Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации23 июля 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Захарова В.В.,
при секретаре Кругловой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Кузнецовой О.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Кузнецова О.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что она, дата рождения, является выпускницей Детского дома номер ... Пензенской области. В соответствии с Законом Пензенской области от 22.12.2005 №948-ЗПО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке учета указанной категории граждан в Пензенской области», а также в соответствии со ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании Постановления главы администрации г. ... Пензенской области от дата. В дата Кузнецова О.В. окончила обучение в ПТУ номер в г. ... Пензенской области. В данный момент проживает в съемной квартире с двумя детьми.
На основании вышеизложенного, просила суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить ей жилье во внеочередном порядке.
В судебном заседании истица Кузнецова О.В. дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, уточнила исковые требования и просила суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить ей как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи три человека.
Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области Павлов А.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Кузнецовой О.В., также пояснил, что в силу Закона Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» от 27.02.2010 №1865-ЗПО и Постановления Правительства Пензенской области от 08.04.2010 №195-Пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП, исполнение мероприятий по обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01.04.2010. На основании данных регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, представленного Министерством образования Пензенской области по состоянию на 01.04.2010, количество указанных лиц составляет 889 человек по Пензенской области. Кроме этого, приказом Департамента от 30.04.2010 №147/ОД «Об утверждении порядка формирования и ведения единого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Пензенской области» регламентирован порядок включения в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Пензенской области, который формируется из даты постановки на учет, а если нуждающиеся встали в один день, то в алфавитном порядке по фамилии. Представление жилья по договору социального найма Кузнецовой О.В. вне очереди, установленной Департаментом, может привлечь ущемление прав и законных интересов всех других заинтересованных лиц, так как внеочередное обеспечение жильем одного нуждающегося заинтересованного лица, включенного в единый список заинтересованных лиц позже остальных, объективно является нарушением очередности по отношению ко всем нуждающимся, которые стоят на учете гораздо больший срок. Кроме того, истица в указанный список в установленном порядке не внесена, а на момент рассмотрения дела ей уже исполнилось 23 года.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства финансов Пензенской области и Министерства образования Пензенской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, представили суду письменные отзывы на иск с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, решение полагали на усмотрение суда.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - администрации г.Спасска Спасского района Пензенской области в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями Кузнецовой О.В. согласился.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Кузнецова (Жулябина) О.В. родилась дата. Ее мать Ж.В. и отец Ж.Д. решением ... районного народного суда Пензенской области от дата были лишены родительских прав. В соответствии со свидетельством о смерти сер. номер, Ж.Д. умер дата.
Согласно справке Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детского дома номер ... от дата номер, Кузнецова (Жулябина) О.В., действительно, являлась воспитанником детского дома номер ... и находилась на полном государственном обеспечении с дата по дата.
Как следует из справки Профессионально-технического училища номер, Кузнецова (Жулябина) О.В. обучалась в ... СПТУ номер на отделении «Повар-кондитер» и находилась на полном государственном обеспечении с дата по дата.
В соответствии с Постановлением главы администрации ... района Пензенской области номер от дата Кузнецова (Жулябина) О.В. была включена в список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
В соответствии с Постановлением главы администрации ... района Пензенской области номер от дата в вышеназванное постановление были внесены изменения. Пункт 1 Постановления был изложен в следующей редакции: «Признать нуждающимися в предоставлении жилого помещения вне очереди следующих воспитанников ГОУ Детский дом номер»: Кузнецову О.В., зарегистрированную по адресу: ...».
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела: копией повторного свидетельства о рождении Жулябиной О.В. (л.д. 4), копией паспорта Кузнецовой О.В. сер. номер (л.д. 16-17), копией решения ... районного народного суда Пензенской области от дата (л.д. 18), копией свидетельства о смерти Ж.Д. (л.д. 20), справкой Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома номер ... от дата номер (л.д. 19), копией справки Профессионально-технического училища номер, копией заявления Кузнецовой О.В. от дата, копией постановления главы администрации ... района Пензенской области номер от дата, копией постановления главы администрации ... района Пензенской области номер от дата, имеющимися в материалах дела, а также материалами учётного дела, обозреваемого в судебном заседании, и не оспаривались лицами, участвующими в деле.
Согласно справке администрации ... района Пензенской области от дата номер, Кузнецова О.В. с составом семьи 6 человек (свекровью К.М., свекром К.А., мужем К.А., дочерью К.Н., дата рождения, и дочерью К.М., дата рождения) проживает по адресу: .... Указанная квартира принадлежит на праве собственности свекрови истицы – К.М.
Как следует из сообщения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» от дата номер, по данным государственного архива сведения о наличии недвижимого имущества в отношении Кузнецовой О.В., дата рождения, отсутствуют.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Кузнецовой О.В. о понуждении к предоставлению жилого помещения обоснованы по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии со 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
В силу ч.4 ст.5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» полномочия по формированию и ведению регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области вышеуказанной категории лиц возложены на уполномоченный Правительством Пензенской области исполнительный орган государственной власти Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2009 №399-пП утвержден порядок формирования и ведения Регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области. Функции по формированию и ведению указанного Регистра Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 №485-пП «Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области» отнесены к полномочиям Министерства образования Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное положением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истица Кузнецова О.В., состоящая на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от Департамента градостроительства Пензенской области предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, так как данное право на жилое помещение предусмотрено Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.
Правомерность существующего учета истицы как нуждающейся в улучшении жилищных условий с заявленным составом семьи никем не оспорена. Наличие или отсутствие истицы в вышеуказанном сводном списке не отменяет указанной нуждаемости, а свидетельствует лишь о неполном исполнении своих обязанностей органами исполнительной власти по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот, за что истица ответственности нести не должна.
Суд не может согласиться с доводами представителя Департамента градостроительства Пензенской области о том, что предоставлением жилого помещения истице будут ущемлены права других сирот, поскольку иное бы противоречило смыслу судебной защиты, а само право истицы на получение жилья носит в любом случае внеочередной характер.
Суд не может принять во внимание в качестве основания для отказа в иске довод ответчика о том, что истице уже исполнилось 23 года.
В соответствии с Федеральным законом №315-ФЗ от 17.12.2009 текст преамбулы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. был изменен, из него вообще исключено указание на 23-летний возраст. Кроме того, как следует из материалов дела, истица была поставлена на жилищный учет, когда ей было всего 20 лет, жильем до настоящего времени не обеспечена.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования Кузнецовой О.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кузнецовой О.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Кузнецовой О.В. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи три человека.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10-ти дней с момента изготовления его в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2010 года.
Судья В.В. Захаров