра Обороны РФ от 02 марта 2001 года № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ», согласно п. 2 которого указано Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим войсками военных округов, флотами, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, руководителям отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации: г) формировать фонды оплаты труда с учетом: районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами РФ. Таким образом, материальная помощь входит в ежегодный фонд оплаты труда и, как составная часть ежегодного фонда оплаты труда, формируется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока. Такая материальная помощь, определённая Постановлением Правительства РФ № 1027, напрямую связана с должностным окладом конкретного работника, т.е. она твёрдо связана с выполнением определенной меры труда установленной сложности. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.10.1990 г. № 458 и внесенных в него изменений Постановления Правительства РФ от 31.05.1995 г. № 537, Постановления Министерства Груда от 11.09.1995 г. № 49 и Инструкцией о составе фонда заработной платы.... районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на весь фактический заработок, в том числе и на материальную помощь. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 г. № 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" введена выплата материальной помощи военнослужащим контрактной службы, согласно которому им оказывается материальная помощь в размере двух должностных окладов с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока. Таким образом, как установлено в судебном заседании истец относится к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации и следовательно при прочих равных условиях труда с работниками иных категорий гражданского персонала установленными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2001 г. № 1027 г. нарушаются ее права на равную оплату за труд равной ценности, предусмотренный ТК РФ, поскольку труд истца без выплат районного коэффициента и процентной надбавки на материальную помощь оплачивается значительно меньше. Учитывая, что приказом № 90 от 02.03.2001 года регулируются условия и порядок оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, не являющихся государственными служащими, а к указанным работникам относиться гражданский персонал продовольственной службы Управления ресурсного обеспечения <данные изъяты>, то выплата районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи положена истцу. Приказом начальника Продовольственной службы <данные изъяты> № от 24.10.2011 г. Сапон С.И. в соответствии с приказом МО РФ 2001 г. № 90 выплачена материальная помощь за 2011 г. в размере двух должностных окладов. Приказом начальника Управления ресурсного обеспечения <данные изъяты> № от 18.01.2012 г. Сапон С.И. в соответствии с приказом МО РФ 2001 г. № 90 выплачена материальная помощь за 2012 г. в размере двух должностных окладов. Как следует из расчета, составленного истцом, и признанного судом верным, ей выплачена материальная помощь в размере двух должностных окладов за 2011-2012 гг. без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027, приказом МО РФ 02.03.2001 г. № 90. Не выплачены начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.5). Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что с ФКУ «ФИО6» подлежит взысканию районный коэффициент и процентная надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи исходя из размера фактического оклада в пользу истца в сумме <данные изъяты> рублей. При этом, суд не может согласиться с доводом истца о том, что определенная судом сумма подлежащая взысканию в ее пользу, должна быть взыскана за вычетом НДФЛ 13 %, поскольку данное требование не содержится ни в нормах Трудового кодекса РФ, ни в нормах Налогового кодекса РФ. Налоговым кодексом РФ установлен порядок исчисления и уплаты налогоплательщиком налога НДФЛ с заработной платы работника, взысканной по решению суда в пользу работника. Одним из требований истца является компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Суд считает это требование подлежащим удовлетворению, поскольку ФКУ «ФИО6» было нарушено право истицы на труд, установленное Конституцией РФ и действующим трудовым законодательством, не соблюдены обязанности по отношению к работнику, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, нарушено право истца на получение вознаграждения за труд. В то же время суд признает требование о компенсации морального вреда подлежащим удовлетворению в части, так как размер компенсации морального вреда истцом завышен. В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возникновения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. При определении размера компенсации вреда судом учитываются требования разумности и справедливости, а также данные о личности истца и др. Суд считает, что возмещению подлежит моральный вред в сумме <данные изъяты> рублей. Кроме этого, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ФКУ «ФИО6» в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Сапон ФИО16 к Федеральному Казенному Учреждению «ФИО6» о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки на материальную помощь за 2011-2012 гг. – удовлетворить. Взыскать с ФКУ «ФИО6» в пользу Сапон ФИО19 сумму районного коэффициента и процентной надбавки на материальную помощь в размере <данные изъяты> рублей 78 копеек, в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> (семь <данные изъяты>) рублей 78 копеек. Взыскать с ФКУ «ФИО6» государственную пошлину в местный бюджет в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента вынесения мотивированного. Судья Ленинского районного суда г.Владивостока О.А.Зайцева