Решение о понуждении к предоставлению жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 июля 2010 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Захарова В.В.,

при секретаре Кругловой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Большакова М.С. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Большаков М.С. обратился в суд с названным иском, в котором указал, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители Б.С. и М.Г. лишены родительских прав. В соответствии с постановлением главы Администрации ... номер от дата он был определен в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитывался он в ... детском доме. При определении истца в детский дом никакого жилья за ним закреплено не было. Жилья, принадлежащего ему на праве собственности, Большаков М.С. не имеет и по настоящее время. дата истец обратился в Администрацию ... ... с заявлением о включении его в списки очередников на получение жилья. Постановлением главы Администрации ... номер от дата Большаков М.С. был принят на учет на внеочередное получение жилья. В связи со сменой места регистрации истец был снят с учета в Администрации ... и поставлен на учет на получение жилья в Администрации .... На основании вышеизложенного, просит суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании истец Большаков М.С. дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, уточнил исковые требования и просил суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Большакову М.С. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области П.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.

Представители третьих лиц Министерства образования и Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие, решение по делу полагали на усмотрение суда.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Правительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица администрации ... ... ... по доверенности Видяшева С.А. исковые требования полагала подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав матери­алы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Большаков М.С. родился дата года. Его отец Б.С. решением ... районного суда Пензенской области от дата был лишен родительских прав. Мать Большакова М.С. – Л.Г. также решением ... районного суда Пензенской области от дата была лишена родительских прав.

На основании постановления главы администрации ... номер от дата несовершеннолетние Большаков М.С., Л.Е. и Л.С. вследствие того, что их мать воспитанием детей не занимается, временно не работает, средств к существованию не имеет, а также в связи с тем, что родители несовершеннолетних разведены, не имеют постоянного места жительства и прописки, были направлены в общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сроком на один год.

В соответствии с распоряжением главы администрации ... территориального округа государственного управления исполнительной власти Пензенской области номер от дата срок пребывания несовершеннолетних Большакова М.С., Л.Е. и Л.С. в ... детском доме был продлен.

При определении несовершеннолетнего Большакова М.С. в детский дом, жилья за ним закреплено никакого не было.

дата Большаков М.С. обратился в администрацию ... сельсовета ... Пензенской области с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с постановлением главы администрации ... сельсовета ... номер от дата Большаков М.С. был принят на учет на внеочередное получение жилья.

Как следует из постановления главы администрации ... сельсовета ... ... номер от дата, Большаков М.С. в связи со сменой места регистрации был снят с учета на внеочередное получение жилья. Личное дело Большакова М.С. было передано по месту его новой регистрации в администрацию ... сельсовета. В соответствии с постановлением главы администрации ... сельсовета ... Пензенской области номер от дата Большаков М.С., воспитанник ГОУ ... детского дома, был принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела: копией свидетельства о рождении Большакова М.С. сер. номер номер (л.д. 5), копией паспорта Большакова М.С. сер. номер номер (л.д. 4), копией решения ... суда Пензенской области от дата (л.д. 8), копией решения ... суда Пензенской области от дата (л.д. 9), копией постановления главы администрации ... номер от дата (л.д. 6), копией распоряжения главы администрации ... территориального органа государственного управления исполнительной власти Пензенской области номер от дата (л.д. 7), копией заявления Большакова М.С. от дата (л.д 12), копией постановления главы администрации ... сельсовета ... номер от дата (л.д. 13), копией постановления главы администрации ... сельсовета ... Пензенской области номер от дата (л.д. 14), копией постановления главы администрации ... сельсовета ... Пензенской области номер от дата (л.д. 15).

Как следует из сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области ... отдела номер от дата (л.д. 10), в ЕГРП права Большакова М.С. не зарегистрированы. Те же обстоятельства следуют из справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Пензенский филиал ... отделение от дата номер (л.д. 11).

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осу­ществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществля­ется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Большакова М.С. о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения обоснованы по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам.

В соответствии с Законом Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» от 27.02.2010 №1865-ЗПО и Постановлением Правительства Пензенской области от 08.04.2010 №195-Пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП, исполнение мероприятий по обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01.04.2010.

Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП, внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Большаков М.С., состоящий на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от Департамента градостроительства Пензенской области предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, так как данное право на жилое помещение предусмотрено Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.

Правомерность существующего учета истца как нуждающегося в улучшении жилищных условий никем не оспорена.

Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования Большакова М.С. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Большакова М.С. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Большакову М.С. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10-ти дней с момента изготовления его в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2010 года.

Судья В.В. Захаров