Решение о понуждении к предоставлению жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2010 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Захарова В.В.,

при секретаре Кругловой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Нижнеломовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Калашникова В.В., к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеломовский межрайонный прокурор, действующий в интересах Калашникова В.В., обратился с названным иском в суд, указав, что Нижнеломовской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обращению Калашникова В.В. от дата номер о непредставлении ему жилого помещения. Установлено, что решением наименование суда от дата родители Калашникова В.В. – К.Л. и К.В. были лишены родительских прав. В период времени с дата по дата Калашников В.В. являлся воспитанником детского дома номер .... В период времени с дата по дата Калашников В.В. обучался в наименование учебного заведения. С сентября дата по июнь дата Калашников В.В. являлся учащимся ПУ номер г. Пензы, в связи с чем проживал и был зарегистрирован в общежитии по адресу: .... По окончании училища он получил специальность каменщика. После окончания училища до дата проживал в ..., где работал дворником в детском доме номер, а также в лагере «З.» ..., проживал по месту работы, либо у знакомых, собственного жилья не имел. В дата Калашников В.В. переехал жить к матери в ... в частный дом, принадлежащий бабушке Калашникова В.В. Регистрации по месту жительства у Калашникова В.В. не имелось. В ночь с дата на дата дом в ... сгорел в результате пожара, при этом мать Калашникова В.В. погибла. После пожара Калашников В.В. некоторое время жил у друга в ..., затем переехал жить в ... к тетке К.В. по адресу: .... В настоящий период времени имеет временную регистрацию у сестры Р.И. в ..., по месту регистрации не проживает. Также как было установлено в ходе проверки, Калашников В.В. на основании постановления главы администрации г. ... от дата номер был поставлен на льготную очередь на получение жилья в г. .... В нарушение требований норм действующего законодательства до настоящего времени Калашников В.В. жильем не обеспечен.

На основании вышеизложенного, просил суд обязать Правительство Пензенской области и Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Калашникову В.В. в г. ... области жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи из одного человека по договору социального найма.

В судебном заседании, с согласия лиц, участвующих в деле, был изменен процессуальный статус Правительства Пензенской области с ответчика на третье лицо.

В судебном заседании представитель Нижнеломовского межрайонного прокурора – Заломова О.И., действующая на основании доверенности, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, уточнила исковые требования и просила суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Калашникову В.В. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

Калашников В.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области Павлов А.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Нижнеломовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Калашникова В.В. На основании данных регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, представленного Министерством образования Пензенской области по состоянию на 01.04.2010, количество указанных лиц составляет 889 человек по Пензенской области. Кроме этого, приказом Департамента от 30.04.2010 №147/ОД «Об утверждении порядка формирования и ведения единого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Пензенской области», регламентирован порядок включения в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Пензенской области, который формируется из даты постановки на учет, а если нуждающиеся встали в один день, то в алфавитном порядке по фамилии. Предоставление жилья Калашникову В.В. нарушит права лиц, включенных в общий список по более ранней дате. Кроме того, истцу на момент рассмотрения дела исполнилось 23 года, следовательно, в силу возраста жилье ему также не может предоставляться.

Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение по делу полагал на усмотрение суда. Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2009 №399-пП утвержден порядок формирования и ведения Регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области. Функции по формированию и ведению указанного Регистра Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 №485-пП «Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области» отнесены к полномочиям Министерства образования Пензенской области. Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП, внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством. Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы в размере 50 000 000 руб.

Представитель третьего лица Министерства образования Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Представители третьих лиц Администрации г.Нижнего Ломова Нижнеломовского района Пензенской области и Правительства Пензенской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Выслушав пояснения сторон, исследовав матери­алы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Калашников В.В. родился дата. Его мать К.Л. и отец К.В. решением наименование суда от дата были лишены родительских прав. Этим же решением несовершеннолетние К.Н., дата рождения, и Калашников В., дата рождения, были переданы органам опеки и попечительства при ... горисполкоме для определения их в детские учреждения. дата мать Калашникова В.В. – К.Л. умерла. Сведения об отце отсутствуют.

Как следует из письма отдела образования ... района Пензенской области – Органа местного самоуправления от дата номер, Постановления (распоряжения) о направлении Калашникова В.В. в учреждение общественного воспитания и о закреплении за ним жилого помещения в наличии не имеется.

Согласно справке Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детского дома ... от дата номер, Калашников В.В., действительно, являлся воспитанником детского дома номер ... и находился на полном государственном обеспечении с дата по дата.

В соответствии со справкой Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ... от дата номер, Калашников В.В. действительно обучался в ... школе-интернате с дата по дата. С дата был определен на обучение в ПУ номер г. Пензы, где обучался до июня 2005 года и находился на полном государственном обеспечении.

дата Калашников В.В. обратился в Администрацию ... с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно п.3.2. постановления главы Администрации ... от дата номер Калашников В.В. был поставлен на очередь на получение жилья и включен в льготную очередь выпускников детских домов, имеющих право на внеочередное получение жилья.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела: копией свидетельства о рождении Калашникова В.В. (л.д. 8), копией паспорта Калашникова В.В. сер. дата (л.д. 7), копией решения ... от дата (л.д. 13-14), копией справки Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома ... от дата номер (л.д. 15), копией справки Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ... от дата номер (л.д. 16), копией заявления Калашникова В.В. от дата (л.д. 18), копией постановления главы администрации г. ... от дата номер (л.д. 21-22), а также копией письма отдела образования ... – Органа местного самоуправления от дата номер, имеющейся в материалах дела.

Как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Пензенской области номер от дата (л.д. 26) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Калашникова В.В. не зарегистрированы.

Те же обстоятельства следуют из копии справки МУП ... района «БТИ» от дата номер (л.д. 25) и копии справки администрации г. ... от дата номер (л.д. 25).

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осу­ществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществля­ется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Нижнеломовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Калашникова В.В., о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения обоснованы по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

В соответствии с Законом Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» от 27.02.2010 №1865-ЗПО и Постановлением Правительства Пензенской области от 08.04.2010 №195-Пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП, исполнение мероприятий по обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01.04.2010.

Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП, внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Калашников В.В., состоящий на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от Департамента градостроительства Пензенской области предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, так как данное право на жилое помещение предусмотрено Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.

Правомерность существующего учета истца как нуждающегося в улучшении жилищных условий никем не оспорена.

Суд не может принять во внимание в качестве основания для отказа в иске довод ответчика о том, что истцу уже исполнилось 23 года.

В соответствии с Федеральным законом №315-ФЗ от 17.12.2009 текст преамбулы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. был изменен, из него вообще исключено указание на 23-летний возраст. Кроме того, как следует из материалов дела, истец был поставлен на жилищный учет, когда ему было всего 18 лет, жильем до настоящего времени не обеспечен.

Также суд не может согласиться с доводами представителя Департамента градостроительства Пензенской области о том, что предоставлением жилого помещения истцу будут ущемлены права других сирот, поскольку иное бы противоречило смыслу судебной защиты, а само право истца на получение жилья носит в любом случае внеочередной характер.

Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования Нижнеломовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Калашникова В.В., к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Нижнеломовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Калашникова В.В., к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Калашникову В.В. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10-ти дней с момента изготовления его в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2010 года.

Судья В.В. Захаров