Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации13 июля 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Захарова В.В.,
при секретаре Кругловой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Алиевой Э.Р. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Алиева Э.Р. обратилась в Спасский районный суд Пензенской области с названным иском к администрации ..., в котором указала, что она родилась дата в ..., воспитывалась в детском доме номер ... в период с дата по дата. В соответствии с Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 года №948-ЗПО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке учета указанной категории граждан в Пензенской области», а также в соответствии со ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Алиева Э.Р. на основании постановления главы администрации ... от дата номер была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На основании вышеизложенного, просила суд принять решение о предоставлении ей жилья.
Определением Спасского районного суда Пензенской области от дата была произведена замена ненадлежащего ответчика администрации ... на надлежащего – Департамент градостроительства Пензенской области.
Определением Спасского районного суда Пензенской области от дата данное гражданское дело было передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г.Пензы.
В судебном заседании истица Алиева Э.Р. дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, уточнила исковые требования и просила суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Алиевой Р.К. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области Павлов А.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Алиевой Э.Р. На основании данных регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, представленного Министерством образования Пензенской области по состоянию на дата, количество указанных лиц составляет 889 человек по Пензенской области. Кроме этого, приказом Департамента от 30.04.2010 №147/ОД «Об утверждении порядка формирования и ведения единого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Пензенской области», регламентирован порядок включения в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Пензенской области, который формируется из даты постановки на учет, а если нуждающиеся встали в один день, то в алфавитном порядке по фамилии. Предоставление жилья Алиевой Э.Р. нарушит права лиц, включенных в общий список по более ранней дате.
Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение по делу полагал на усмотрение суда. Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2009 №399-пП утвержден порядок формирования и ведения Регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области. Функции по формированию и ведению указанного Регистра Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 №485-пП «Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области» отнесены к полномочиям Министерства образования Пензенской области. Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП, внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством. Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы в размере 50 000 000 руб.
Представитель третьего лица Министерства образования Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение по делу полагал на усмотрение суда.
Представитель третьего лица администрации г. Спасска Спасского района Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями Алиевой Э.Р. согласился.
Представитель третьего лица Правительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Алиева Э.Р. родилась дата. Ее отец А.Р. и мать А.В. решением наименование суда от дата были лишены родительских прав. Этим же решением было постановлено: отобрать у А.Р. и А.В. троих несовершеннолетних детей: А., дата рождения, Э., дата рождения, и Л., дата рождения, и передать их органам опеки и попечительства. Как следует из копии свидетельства о смерти сер. номер, отец Алиевой Э.Р. – А.Р. умер дата.
Согласно справке Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома ... от дата номер, Алиева Э.Р., действительно, являлась воспитанником детского дома номер ... и находилась на полном государственном обеспечении с дата по дата.
В соответствии со справкой Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального училища номер ... от дата номер, Алиева Э.Р. в дата поступила в ГБОУ НПО ПУ номер ... на очное отделение по специальности «повар-кондитер». Срок окончания учебного заведения – дата.
дата Алиева Э.Р. обратилась в Администрацию ... с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с постановлением главы администрации ... от дата номер, Алиева Э.Р. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Как следует из постановления главы администрации ... от дата номер, в Постановление главы администрации ... от дата номер были внесены следующие изменения: п.1 Постановления был изложен в следующей редакции: признать нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди следующую воспитанницу ГОУ Детский дом номер: Алиеву Э.Р., дата рождения, зарегистрированную по адресу: ....
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела: копией паспорта Алиевой Э.Р. сер. номер (л.д. 15), копией решения наименование суда от дата (л.д. 17-18), копией свидетельства о смерти А.Р. (л.д. 12), справкой Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома ... от дата номер (л.д. 8), справкой Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального училища номер ... от дата номер (л.д. 9), копией постановления главы администрации ... от дата номер (л.д. 16), копией постановления главы администрации ... от дата номер (л.д. 11), копией заявления Алиевой Э.Р. от дата, имеющейся в материалах дела.
Как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области номер от дата (л.д. 28), в ЕГРП права Алиевой Э.Р. не зарегистрированы. Те же обстоятельства следуют из справки администрации ... от дата номер (л.д. 10), из справки администраии ... от дата номер (л.д. 19), а также из копии справки Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» Спасского отделения от дата номер, имеющейся в материалах дела.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Алиевой Э.Р. о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения обоснованы по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии со 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам.
В соответствии с Законом Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» от 27.02.2010 №1865-ЗПО и Постановлением Правительства Пензенской области от 08.04.2010 №195-Пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП, исполнение мероприятий по обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01.04.2010.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП, внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истица Алиева Э.Р., состоящая на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от Департамента градостроительства Пензенской области предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, так как данное право на жилое помещение предусмотрено Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.
Правомерность существующего учета истицы как нуждающейся в улучшении жилищных условий никем не оспорена.
Суд не может согласиться с доводами представителя Департамента градостроительства Пензенской области о том, что предоставлением жилого помещения истице будут ущемлены права других сирот, поскольку иное бы противоречило смыслу судебной защиты, а само право истицы на получение жилья носит в любом случае внеочередной характер.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования Алиевой Э.Р. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Алиевой Э.Р. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Алиевой Э.Р. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10-ти дней с момента изготовления его в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2010 года.
Судья В.В. Захаров