Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Копыловой Н.В.при секретаре Иевлевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксёновой В.Ф. к Управлению пенсионного фонда РФ ( ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области номер от дата Аксёновой В.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по причине отсутствия достаточного стажа на соответствующих видах работ.
Не соглашаясь с указанным решением, Аксёнова В.Ф. обратилась в суд с иском, в котором указала, что комиссия незаконно при определении ее права на пенсию исключила из стажа, дающего право на пенсию, период ее работы в должности секретаря комитета комсомола СПТУ с дата по дата, поскольку действующее в спорный период Постановление Совмина СССР от 17.12.59 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» предусматривало возможность включения в стаж работы по специальности работу на выборных должностях в партийных организациях. Просит признать вышеуказанное решение незаконным и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с дата.
В судебном заседании Аксёнова В.Ф. исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика Васина Е.Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Аксёнова В.Ф. дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области номер от дата Аксёновой В.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по причине отсутствия достаточного стажа на соответствующих видах работ.
Принимая указанное решение, Комиссия не включила в специальный стаж Аксёновой В.Ф. период ее работы секретарем комитета комсомола СПТУ с дата по дата, так как учреждение и должность не предусмотрены Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, постановлением СМ РСФСР от 6.09.91 г. № 463.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в т.ч. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших правовых актов.
Как следует из трудовой книжки истицы и справки госархива Пензенской области номер от дата, она с дата по дата работала секретарем комитета комсомола СПТУ.
В указанный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и сельского хозяйства", которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Пунктом 1 данного Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
Согласно п. 4 Положения работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах включалась в стаж работы по специальности, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях, должностях, трудовая деятельность в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Министерство социального обеспечения РСФСР в Инструктивном письме от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» разъяснило, что при применении подп. «а» п. 1 названного Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.
Из архивной справки от дата номер следует, что истица была утверждена на должность секретаря комитета комсомола СПТУ на заседании бюро ВЛКСМ и работала в указанном комсомольском органе на освобожденной должности.
Принимая во внимание, что действующее в спорный период законодательство предусматривало возможность включения в специальный стаж выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, период работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию составляет более 2/3 об общей продолжительности требуемого для назначения досрочной трудовой деятельности стажа, он подлежит включению в стаж работы истицы по специальности, дающей право на пенсию за выслугу лет.
Согласно материалам пенсионного дела Аксёнова В.Ф. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости дата.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Поскольку стаж работы Аксёновой В.Ф. с учетом оспариваемого ответчиком периода на момент обращения за пенсией составил 25 л.1 мес.19 дн., истице должна быть назначена трудовая пенсия в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дата (т.е. с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии). В этой связи решение комиссии об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии подлежит признанию незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Аксёновой В.Ф. удовлетворить.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области номер от дата об отказе Аксёновой В.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью незаконным.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Аксёновой В.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дата, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы секретарем комитета комсомола СПТУ с дата по дата.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней.
Судья: Н.В. Копылова