о возложении обязанности повести капитальный ремонт фасада ( стен )



№ 2-4411/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 сентября 2012 года г.Владивосток Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края

в составе:

председательствующего: судьи Лушер Т.А.

с участием помощника прокурора <адрес> Скарлухина М.А.,

истца Алексеевой Г.И.,

представителя администрации <адрес> ФИО5, представителя ООО « ФИО9» ФИО6, представителя Управления по охране объектов культурного наследия <адрес> ФИО7,

при секретаре: Курбатовой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов ФИО1, ФИО2 к администрации <адрес>, третьи лица Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>, Общества с ограниченной ответственностью « ФИО10» о возложении обязанности повести капитальный ремонт фасада ( стен ) <адрес> в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов ФИО1, ФИО2, указав в обоснование, что проведенной проверкой установлено нарушение жилищных прав истцов. <адрес> в <адрес> является муниципальной собственностью, построен в ДД.ММ.ГГГГ., капитальный ремонт дома не проводился. Квартиры № и нежилые помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. на первом этаже находятся в муниципальной собственности. По информации Отдела государственного жилищного надзора администрации <адрес> и ООО «ФИО11» проведен осмотр жилого <адрес>, с установлением необходимости проведения срочных аварийных работ с усилением части стен и фундамента. Согласно заключения от ДД.ММ.ГГГГ об определении технического состояния дома, состояние наружной стены и фундаментов со стороны северного торцевого фасада жилого дома признано аварийным, создающим угрозу жизни и здоровью людей. Существует вероятность обрушения части здания. Требуется срочное проведение аварийно- восстановительных работ.Администрация <адрес>, как собственник помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>, не исполняющий обязанности проведения капитального ремонта указанного дома, обязана провести капитальный ремонт фасада (стен) указанного дома.

Просит суд обязать администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт фасада (стен) <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Истец Алексеева Г.И. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях, пояснив, что состояние дома является бедственным более 20 лет, еще до приватизации квартиры, но, несмотря на обращения и жалобы, в настоящее время выполнен ремонт кровли, несмотря на то, что кровля не требовала ремонта. После проведенного ремонта кровли в квартира жильцов идут трещины. Настаивает на том, что ремонт фасада дома не проводился и не проводится, тот факт, что с одной стороны дома стоят строительные леса, не свидетельствует о выполнении работ. Дом является аварийным, поскольку одна из стен разрушилась, имеет расхождение трещины, фасад стянут металлическим тросом, сдерживающим разрушение.

Представитель администрации <адрес> в судебном заседании иск не признала, представила письменный отзыв, согласно которого, администрация <адрес> не является единоличным собственником всего многоквартирного жилого дома, а только собственником жилищного фонда, состоящего из неприватизированных квартир и нежилых помещений, не являющихся общедолевым имуществом.

Поскольку истцы являются собственниками квартир в жилом <адрес>, на них также возлагается бремя содержания общего имущества, а именно обязанность по проведению капитального ремонта. Таким образом, администрация <адрес> не должна отвечать по обязательствам иных лиц, на которых в соответствии со ст. 158 ЖК РФ возложена обязанность по содержанию имущества, находящегося в общей долевой собственности, так это не соответствует закону. поскольку администрация <адрес> не правомочна самостоятельно принимать решение о проведении капитального ремонта, требуемое истцом возложение на администрацию <адрес> обязанности по проведению капитального ремонта, по существу, является вмешательством в компетенцию общего собрания собственников <адрес> в <адрес>.

С введением в действие Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилищный фонд перестал быть односубъектным.

Таким образом, требование о возложении обязанности по капитальному ремонту жилого <адрес> сделано в исковом заявлении без учета ст. 154, 44 ЖК РФ. Данное обстоятельство является основанием для отказа в иске. Согласно информации, представленной в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, Алексеева Г.И. и Руденко A.M. являются собственниками квартир с ДД.ММ.ГГГГ., таким образом, пропущен срок исковой давности. Согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет <данные изъяты>.

В настоящее время производятся работы по капитальному ремонту кровли и фасада <адрес>. Работы выполняются в рамках Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» на ДД.ММ.ГГГГ. Ремонтные работы выполняет подрядная организация ООО «ФИО12», заказчиком является ООО ФИО14». Технический надзор за ходом ремонта осуществляет ООО ФИО13», общий контроль ведут специалисты управления по охране объектов культурного наследия <адрес>. Просит отказать в удовлетворении требований.

Представитель ООО « ФИО15» в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснила, что способ управления ООО « ФИО16» выбран в доме в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время подрядчик готов выполнить ремонт.

Представитель Управления по охране объектов культурного наследия <адрес> в судебном заседании поддержал заявленные требования, представив письменный отзыв, согласно которого, здание расположенное по адресу <адрес>, является памятником истории и культуры регионального значения, принятым под государственную охрану постановлением <адрес> от 27.03.1996 №314 «О дополнительном включении вновь выявленных на территории Приморского края объектов, представляющих культурную ценность, в государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения». Предметом охраны объекта являются: фасад здания со всеми архитектурными деталями, включая первоначальные формы заполнений оконных и дверных проемов, форма кровли.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и в соответствии с документацией согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия при осуществлении указанным органом контроля за проведением работ. (ст.45 Закона).

Работы по сохранению проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия.

При соблюдении Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» управление не возражает против проведения капитального ремонта фасада жилого <адрес> в <адрес>.

Истец Руденко А.М. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся доказательства, находит заявленные обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.

Как установлено, Руденко А.М. на основании договора на передачу квартир ( домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ является собственником ( общедолевая ) <адрес> в <адрес>.

Алексеева Г.И. на основании договора на передачу квартир ( домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ является собственником (общедолевая) <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением <адрес> « О дополнительном включении вновь выявленных на территории <адрес> объектов, представляющих культурную ценность, в государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного ( краевого) значения» <адрес> в <адрес>, включен в список объектов, представляющих культурную ценность, в государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного ( краевого) значения.

Согласно ст. 29 ФЗ РФ « Об общих принципах местного самоуправления в РФ» муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью.

Согласно выписки из реестра муниципальной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> в <адрес> 30 квартир, к муниципальной собственности относится 2 квартиры.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ строение определено как памятник архитектурной застройки.

Как следует из заключения « ФИО17 » об определении технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при осмотре фасада жилого дома со стороны северного торца зафиксированы следующие де­фекты: разрушение кирпичной кладки фасада в виде трещин с шириной раскрытия до 50 мм; наклонные трещины по углам оконных проемов вышележащих этажей; просадка части стены на углу здания на 70 мм; выкрашивание кирпичной кладки в местах прохождения трещин на глубину до 130 мм и на ши­рину до 90 мм; наклон просевшего участка стены с отставанием его верхней части на 300 мм относительно плос­кости стены; наклонные трещины по телу бетонной части фундамента с шириной раскрытия до 120 мм; разрушение угловой части фундамента с выходом бетонной части фундамента из-под основания стены; металлические элементы (тяжи) усиления конструкции фундаментов и стен, свидетельствующие длительном процессе разрушения конструкции фундаментов и стен.

Обнаруженные в ходе исследования дефекты и повреждения свидетельствуют о значительном физическом износе части конструкций стены и фундамента исследуемого жилого дома, В целом, со­стояние наружной стены и фундаментов со стороны северного торцевого фасада жилого дома при­знано аварийным, создающим угрозу жизни и здоровью людей. Существует вероятность обруше­ния части здания. Требуется срочное проведение аварийно-восстановительных работ. По мнению специалистов, в случае бездействия, процессы вымывания грунта у основания фундамента в резуль­тате осадков значительно увеличивают вероятность обрушения части здания.

Специалистами рекомендован перечень работ, необходимых для приведения объекта в над­лежащее техническое состояние: ограждение прилегающей территории и запрет на доступ людей в помещения северного торца здания на всех этажах; демонтаж поврежденных участков кирпичной кладки и конструкции перекрытия и крыши здания со стороны северного фасада; - демонтаж поврежденных участков фундамента здания со стороны северного фасада зда­ния; возведение конструкций фундаментов, стен, перекрытий и крове на месте демонтирован­ных участков данных конструкций; Аварийно-восстановительные работы проводить в строгом соответствии с предварительно разработанной рабочей документацией. Решения в рабочей документации могут отличаться от при­веденных выше рекомендаций.

Согласно акта обследования культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ составленного Управлением по охране объектов культурного наследия <адрес>, состояние несущих, в результате обследования <адрес> 5 по <адрес> в <адрес> установлено, что состояние несущих и ограждающих конструкций находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Значительный физический износа имеют основные конструктивные элементы здания ( фундаменты, стены, перекрытия). Наибольшую степень разрушения и физического износа имеют стены, фундаменты северного и частично западного фасада и перекрытий здания. В несущих конструкциях стен и фундаментов имеются значительные деформации, сквозные, осадочные дефформационные трещины с раскрытием от 1-го до 5-ти см. Отклонение от вертикали стены северного фасада составляет от 5 до 20 см. Осадки, деформации, сквозные трещины привели к порче конструктивной и пространственной жесткости стен.

Масштабы и характер повреждений, разрушений, деформации фундаментов стен перекрытий северного и частично западного фасадов носят предаварийный, угрожающий характе<адрес> эксплуатация здания без проведений мероприятий по восстановлению несущих конструкций невозможна. Для проведения восстановительных ремонтно- реставрационных работ необходимо произвести отселение жильцов и освобождение помещений находящихся в северной части здания.

В силу ст. 210 ГК РФ администрация <адрес>, являясь собственником муниципального жилого фонда, должна нести бремя его содержания.

В соответствии п. 3, 6 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации и содержания муниципального жилищного фонда находится в ведении органов местного самоуправления.

Согласно ст.ст. 244,288,290 ГК РФ, п.п. 2,5 ч. 2 ст. 6 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.

Аналогичная норма содержится в ч.3 ст. 10 Закона Приморского края « О местном самоуправлении в Приморском крае» и в ч.2 ст. 11 Устава муниципального образования <адрес>.

Как следует из п.9 ч.1 ст.14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ст. 40 ФЗ указанного закона, сохранение объекта культурного наследия в целях указанного Федерального закона - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно - реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В соответствии со статьей 42 Закона РФ № 73-ФЗ ремонт памятника -научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Согласно ст.45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и в соответствии с документацией согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия при осуществлении указанным органом контроля за проведением работ.

В соответствии со ст. 8, Закона Приморского края от 08.01.2004 N 98-КЗ (ред. от 26.07.2010) "Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края", выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия осуществляется уполномоченным органом на основании заявления физического или юридического лица, являющегося собственником этого объекта либо его пользователем, в котором обосновывается необходимость проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, указываются цели и предполагаемый объем работ.

В Приморском крае таким органом является Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>.

Согласно протоколу общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного <адрес> выбран способ управления управляющей организацией ООО «ФИО18».

ДД.ММ.ГГГГ Управлением по охране объектов культурного наследия <адрес> ООО « ФИО19» выдано разрешение на производство работ по сохранению объекта культурного наследия ( памятника истории и культуры) регионального значения <адрес> стр.1 по <адрес> в <адрес>, а именно: подготовительных работ в составе: установка инвентарных лесов и защитных козырьков; затягивание лесов защитной сеткой; предварительное обследование фасада; ремонтно-реставрационных работ фасадов в составе: ремонт штукатурки с восстановлением декоративных элементов фасадов; высококачественная окраска стен и цоколя водостойким составом; ремонт кровельного покрытия; организация системы водостока; установка водосточных труб; гидроизоляция парапетов торцевых несущих стен согласно технологии; установка отливов в оконных проемах первого этажа; покрытие деревянных окон водостойким составом.

Из представленного акта осмотра жилого <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного специалистами УСЖФ администрации <адрес> следует, что <адрес>-х этажный 2-х подъездный, ДД.ММ.ГГГГ. постройки, кровля металлическая, материал стен кирпичный, подключен к системе центрального отопления. Системами холодного и горячего водоснабжения, канализации не оборудован.

В результате осмотра установлено, что в настоящее время идет производство работ по капитальному ремонту фасада. Работы по ремонту фасада со стороны двора, улицы «ФИО20» выполнены, восстановлен штукатурный и окрасочный слои. Наружная стена с торца дома имеет отклонение от вертикали, наблюдаются многочисленные трещины глубиной раскрытия до 50 мм. Цоколь здания в неудовлетворительном состоянии на поверхности наблюдается поросль кустарников, мха.

По информации УСЖФ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время выполняются работы по капитальному ремонту кровли и фасада указанного дома в рамках ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» на ДД.ММ.ГГГГ. Ремонтные работы выполняет подрядная организация ООО «ФИО21», заказчиком является ООО «ФИО22».

Технический надзор за ходом ремонта осуществляет ООО ФИО23», общий контроль ведут специалисты Управления по охране объектов культурного наследия <адрес>.

Как установлено в судебном заседании капитальный ремонт <адрес> в <адрес> до настоящего времени не произведен, доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

В соответствии с ВСН 58-88 (р) « Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально- культурного назначения» минимальная продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) элементов дома составляет: Фасада штукатуркой- 40 лет.

<адрес> в <адрес> построен в ДД.ММ.ГГГГ.,следовательно, нормативный срок службы конструктивных элементов дома давно истек.

Истцы проживающие в <адрес> в <адрес> граждане своевременно вносили оплату за коммунальные услуги, однако ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанности по организации и контролю качества технического обслуживания жилого дома.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Неисполнение администрацией <адрес> возложенной на нее обязанности нарушает законные права граждан, проживающих в доме на достойное коммунально-бытовое обслуживание и условия соответствующие санитарно-техническим требованиям.

Суду представлены достаточные доказательства того, что как на момент передачи в собственность истцов Руденко А.М. и Алексеевой Г.И. жилых помещений в <адрес> в <адрес> нуждался в капитальном ремонте, так и нуждается в настоящее время, несмотря на длительный срок с момента заключения договора с Руденко А.М.ДД.ММ.ГГГГ, Алексеевой Г.И ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах, суд находит не пропущенным срок исковой давности по заявленным требованиям.

Поскольку указанные нарушения устраняются путем капитального ремонта, суд считает необходимым требования прокурора <адрес> в интересах Алексеевой Г.И., Руденко А.М. по проведению капитального ремонта фасада <адрес> в <адрес> возложить на администрацию <адрес> с соблюдением требований Федерального закона № 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить 6 –ти месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов Алексеевой ФИО24, Руденко ФИО25 к администрации <адрес>, третьи лица Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>, Общества с ограниченной ответственностью « ФИО26» о возложении обязанности повести капитальный ремонт фасада ( стен ) <адрес> в <адрес> - удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт фасада (стен) <адрес> в <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу с соблюдением положений ФЗ № 73-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья Т.А. Лушер