Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Богатова О.В.
при секретаре Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воеводина Владимира Васильевича к администрации г. Пензы о признании незаконным решения администрации г. Пензы об отказе в праве на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, признании права на первоочередное получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, понуждении к включению в список участников федеральной целевой программыензы от Дата ствительным решения администрации г.,
УСТАНОВИЛ:
Истец Воеводин В.В. обратился в суд с названным заявлением, указав, что он по увольнении из Вооруженных Сил СССР по сокращению штатов, сдал в 1992 году ранее занимаемое жилое помещение в адрес, прибыл с семьей из 3-х человек в г. Пензу на постоянное место жительства, где был включен в единый список на получение жилой площади постановлением Главы администрации О.р.П. от Дата Номер . С 1992 по 2005 годы он проходил службу в место работы Пензенской области. Дата был уволен из органов внутренних дел по пункту " з " части седьмой статьи 19 (по ограниченному состоянию здоровья) Закона РФ "О милиции". Из-за подорванного в периоды службы здоровья в настоящее время он не может полнокровно жить и трудиться. С 1992 года его семья проживала в общежитии, а с 2001 года - в однокомнатной служебной квартире, которые распределялись ФГ КЭУ "П.К.р." его жене - В.Н.., на время прохождения ею военной службы по контракту. Жилого помещения для постоянного проживания он и члены его семьи никогда не имели и постоянно в нем нуждались. Вместе с тем, государство предоставило ему социальные гарантии и компенсации, установленные Конституцией и федеральными законами, в том числе - финансовую поддержку в обеспечении жильем в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675", в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Его законное право на получение сертификата в органе исполнительной власти субъекта РФ, в соответствии с абзацем 6 пункта 4 и пунктом 9 действовавших в то время "Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 1010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 522, наступало еще в 2006 году, при условии включения его в состав участников подпрограммы в год увольнения, то есть - в 2005 году. После увольнения из органов внутренних дел МВД РФ он обращался в 2005 году в отдел по распределению жилищного фонда администрации г. Пензы с целью предоставить документы, связанные с увольнением со службы, и выяснить условия получения сертификата. Однако, должностное лицо указанного отдела сообщило ему, что в связи с изменением действующего законодательства, сотрудникам МВД РФ, уволенным после 1 января 2005 года сертификаты выдаются только в органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба), то есть в МВД РФ. Именно поэтому он сертификат своевременно не получил и в администрацию г. Пензы по данному вопросу он в дальнейшем не обращался. Когда ему стало известно что, в соответствии с пунктом 18 Правил гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпункте «г» пункта 5 Правил, выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, им были оформлены все требуемые документы для участия в подпрограмме, после чего Дата года он обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о включении его в состав её участников. Дата года в его адрес поступил ответ администрации г. Пензы с отказом в признании его права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как гражданина, уволенного с военной службы (службы) и включении его в список участников подпрограммы. С решением администрации г. Пензы Воеводину В.В. не согласен, считает его нарушающим его права на получение социальной выплаты для приобретения жилья и подлежащим отмене.
Просит признать недействительным решение администрации города Пензы от Дата об отказе в праве на обеспечение его жильем за счет средств федерального бюджета и включении в список участников подпрограммы в связи с их несоответствием действующему законодательству, Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Признать его первоочередное право на получение социальной выплаты за счет федерального бюджета, в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, возложив на администрацию города Пензы обязанность по включению его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Обязать администрацию города Пензы выдать ему в 2011 году государственный жилищный сертификат для получения в первую очередь социальной выплаты на приобретение жилья в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, исходя из норматива общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина, как лицу без определенного места жительства, не имеющему никакого жилья для постоянного проживания, на основании абзаца 3 подпункта «г» пункта 5, пунктов 7, 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы 'Жилище" на2002-2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006r.N153,"O некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"федеральной целевой программы 'Жилище" на 2002 - 2010 годы", а также других нормативных правовых актов жилищного законодательства, которые будут приниматься в последующие периоды реализации социальных подпрограмм.
В судебном заседании истец Воеводин В.В. уточнил исковые требования. Просил суд признать незаконным решение администрации города Пензы об отказе в праве на обеспечение его жильем за счет средств федерального бюджета и включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», а также обязать администрацию г. Пензы включить его в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» в планируемом 2011 году. От требования о понуждении ответчика к выдаче в 2011 году государственного жилищного сертификата отказался. При этом пояснил обстоятельства, изложенные в иске.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 29.07.2010 г. гражданское дело по иску Воеводина В.В. к администрации г. Пензы в части понуждении ответчика к выдаче в 2011 году государственного жилищного сертификата прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части.
Представитель ответчика администрации г. Пензы С.В., действующая на основании доверенности, иск не признала. Считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку Воеводин В.В. уволен из органов внутренних дел после 1 января 2005 года. При этом срок службы истца в ОВД не подлежал учету в общей продолжительности службы. То есть, общая продолжительность службы Воеводина В.В. в календарном исчислении составила менее требуемых 10 лет. Истец не имеет оснований для включения в список участников подпрограммы, поскольку согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве треьего лица Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Вопрос о постановке на учет Воеводина В.В. оставил на усмотрение суда. Против исковых требований в части выдачи истцу сертификата на жилье возражает, ссылаясь на то, что до настоящего времени об истце ничего не было известно.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 п. 2 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В судебном заседании установлено, что истец Воеводин В.В. до 1991 года являлся военнослужащим, проходил службу в войсковой части Номер . Приказом командира войсковой части Номер от Дата Воеводин В.В. был уволен с действительной военной службы по сокращению штатов. Календарная выслуга лет на момент увольнения составляла 5 лет 4 дня.
С 1992 по 2005 годы Воеводин В.В. проходил службу в место работы.
На основании постановления Главы администрации О.р.П. от Дата Номер истец состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с списках граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений.
Дата Воеводин В.В. уволен из места работы по пункту " з " части седьмой статьи 19 (по ограниченному состоянию здоровья) Закона РФ "О милиции".
Согласно справки У.П.о. области истец на день увольнения имеет общую продолжительность службы в Вооруженных силах и органах внутренних дел на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета – 10 лет 11 месяцев 04 дня л.д. 13).
Как установлено в судебном заседании жилого помещения для постоянного проживания Воеводин В.В. и члены его семьи никогда не имели. В настоящее время истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу адрес
Судом установлено, что согласно заявления (рапорта) от Дата Воеводин В.В. обращался в администрацию г. Пензы с просьбой о включении его в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. л.д. 8).
Вместе с тем, письмом от Дата администрация г. Пензы отказала ему во включении в список участников подпрограммы за отсутствием оснований.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах данного дела документами: копией выписки из домовой книги по адресу адрес л.д. 10); копией выписки из приказа Номер л/с от Дата л.д. 14); копией постановления Главы администрации О.р.П. Номер от Датал.д. 15); копией выписки из приказа Номер командира воинской части Номер от Дата л.д.16); справкой из ЕГРП л.д. 29); справкой МУП «БТИ» л.д. 30).
Анализ материалов дела, пояснений сторон и представленных ими доказательств приводят суд к выводу о необходимости удовлетворения иска. Данный вывод основан на следующем.
Согласно ст. 40 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на жилище.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно п. «г» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:
г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
По мнению суда, истец Воеводин В.В. соответствует всем требованиям вышеуказанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», а именно: истец встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 г., уволен со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по состоянию здоровья, общая продолжительность его службы в календарном исчислении составляет более 10 лет. Более того, он не имеет никакого жилого помещения для постоянного проживания.
При таких обстоятельствах, решение администрации г. Пензы, изложенное в письме от Дата, об отказе в праве на обеспечение его жильем за счет средств федерального бюджета и включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» нельзя признать законным.
Ссылка представителя ответчика на такое основание для отказа во включении Воеводина В.В. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» как его увольнение после 1 января 2005 года, и соответственно невозможность засчитать службу в ОВД в общую продолжительность службы, несостоятельна, основана на неправильном толковании норм закона и подзаконных актов.
Удовлетворяя требования истца, суд обязывает администрацию г. Пензы включить Воеводина В.В. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» в планируемом 2011 году.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Воеводина Владимира Васильевича удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации г. Пензы об отказе Воеводину Владимиру Васильевичу в праве на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и включении его в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.
Обязать администрацию г. Пензы включить Воеводина Владимира Васильевича в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» в планируемом 2011 году.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья О.В. Богатов