Решение о понуждении к перерасчету платы за коммунальные услуги



Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 августа 2010 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составе

председательствующего судьи Копыловой Н.В.

при секретаре Иевлевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Еремина С.В. к Социальному Управлению г. Пензы о понуждении к перерасчету платы за коммунальные услуги,

У С Т А Н О В И Л:

Еремин С.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Пензы с иском, в котором просил обязать отдел социального управления по Октябрьскому району г. Пензы произвести перерасчет платы за коммунальные услуги с июня 2009 года с учетом 50% скидки на него и на проживающих совместно с ним членов его семьи.

В обоснование иска указал, что он является инвалидом второй группы от заболевания, связанного с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987г. Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от дата за ним и за совместно проживающими с ним членами семьи было признано право на 50% скидку по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. До ноября 2008 года указанная льгота предоставлялась исходя из фактической оплаты вышеуказанных услуг. Полагает, что в соответствии с п.1 ст.153 федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ " О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" за ним должно быть сохранено право на получение льгот в соответствии с решением суда, однако отдел социального управления по Октябрьскому району г. Пензы указанную льготу не предоставляет.

Определением Октябрьского районного суда г. Пензы от дата произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Социальное управление г. Пензы и дело передано по подсудности в Ленинский районный суд г. Пензы.

В судебном заседании Еремин С.В. заявленные требования поддержал. В дополнение к изложенному в иске пояснил, что ответчиком предоставляются членам семьи меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 15% от величины регионального стандарта, а ему – в размере 50% от величины регионального стандарта, что ниже уровня льгот, которые он имел в соответствии с решением суда. Поскольку изменения в закон относительно замены натуральных льгот на денежную компенсацию были внесены после того, как в отношении него было вынесено решение суда от дата, ранее имевшиеся льготы должны быть сохранены.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца Еремина И.Ю., Еремина М.С. и Еремина В.С. в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Представитель Социального Управления г. Пензы Симанова Л.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что в соответствии с п.3 ст.14 закона " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" право на оплату в размере 50% коммунальных услуг гарантируется только самим инвалидам-чернобыльцам. Меры социальной поддержки распространяются на членов семьи льготника лишь по оплате жилого помещения. Форма предоставления мер социальной поддержки в соответствии с названным законом определяется нормативными актами субъекта РФ. В Пензенской области таким актом является Закон Пензенской области от 28.05.2007 г. № 1286-ЗПО, в соответствии с которым меры социальной поддержки предоставляются в виде ежемесячной денежной выплаты для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% от величины регионального стандарта, а для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки только по оплате жилья-15% от величины регионального стандарта. Именно в таком размере выплачивается ЕДВ истцу и членам его семьи. При этом, в силу названного закона выплата осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, которое и является надлежащим ответчиком.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области по доверенности Цыцонкова И.В. исковые требования полагала необоснованными и неподлежащими удовлетворению, соглашаясь с доводами представителя ответчика.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследо­вав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Еремин С.В. является инвалидом второй группы от заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС (л.д.4).

Истец и члены его семьи (жена Еремина И.Ю., дочери Еремина В.С.и Еремина М.С.) проживают в квартире номер дома номер по адрес.

Решениями Октябрьского районного суда г. Пензы от дата и дата на ООО «РКЦ» возложена обязанность предоставлять Еремину С.В. скидку в размере 50% за потребляемую электроэнергию, в том числе и на совместно проживающих с ним членов его семьи и произвести перерасчет платы за коммунальные услуги с августа 2002 года с учетом 50% скидки на совместно проживающих с ним членов семьи.(л.д.10-12).

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к лицам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 данного Закона ( в редакции от 24 ноября 1995 года) вышеуказанным категориям граждан гарантировались следующие льготы: оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Исходя из редакции указанной нормы закона, на членов семей граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 вышеназванного Закона, проживающих с ними, распространяются только льготы по оплате занимаемой общей площади (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством). Иные указанные в пункте 4 части 1 статьи 14 Закона льготы на членов семей этих граждан не распространяются.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции.

Согласно пункту 3 части 1 вышеназванной статьи, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Новая редакция нормы не изменила круг граждан, которым предоставляется льгота по оплате за пользование коммунальными услугами, а потому не ухудшила положения членов семьи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, поскольку такая льгота как в ранее действовавшей редакции, так и в настоящей редакции на членов семей инвалидов чернобыльской катастрофы не распространяется.

Как следует из ст.14 закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных п.3ч.1 ст.14 переданы органам государственной власти субъектов РФ. Названной нормой определено, что форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

В соответствии со ст. 2 Закона Пензенской области от 28.05.2007 N 1286-ЗПО "О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг" предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для лиц, имеющих на это право в соответствии с законом " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты, которая осуществляется в следующих размерах от величины регионального стандарта, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг:

1) для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и членов семьи, проживающих совместно, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 50 процентов;

2) для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки только по оплате жилья, - 15 процентов.

Размер ежемесячной денежной выплаты, исчисленный в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, не может быть ниже денежного эквивалента льготы, определяемой в соответствии с федеральным законодательством для соответствующей категории граждан.

Размер ежемесячной денежной выплаты инвалидам (независимо от причины инвалидности) не может быть ниже размера денежной компенсации, получаемой ими в соответствующем периоде (отопительный, летний) до вступления в силу настоящего Закона, за исключением случаев изменения состава семьи и перемены места жительства.

Величина регионального стандарта, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты определяются Правительством Пензенской области.

Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг установлен постановлением Правительства Пензенской области от 26.10.2007 г. № 717-пП.

Как установлено в судебном заседании истцу и членам его семьи ЕДВ осуществляется в соответствии с названным законом.

Довод истца о том, что за ним и членами его семьи должны быть сохранена льгота, установленная решением Октябрьского райсуда г. Пензы в силу ст.153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, суд находит несостоятельной, поскольку из смысла названной нормы следует, что условия предоставления льгот и гарантий не могут быть ухудшены в сравнении с теми, которые были установлены ранее действующим законодательством. Как было указано выше до 1.01.2005 года члены семьи инвалидов-чернобыльцев в силу прямого указания закона не имели право на получение льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и законом Пензенской области ранее существовавшая мера социальной поддержки сохранилась, изменилась лишь форма предоставления меры социальной поддержки путем выплаты ЕДВ. Названный закон Пензенской области недействующим не признан, а потому подлежит применению соответствующими органами, осуществляющими предоставление мер социальной поддержки.

Как усматривается из искового заявления, нарушение прав истца заключается в неисполнении ответчиком решений судов, на основании которых за ним и за членами его семьи признавалось право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Вместе с тем, Социальное Управление г. Пензы лицом, участвующим в деле не являлось, и решением суда на него не возлагалась обязанность по предоставлению льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем у ответчика не возникает обязанность по предоставлению указанной льготы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Еремина С.В. к Социальному Управлению г. Пензы о понуждении к перерасчету платы за коммунальные услуги оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский райсуд г.Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2010 года.

Судья: Н.В. Копылова