Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации16 августа 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Копыловой Н.В.
при секретаре Иевлевой М.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пивкиной И.С. к Министерству образования Пензенской области, Министерству финансов Пензенской области, Департаменту градостроительства Пензенской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Пивкина И.С. обратилась в суд с иском, в котором просит обязать ответчиков предоставить ей по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
В обоснование иска указала, что она является выпускницей ГБОУ детский дом номер г. Пензы. Собственного жилья не имеет. До направления в детский дом она была зарегистрирована и проживала в квартире номер дома номер по адрес. Приказом УО адрес от дата номер за ней было закреплено право пользования этим жилым помещением на правах члена семьи до достижения ею совершеннолетия. В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают помимо нее еще 6 человек, включая ее мать лишенную родительских прав. Учитывая, что норма жилой площади, приходящаяся на нее, меньше 10 кв.м общей площади жилого помещения, она постановлением главы администрации г. Пензы от дата номер была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Она имеет право на обеспечение жильем вне очереди, однако до настоящего времени жилое помещение ей не представлено.
В судебное заседание истец Пивкина И.С. не явилась.
Представитель истца по доверенности Городиский М.М. исковые требования поддержал, в дополнение к изложенному в иске пояснив, что истица не имеет возможности вернуться в закрепленное за ней жилое помещение, поскольку там проживает ее мать, лишенная родительских прав, в квартиру ее не пускают, в связи с чем она вынуждена жить у знакомых.
Представитель Министерства образования г. Пензы в судебное заседание не явился. В письменных возражениях, представленных суду, исковые требования не признал, пояснив, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по спору, ввиду того, что обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Департамент градостроительства Пензенской области.
Представитель Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях, представленных суду просил рассмотреть дело в отсутствие Министерства и в иске к Министерству финансов отказать, поскольку в полномочия министерства не входит предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей.
Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица- Администрации г. Пензы в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Пензы от дата М.О. и П.С. лишены родительских прав в отношении Пивкиной И.С., дата года рождения (л.д.. 10-12).
На основании приказа УО от дата номер Пивкина И.С. находилась в ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом номер г. Пензы до дата. (л.д.5,6).
До направления в учреждение для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, истица проживала в квартире номер дома номер по адрес, которая вышеуказанным приказом УО была закреплена за ней.
Согласно сообщениям УФ и ФГУП «Р» Пивкина И.С. в собственности недвижимого имущества не имеет (л.д. 15,16).
Постановлением главы администрации г. Пензы от дата номер Пивкина И.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 1 человек и включена в списки лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Пивкиной И.С о понуждении к предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующей с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
В силу ст.5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой ( попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное за ними жилое помещение, могут обеспечиваться вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма при условии, что возвращение их в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречат их интересам, в частности: в случае проживания в данном жилом помещении лиц, лишенных родительских прав, а также в случае, если общая площадь помещения, приходящаяся на одного проживающего в данном жилом помещении, ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправлении.
Полномочия по формированию и ведению регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области вышеуказанной категории лиц возложены на уполномоченный Правительством Пензенской области исполнительный орган государственной власти Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2009 №399-пП утвержден порядок формирования и ведения Регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области, в соответствии с которым функции по формированию и ведению указанного Регистра Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 №485-пП «Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области» отнесены к полномочиям Министерства образования Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное положением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.
Как следует из выписки из домовой книги на закрепленное за истицей жилое помещение, в нем зарегистрирована ее мать, которая лишена родительских прав. Более того, общая площадь помещения, приходящаяся на одного проживающего менее учетной нормы, в связи с чем требования истицы, предъявленные к Департаменту градостроительства Пензенской области, как к органу, к компетенции которого отнесен вопрос по обеспечению жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей, заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.
В этой связи Министерство образования Пензенской области и Министерство финансов Пензенской области являются ненадлежащими ответчиками, а потому в иске к ним следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Пивкиной И.С. к Департаменту градостроительства Пензенской области удовлетворить.
Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Пивкиной И.С. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
В удовлетворении иска Пивкиной И.С. к Министерству образования Пензенской области, Министерству финансов Пензенской области о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в адрес суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы.
Судья Н.В. Копылова