А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 июня 2012 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Е.А.
при секретаре Кругловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кочетова И.А. на решение мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г.Пензы от 12.04.2012 года,
У С Т А Н О В И Л :
Кочетов И.А. обратился к мировому судье с иском, указав, что является пенсионером Министерства обороны РФ с Дата . В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 405 от 03.10.2001 года на основании справки, выданной Военным комиссариатом Пензенской области он и его жена были направлены в туристическую поездку на Адрес через ЗАО «ВСК-Тур». При этом туристическая путевка была приобретена им у ЗАО «ВСК-Тур» по полной стоимости. По возвращении из поездки Дата ему ЗАО «ВСК-Тур» перечислило только стоимость перелета в размере 20 028 рублей. Дата Военным комиссариатом Пензенской области на основании его письменного заявления была выплачена компенсация за проезд до Адрес и обратно. Дата он обратился в Военный комиссариат Пензенской области с просьбой разъяснить, когда ему будет выплачена компенсация за путевку на основании приказа Министра обороны РФ № 405 от 03.10.2011 года. В ответе Военный комиссариат Пензенской области, признав его право на выплату компенсации стоимости путевки, рекомендовал ему обратиться по этому вопросу в ЗАО «ВСК-Тур».
Полагая указанный ответ незаконным, Кочетов И.А. просил суд взыскать с Военного комиссариата Пензенской области компенсацию за путевку в размере 19 738 рублей, а также судебные расходы.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей в качестве соответчиков были привлечены ЗАО «ВСК-Тур» и Министерство обороны РФ.
Решением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г.Пензы от 12.04.2012 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кочетову И.А. к Военному комиссариату Пензенской области, Министерству обороны РФ, ЗАО «ВСК-Тур» о взыскании компенсации стоимости туристической путевки отказать.
На данное решение Кочетовым И.А. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение мирового судьи отменить и вынести новое решение по делу. Полагает, что вывод суда о том, что Военный комиссариат Пензенской области является ненадлежащим ответчиком не подтвержден какими-либо доказательствами. Считает, что Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента РФ от 01.09.2007 года № 1132, подтверждает его довод о том, что выплата ему компенсации стоимости путевки должна осуществляться Военным комиссариатом Пензенской области. По его мнению, ссылка на письмо начальника тыла Министерства обороны РФ от Дата Номер незаконна, т.к. указанный документ не отменяет выплату компенсации стоимости туристических путевок и их льготный характер. Также необоснованным он считает и вывод суда о прекращении финансирования программы зарубежных поездок Министерством обороны РФ. Обоснованность его требований подтверждает также решение Федеральной антимонопольной службы от 08.11.2011 года. При рассмотрении дела мировым судьей не были учтены разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
В судебном заседании Кочетов И.А. и его представитель Выходцев Ю.И., допущенный в судебном по заявлению истца, апелляционную жалобу поддержали, пояснив, изложенные в апелляционной жалобе обстоятельства.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» Попова Л.А., действующая на основании доверенности, с апелляционной жалобой не согласилась, просила решение мирового судьи оставить без изменения.
Представители ЗАО «ВСК-Тур» и Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему:
При постановлении решения мировой судья исходил из того, что Кочетов И.А. является офицером, уволенным с военной службы и имеет право на льготы, установленные в пункте 4 ст.16 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Дата он со своей супругой К.О. приобрел туристическую путевку на Адрес на срок с Дата по Дата в ЗАО «ВСК-Тур» за 51609 рублей 12 копеек.
Дата ЗАО «ВСК-Тур», руководствуясь приказом Министра обороны РФ № 405 от 03.10.2011 года, выплатило Кочетову И.А. компенсацию стоимости авиаперелета по маршруту Данные изъяты и Данные изъяты в размере 20028 рублей 30 копеек.
Дата Кочетовым И.А. в Военный комиссариат Пензенской области подано заявление о компенсации расходов на приобретение туристической путевки. Также представлены документы, подтверждающие понесенные расходы.
Дата Военный комиссариат Пензенской области отказал Кочетову И.А. в выплате компенсации со ссылкой на Федеральный закон «О статусе военнослужащих», указав на то, что на Военный комиссариат обязанность по оплате стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и организованный отдых не возложена.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Отказывая в удовлетворении иска, мировой судья исходил из того, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для выплаты истцу компенсации стоимости приобретенных им путевок на отдых за рубежом Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает правильным указанный вывод мирового судьи.
В соответствии со ст.16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и члены их семей, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти.
3.10.2011 года Министром обороны РФ был издан приказ № 405, в соответствии с которым заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальнику Аппарата Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям департаментов, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам необходимо было обеспечить организацию туристских поездок за границу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, прапорщиков, мичманов, уволенных с военной службы, членов их семей и курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на организованный отдых на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации по льготной оплате стоимости путевок, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации через туристические организации.
Пунктом 2 данного приказа предусмотрено, что лица, направляемые в туристские поездки за границу, оплачивают стоимость туристских путевок - в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», т.е. военнослужащие оплачивает 25% стоимости путевки, а члены семей 50% стоимости путевки.
В исполнение данного приказа Министерством обороны РФ было заключено соглашение с ЗАО «ВСК-Тур».
На основании данного соглашения на ЗАО «ВСК-Тур» была возложена обязанность по заключению с военнослужащими, военными пенсионерами и др. лицами договоров о предоставлении туристических услуг и выдаче туристических путевок за границу. В свою очередь Министерство обороны РФ должно было обеспечить своевременное перечисление денежных средств на оплату льготной стоимости путевок, предоставляемых военнослужащим, военным пенсионерам, членам их семей, в соответствии с графиком.
Право военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей на получение туристических путевок за границу закреплено не в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», а в приказе Министра обороны РФ и по сути является дополнительной льготой, установленной министром и предоставляемой за счет внебюджетных средств, полученных от приносящей доход деятельности.
На это обстоятельство было указано и в письме начальника тыла Вооруженных Сил РФ – заместителя Министра обороны РФ от Дата Номер .
Из данного письма следует, что в связи с отсутствием денежных средств на финансирование программы зарубежных туристических поездок в Дата конкурс на определение организаций, оказывающих туристические услуги не будет производится, а в случае приобретения путевок в туркомпаниях России будут возмещаться расходы по проезду военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
Данное письмо было согласовано Министром обороны РФ Дата .
В связи с прекращением финансирования в части оплаты приобретаемых путевок на отдух за рубежом РФ, ЗАО «ВСК-Тур» производило выплату компенсации только проезда к месту отдыха и обратно.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Министерство обороны РФ в одностороннем порядке приостановило исполнение своего приказа № 405 от 3.10.2001 года в части предоставления льгот по оплате стоимости туристических путевок на отдых за границей в связи с отсутствием финансирования.
Данное обстоятельство подтверждается также сообщением ЗАО «ВСК-Тур».
Ссылка истца на то, что в решении Федеральной антимонопольной службы РФ от 25.10.2011 года установлено, что обязательства, вытекающие из приказа Министра обороны № 405 от 3.10.2001 года и соглашения, заключенного с ЗАО «ВСК-Тур» исполняются по настоящее время, не может быть доказательством права истца на получение компенсации стоимости приобретенных им путевок у ЗАО «ВСК-Тур».
В данном решении не указано, какие обязательства выполнялись ЗАО «ВСК-Тур».
Из обстоятельств дела следует, что указанная организация в рамках указанного выше соглашения и приказа Министра обороны РФ осуществляла также выплату денежных средств в качестве компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно по туристическим путевкам.
При этом в ходе рассмотрения дела не было добыто доказательств того, что Министерство обороны РФ продолжает финансировать туристические поездки за границу в части оплаты стоимости путевок.
Приказом Министра обороны РФ от 16.09.2011 года № 1669 был отменен приказ Министра обороны РФ от 03.10.2011 года № 405, а также расторгнуто соглашение с ЗАО «ВСК-Тур».
Таким образом вывод мирового судьи об отсутствии у истца права на получение компенсации стоимости путевки является обоснованным.
Разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» о том, что ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих, в спорной ситуации не применимы.
В спорной ситуации льгота по компенсации части стоимости путевки на отдых за границей, установлена не законом, и не является государственным обязательством, подлежащим исполнению независимо от наличия денежных средств.
Данная льгота установлена Министром обороны РФ и не обеспечивается бюджетным финансированием, в связи с чем может быть отменена им.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и не влияют на существо обжалуемого решения, а поэтому не могут быть основанием к его отмене.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г.Пензы от 12.04.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кочетова И.А. – без удовлетворения.
Судья: Е.А.Мартынова