Решение о взыскании земельного налога и пени



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 июля 2010 г. г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе председательствующего - судьи Кудинова Р.И., при секретаре Фатеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-2130/10 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы к Шипилову В.В. о взыскании земельного налога и пени,

установил:

ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась с названным иском, указав, что на основании сведений БТИ г. Пензы Шипилов В.В. имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: .... Согласно сведений, представленных истцу Управлением Роснедвижимости по Пензенской области, целевое назначение земельного участка, расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером Номер обезличен для размещения жилого дома и его площадь составляет 2683 кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 9965440 руб., наименование категории земля - "земля, предоставленная для жилищного строительства". Размер доли в праве собственности на земельный участок в отношении Шипилова В.В. составляет 597/50000, на основании которой и, учитывая ставку земельного налога (0,3%), был исчислен земельный налог, который на 2007 г. составил 356,96 руб. (9965440*597/50000*0,3%); за 2008 г. - 356,96 руб. (9965440*597/50000*0,3%). Авансовые платежи по сроку 15 сентября 2008 г. составляют 118,98 руб., по сроку 17 ноября 2008 г. - 118,99 руб. Налог, в сроки, установленные действующим налоговым законодательством, ответчиком Шипиловым В.В. оплачен не был, в связи с чем ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы в его адрес на основании ст. 69 НК РФ было направлено требование Номер обезличен по состоянию на 2 декабря 2008 г. об уплате земельного налога и пени в срок до 22 декабря 2008 г. В установленный в требовании срок и до настоящего времени ответчик налоговые обязательства не исполнил. ИФНС обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который в связи с поступившими от должника возражениями, был отменен определением от Дата обезличена, что дало истцу право обратиться в суд с настоящим исковым заявлением, в котором изложена просьба к суду взыскать с ответчика Шипилова В.В. земельный налог за 2007-2008 г.г. в сумме 594,93 руб. и пени в размере 17,46 руб., расчет которых приведен в заявлении.

В судебном заседании представитель истца - Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы - Богданова И.А., действующая на основании доверенности, иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Шипилов В.В. с исковыми требованиями Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Считал, что у него отсутствует обязанность по уплате налога на земельный участок под жилым домом ..., в котором расположена принадлежащая ему квартира Номер обезличен, поскольку он не приобретал данный земельный участок в собственность на свое имя на основании какой-либо сделки. Указанный земельный участок относится к государственной собственности.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Шипилов В.В. является собственником квартиры ..., размер доли в праве собственности на земельный участок в отношении Шипилова В.В. составляет 597/50000 долей.

Земельный участок площадью 2683 кв.м. с кадастровым номером Номер обезличен предоставлялся для размещения жилого дома, наименование категории земли - "земля, предоставленная для жилищного строительства". Кадастровая стоимость земельного участка, согласно сведениям Росреестра, - 9965440,07 руб.

Учитывая данные цифровые показатели Шипилову В.В. был исчислен земельный налог, который на 2007 г. составил 356,96 руб. (9965440*597/50000*0,3%); за 2008 г. - 356,96 руб. (9965440*597/50000*0,3%). Авансовые платежи по сроку 15 сентября 2008 г. составляют 118,98 руб., по сроку 17 ноября 2008 г. - 118,99 руб. Налог, в сроки, установленные действующим налоговым законодательством, ответчиком Шипиловым В.В. оплачен не был, в связи с чем ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы в его адрес на основании ст. 69 НК РФ было направлено требование Номер обезличен по состоянию на 2 декабря 2008 г. об уплате земельного налога и пени в срок до 22 декабря 2008 г.

Ввиду неисполнения Шипиловым В.В. обязанности по оплате земельного налога в сроки, установленные в указанных требованиях, Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы в соответствии со ст. 48 НК РФ были приняты решения Номер обезличен от Дата обезличена о взыскании с ответчика земельного налога и пени через суд л.д. 14, 20).

Дата обезличена мировым судьей судебного участка № 4 Ленинского района г. Пензы по заявлению Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы был вынесен судебный приказ о взыскании с Шипилова В.В. налога на землю.

По заявлению Шипилова В.В. указанный судебный приказ был отменен соответствующим определением мирового судьи от Дата обезличена., после чего, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с настоящим иском.

Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами, подтверждаются имеющимися в деле документами.

Анализируя в совокупности доводы сторон, законодательство, подлежащее применению к рассматриваемому спору, и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен Главой 31 НК РФ.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками данного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Положениями п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

П. 2 ст. 8 ГК РФ устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Учитывая положения ст. 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

При этом, заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в письме Министерства экономического развития РФ от 16 октября 2009 г. № Д23-3410, в письме Министерства финансов РФ от 17 августа 2009 г. № 03-05-06-02/80, а также в письме Федерального агентства кадастров объектов недвижимости от 20 июня 2008 г. № ВК/2657.

В процессе рассмотрения дела судом было установлено, что земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: ... в котором расположена квартира Номер обезличен, принадлежащая ответчику, до введения в действие ЖК РФ, т.е. по состоянию на Дата обезличена был сформирован и поставлен на учет в государственном земельном кадастре под номером Номер обезличен с площадью 3683 кв.м. и кадастровой стоимостью 9965440 руб., что подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах, в силу ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ и других вышеприведенных правовых норм, указанный земельный участок, будучи сформированным и поставленным на кадастровый учет до введения в действие ЖК РФ, бесплатно перешел в общую собственность Шипилова В.В. с другими собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном на данном участке, без заключения каких-либо дополнительных сделок по приобретению данного участка на имя ответчика и без издания органами государственной власти или местного самоуправления актов о предоставлении данного участка ответчику.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок на имя Шипилова В.В. не свидетельствует об обратном, поскольку как указывалось выше, данное право является производным от права собственности ответчика на жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме и возникает в силу прямого указания в законе, а не вследствие его государственной регистрации.

При этом суд учитывает, что указанный земельный участок был индивидуализирован и сформирован в качестве объекта земельных отношений, о чем свидетельствует сам факт постановки его на кадастровый учет.

Кроме того, участок под многоквартирным жилым домом, расположенный по адресу: ..., отвечает требованиям, предъявляемым к нему как объекту налогообложения, в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит возражения ответчика основанными на неправильном толковании закона и оценке доказательств.

Таким образом, Шипилов В.В., являясь участником общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: ..., в соответствии со ст. 388 НК РФ отнесен к числу налогоплательщиков земельного налога.

В этой связи, начисление ответчику налоговым органом земельного налога на указанный участок является правомерным, при этом, расчет данного налога, произведенный истцом, суд находит соответствующим закону.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом.

Решением Пензенской Городской Думы от 25 ноября 2005 г. № 238-16/4 ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых под жилищным фондом, установлена в размере 0,3 %.

Таким образом, размер земельного налога, подлежащий уплате Шипиловым В.В. в соответствии с указанными правовыми нормами, правильно рассчитанный истцом в заявлении, составит в общей сумме за 2007-2008 г.г. 594,93 руб.

Суд также находит правомерным начисление ответчику пени на данную сумму налога.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию пеня в размере 17,46 руб.

В связи с удовлетворением иска с ответчика в силу ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина в сумме 400 руб., исчисленная в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ исходя из взысканной суммы налога и пени, от уплаты которой, налоговый орган был освобожден при подаче иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы удовлетворить.

Взыскать с Шипилова В.В. земельный налог за 2007 г. в размере 356 руб. 96 коп., авансовые платежи по сроку уплаты 15 сентября 2008 г. в размере 118 руб. 98 коп., по сроку уплаты 17 ноября 2008 г. - 118 руб. 99 коп. и пени в размере 17 руб. 46 коп., а всего 612 (шестьсот двенадцать) руб. 39 коп.

Взыскать с Шипилова В.В. государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней.

Судья Кудинов Р.И.