Решение о понуждении к предоставлению жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2010 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Захарова В.В.,

при секретаре Кругловой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Красновой О.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Краснова О.В. обратилась в ... районный суд Пензенской области с иском к Департаменту градостроительства Пензенской области и Администрации рабочего поселка ... ... о понуждении к предоставлению жилого помещения, в котором указала, что она родилась дата. Ее отец – К.В. умер дата, а мать – К.Т. умерла дата. Еще при жизни родителей все они проживали в доме бабушки истицы – К.М. по адресу: .... Решением исполкома ... Совета народных депутатов от дата опекуном Красновой О.В. была назначена ее бабушка – К.М. Истица проживала вместе со своей бабушкой по вышеназванному адресу. После смерти К.М., Постановлением Главы администрации р.п. ... от дата опекуном была назначена Г.О., вместе с которой Краснова О.В. стала проживать в р.п. .... По достижении 18 лет истица вернулась в поселок городского типа ..., где стала проживать по адресу: ..., у своей бабушки. В 2009 году истица обратилась с заявлением в администрацию р.п. ... о предоставлении ей вне очереди жилого помещения. Постановлением Главы администрации р.п. ... номер от дата она была поставлена на учет для внеочередного получения жилья. Однако до настоящего времени Краснова О.В. жильем не обеспечена.

На основании вышеизложенного, просила обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить ей вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее требованиям законодательства, расположенное на территории администрации р.п. ....

Определением ... районного суда Пензенской области от дата вышеназванное гражданское дело было передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г. Пензы.

В судебном заседании с согласия истицы был уточнен процессуальный статус Администрации рабочего поселка ... на третье лицо.

В судебном заседании истица Краснова О.В. дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, уточнила исковые требования и просила суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Красновой О.В. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области Павлов А.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Красновой О.В. На основании данных регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, представленного Министерством образования Пензенской области по состоянию на дата, количество указанных лиц составляет 889 человек по Пензенской области. Кроме этого, приказом Департамента от дата номер «Об утверждении порядка формирования и ведения единого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Пензенской области», регламентирован порядок включения в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Пензенской области, который формируется из даты постановки на учет, а если нуждающиеся встали в один день, то в алфавитном порядке по фамилии. Предоставление жилья Красновой О.В. нарушит права лиц, включенных в общий список по более ранней дате. Кроме того, истица в указанный список в установленном порядке не внесена, а на момент рассмотрения дела ей уже исполнилось 23 года.

Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение по делу полагал на усмотрение суда. Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2009 №399-пП утвержден порядок формирования и ведения Регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области. Функции по формированию и ведению указанного Регистра Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 №485-пП «Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области» отнесены к полномочиям Министерства образования Пензенской области. Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП, внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством. Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы в размере 50 000 000 руб.

Представитель третьего лица Министерства образования Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, решение полагал на усмотрение суда.

Представитель третьего лица администрации рабочего поселка ... в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Красновой О.В. полагал обоснованными.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав матери­алы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Краснова О.В. родилась дата. Ее отец К.В. умер дата. Мать Красновой О.В. – К.Т. умерла дата. В соответствии с решением исполнительного комитета ... совета народных депутатов Пензенской области номер от дата над несовершеннолетними внуками К.О. и Красновой О.В. и их имуществом была назначена опекуном К.М.

Как следует из постановления и.о. главы администрации р.п. ... от дата номер, по причине смерти опекуна (попечителя) К.М., опекуном над несовершеннолетними К.О., дата рождения и Красновой О.В., дата рождения, была назначена Г.О.

В 2009 году Краснова О.В. обратилась в Администрацию ... района Пензенской области с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии с постановлением главы администрации р.п. ... Пензенской области от дата номер, Краснова О.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела: копией паспорта Красновой О.В. сер. номер (л.д. 7-8), копией справки о рождении Красновой О.В. номер от дата (л.д. 16), копией свидетельства о смерти К.В. сер. номер (л.д. 19), копией справки о смерти К.В. номер (л.д. 20), копией свидетельства о смерти К.Т. сер. номер (л.д. 17), копией справки о смерти К.Т. номер (л.д. 18), копией решения исполнительного комитета ... совета народных депутатов Пензенской области номер от дата (л.д. 14), копией постановления и.о. главы администрации рабочего поселка ... номер от дата (л.д. 15), копией ходатайства начальника Управления образования администрации ... Пензенской области номер от дата (л.д. 9), копией постановления главы администрации р.п. ... Пензенской области номер от дата (л.д. 10).

Как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области номер от дата, имеющегося в материалах дела, в ЕГРП права Красновой О.В. не зарегистрированы. Те же обстоятельства следуют из справки Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» Мокшанского отделения от дата (л.д. 12).

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осу­ществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществля­ется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с дата г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Красновой О.В. о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения обоснованы по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам.

В соответствии с Законом Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» от 27.02.2010 №1865-ЗПО и Постановлением Правительства Пензенской области от 08.04.2010 №195-Пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП, исполнение мероприятий по обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01.04.2010.

Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП, внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истица Краснова О.В., состоящая на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от Департамента градостроительства Пензенской области предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, так как данное право на жилое помещение предусмотрено Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.

Правомерность существующего учета истицы как нуждающейся в улучшении жилищных условий никем не оспорена. Наличие или отсутствие истицы в вышеуказанном сводном списке не отменяет указанной нуждаемости, а свидетельствует лишь о неполном исполнении своих обязанностей органами исполнительной власти по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот.

Суд не может согласиться с доводами представителя Департамента градостроительства Пензенской области о том, что предоставлением жилого помещения истице будут ущемлены права других сирот, поскольку иное бы противоречило смыслу судебной защиты, а само право истицы на получение жилья носит в любом случае внеочередной характер.

Суд не может принять во внимание в качестве основания для отказа в иске довод ответчика о том, что истице уже исполнилось 23 года.

В соответствии с Федеральным законом №315-ФЗ от 17.12.2009 текст преамбулы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. был изменен, из него вообще исключено указание на 23-летний возраст. Кроме того, как следует из материалов дела, истица была поставлена на жилищный учет, когда ей было всего 22 года, жильем до настоящего времени не обеспечена.

Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования Красновой О.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Красновой О.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Красновой О.В. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10-ти дней с момента изготовления его в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2010 года.

Судья В.В. Захаров