Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего Овчаренко А.Н.
при секретаре Власовой Н.В.,
рассмотрев 09 июля 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-2118/2010 по иску Гаврюшиной Л.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Гаврюшина Л.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что с дата она стала осуществлять свою трудовую деятельность в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При специальном стаже 30 лет 1 месяц 3 дня она дата подала письменное заявление в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». дата комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области отказала ей в назначении трудовой пенсии по старости, указав, что в стаж на соответствующих видах работ не засчитываются следующие периоды: с дата по дата в должности фельдшера ГАТП номер; с дата, с дата по дата - отпуска без сохранения заработной платы. С принятым решением она не согласна по следующим основаниям. На основании Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» здравпункты относятся к амбулаторно-поликлиническим учреждениям всех типов и наименований и предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения; должность фельдшера предусмотрена Номенклатурой должностей медицинского персонала. Согласно приказу Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 года № 1000 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» врачебный здравпункт, фельдшерский здравпункт относятся к амбулаторно-поликлиническим учреждениям Номенклатуры учреждений здравоохранения. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999года № 377 фельдшер относится к среднему медицинскому персоналу, по Номенклатуре учреждений здравоохранения. Согласно штатному расписанию номер городской больницы г. Пензы на дата, утверждённому Распоряжением Исполнительного комитета народных депутатов Октябрьского района г. Пенза здравпункт ГАТП номер относился к амбулаторно-поликлиническому учреждению в составе структурного подразделения Городской больницы номер и соответствующей должностью - фельдшер здравпункта. На основании справок ООО «Автотранспортное предприятие номер» от дата номер, МУЗ «Городская больница номер » от дата номер она в период с дата по дата работала в качестве фельдшера здравпункта ГАТП номер (структурное подразделение государственного медицинского учреждения) полный рабочий день, полную рабочую неделю с полной медицинской нагрузкой. Министерство труда РФ и Пенсионный фонд России в своём письме от 29 сентября 2000 года № 3948/1-17, 06-25/8625 разъяснили, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала, утверждённая Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377. Период работы с дата по дата должен рассматриваться с применением норм законодательства о пенсиях, действовавших в то время, когда имели место трудовые отношения между нею и работодателем, поскольку закон обратной силы не имеет, что отражено в статье 4 ГК РФ. Считала отказ в назначении досрочной пенсии незаконным и необоснованным, т. к. он нарушает ее конституционное право на начисление и выплату пенсии, в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
По указанным основаниям Гаврюшина Л.В. просила суд: 1) признать действия Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области от дата номер об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, незаконными; 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области включить в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды дата, с дата по дата, с дата по дата.
В судебном заседании истица Гаврюшина Л.В. и ее представитель - адвокат Демин С.И., действующий на основании ордера, иск поддержали. Истица Гаврюшина Л.В. пояснила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, уточнила заявленные требования и просила суд: 1) признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от дата номер об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дата, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности фельдшера в здравпункте ГАТП номер г. Пензы с дата по дата; 3) взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области - Торкина В.А., действующая на основании доверенности, с иском Гаврюшиной Л.В. не согласилась по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от дата номер.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Гаврюшина Л.В. дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от дата номер Гаврюшиной Л.В. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Указанным решением в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не был включен период работы истицы в должности фельдшера в здравпункте ГАТП номер г. Пензы с дата по дата, т.к. списками должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, от 29 октября 2002 года № 781, данное учреждение не поименовано. По мнению Комиссии, специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил 29 лет 1 месяц.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, исходя из следующего.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность «фельдшер» и наименование учреждения «здравпункт».
Данное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Согласно трудовой книжке Гаврюшиной Л.В. (л.д. 6-9), дата она была принята на работу фельдшером в ГАТП номер г. Пензы и работала на данном предприятии до дата.
Однако, в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что фактически в указанный период времени Гаврюшина Л.В. фактически работала в должности фельдшера в здравпункте ГАТП номер г. Пензы.
Данное обстоятельство подтвердила допрошенная в судебном заседании свидетель Е.Н., которая пояснила суду, что она работала вместе с истицей в здравпункте ГАТП номер г. Пензы в дата. Она работала в должности заведующей указанным здравпунктом, а истица работала фельдшером и выполняла также обязанности медицинской сестры: оказание первой помощи; измерение давления; проведение медицинского и послерейсового осмотра водителей; участвовала в приме пациентов совместно с врачами различных специальностей; осуществляла стерилизацию медицинских инструментов; участвовала в проведении профилактических осмотров; делала профилактические прививки. Здравпункт ГАТП номер г. Пензы являлся структурным подразделением Городской больницы номер г. Пензы. В связи с тем, что в дата не было дополнительной штатной единицы фельдшера, истица сначала была трудоустроена как работник ГАТП номер г. Пензы, т.к. ее должность финансировалась за счет данного предприятия. После введения дополнительной штатной единицы фельдшера в штатное расписание Городской больницы номер г. Пензы, истица была переведена на данную ставку.
У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелем обстоятельства, поскольку показания свидетеля согласуются с показаниями истицы, подтверждаются записями в их трудовых книжках, а также документами, имеющимися в материалах дела.
Согласно справке МУЗ «Городская больница номер» от дата номер (л.д. 12), Гаврюшина Л.В. с дата по дата работала в должности фельдшера здравпункта ГАТП номер амбулаторно-поликлинического учреждения, который входил в состав структурного подразделения Городской больницы номер.
Факт работы истицы в спорный период времени в должности фельдшера здравпункта ГАТП номер, являющегося структурным подразделением МУЗ «Городская больница номер», подтверждается также сообщениями Управления здравоохранения г. Пензы от дата и Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от дата (л.д. 16-17).
Из представленных суду копий штатных расписаний Городской больницы номер на дата усматривается, что в состав данного лечебного учреждения входил здравпункт ГАТП номер г. Пензы.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае в соответствии с ранее действовавшим Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельности подлежат включению периоды ее работы в должности фельдшера в здравпункте ГАТП номер г. Пензы с дата по дата в календарном исчислении.
С учетом изложенного, оспариваемое решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от дата номер об отказе Гаврюшиной Л.В. в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, и не может порождать правовых последствий для истицы со дня его принятия.
При этом, суд исходит из того, что ограничение права Гаврюшиной Л.В. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, отказ в назначении пенсии по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную трудовую деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.
Согласно материалам пенсионного дела, Гаврюшина Л.В. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости дата.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Поскольку специальный стаж работы Гаврюшиной Л.В. с учетом оспариваемых ответчиком периодов на момент обращения за пенсией составил более 30 лет, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд считает необходимым назначить истице трудовую пенсию с момента обращения за ней, т.е. с дата.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области в пользу Гаврюшиной Л.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Гаврюшиной Л.В. удовлетворить.
Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от дата номер об отказе Гаврюшиной Л.В. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Гаврюшиной Л.В. трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дата, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности фельдшера в здравпункте ГАТП номер г. Пензы с дата по дата.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области в пользу Гаврюшиной Л.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с дата.
Судья А.Н. Овчаренко