о взыскании задолженности по заработной плате



Дело № 2-5692/12

Мотивированное решение

составлено 05.10.2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28.09.2012 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Рубан А.А.

а также с участием истца Губаревой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому Губаревой ФИО5 к Федеральному Казенному Учреждению «Управление ФИО6» (далее ФКУ «ФИО6») о взыскании задолженности по заработной плате (задолженность по отпускным)

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что работает в должности ведущего документоведа организационно-планового отдела УПАСР ТОФ (Управление аварийно-спасательных работ ТОФ), которое находится на финансовом обеспечении в ФКУ «ФИО6». В УПАСР ТОФ начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. № 90. Согласно приказу начальника УПАСР ТОФ от 21.05.2012 г. она убыла в очередной оплачиваемый отпуск за 2012 г. ФКУ «ФИО6» при исчислении среднего дневного заработка не включило премии, полученные ею по результатам работы, предусмотренные приказами МО РФ № 115-2009 и № 1010-2010. Просит суд обязать ФКУ «ФИО6» включить в расчет среднего заработка при предоставлении отпуска премии, предусмотренные приказом МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010; взыскать с ФКУ «ФИО6» в ее пользу сумму невыплаченной средней заработной платы за отпуск в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом (л.д.36), представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.37-38). По существу указал, что Федеральное Казенное Учреждение «ФИО6» создано с 01.01.2011 г. Так же указал, что премии, выплачиваемые на основании приказа Министра обороны РФ 2010 г. № 1010, действующей системой оплаты труда работников органов военного управления не предусмотрены, являются дополнительными и не носят обязательный характер. Суммы этих премий в расчеты фондов оплаты труда гражданского персонала отдельных органов не включаются, доводятся указаниями вышестоящих центральных органов военного управления. Производство указанных выплат не определено трудовым договором работника. Прекращение включения премий, выплаченных на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010, в состав учитываемых выплат при определении среднего заработка стало возможным по причине поступления в адрес ФИО6 письма Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России от 10.12.2010 г. № 22-2-4618, в соответствии с которым, указанные премии не включаются в расчет среднего дневного заработка, поскольку, они были выплачены по отдельным решениям Министра обороны РФ.

В соответствии с п.1 ст.35, п.1 ст.48 и п.1 ст.167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, обязанность обеспечить участие своего представителя в судебном заседании лежит на ответчиках, поэтому неявка представителя не лишает суд права рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Кроме этого, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является волеизъявлением этого лица, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005).

В силу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, а также Федеральным законом от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки.

При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, истец работает в должности в должности ведущего документоведа организационно-планового отдела УПАСР ТОФ (Управление аварийно-спасательных работ ТОФ), которое находится на финансовом обеспечении в ФКУ «ФИО6».

В УПАСР ТОФ начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. № 90.

Согласно приказу начальника УПАСР ТОФ от 21.05.2012 г. она убыла в очередной оплачиваемый отпуск (л.д.6). ФКУ «ФИО6» при исчислении среднего дневного заработка не включило премии, полученные ею по результатам работы, предусмотренные приказами МО РФ № 115-2009 и № 1010-2010.

Согласно справки начальника УПАСР ТОФ от 03.08.2012 г. Губаревой В.В., в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 1010, выплачена премия в следующих размерах: июнь 2011 г. – <данные изъяты> рублей, август 2011 г. – <данные изъяты> рублей, декабрь 2011 г. – <данные изъяты> рублей, май 2012 г. – <данные изъяты> рублей (л.д.18).

Однако, отказ во включении премии в расчет среднего заработка при предоставлении отпуска, по мнению суда не состоятелен в силу следующего.

Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с п.2,3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.

В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений. Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.

На основании ст. 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на ежемесячное получение денежного довольствия в установленных размерах, которое состоит из месячных окладов по воинской должности и воинскому званию, месячных и иных дополнительных выплат, а порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ.

Согласно п.9 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», кроме предусмотренных в нем выплат, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.

Так, п.1 приказа МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ. Премии по результатам службы выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях флота (отдельных органов флота), сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны (п.2).

Вышеуказанным Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п.1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание (п.11).

Таким образом, премии предусмотренные приказом МО РФ № 1010, установлены системой оплаты труда работников органов военного управления, поскольку формируются за счет экономии бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Кроме того, данные премии относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя. Данная премия, предусмотренная приказом МО РФ № 1010, не является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра Обороны РФ. Приказ МО РФ № 1010 распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей ВС РФ и касается неопределенного круга лиц. Кроме того, пункт 1 приказа МО РФ № 1010 предусматривает производство дополнительной выплаты ежеквартально.

Согласно расчета, представленного истцом, проверенного судом и признанного верным, в связи с не включением в расчет среднего заработка истца при предоставлении ей отпуска премии, Губарева В.В. недополучила отпускные в размере <данные изъяты> рубля.

В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ФКУ «ФИО6» в пользу Губаревой В.В. <данные изъяты> рубля.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Губаревой ФИО17 к Федеральному Казенному Учреждению «ФИО6» о взыскании задолженности по заработной плате (задолженность по отпускным) – удовлетворить.

Взыскать ФКУ «ФИО6» в пользу Губаревой ФИО20 недовыплаченные отпускные в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента вынесения мотивированного.

Судья Ленинского районного

суда г.Владивостока О.А.Зайцева