Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации26 августа 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Захарова В.В.,
при секретаре Черняевой Г.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Аварясовой Е.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Аварясова Е.В. обратилась в суд с названным иском, в котором указала, что она родилась дата. В настоящее время проживает по адресу: .... Также истица указала, что была включена в регистр ... сельсовета, как нуждающееся в предоставлении за счет средств бюджета Пензенской области по договорам социального найма жилых помещений лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находившихся под опекой. В данный момент истица проживает с попечителем и ее семьей, но дальнейшее проживание с попечителем невозможно из-за размеров и условий жилого помещения, в котором они сейчас проживают. Своего жилья Аварясова Е.В. не имеет.
На основании вышеизложенного, просила суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области выделить ей жилое помещение.
В судебном заседании истица Аварясова Е.В. дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, уточнила исковые требования и просила суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Аварясовой Е.В. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства образования Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, решение по делу полагал на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение по делу полагал на усмотрение суда,
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц администрации Большеумысского сельсовета Камешкирского района Пензенской области и Правительства Пензенской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Аварясова Е.В. родилась дата. Ее мать А.Р. решением ... районного суда Пензенской области от дата была лишена родительских прав. Этим же решением Аварясова Е.В. была передана на воспитание М.Г. Мать истицы – А.Р. умерла дата. Отец Аварясовой Е.В. – А.В. умер еще до рождения истицы.
В период с дата по дата Аварясова Е.В. являлась студенткой технологического факультета очной формы обучения в Пензенской государственной А. В указанный период времени истица находилась также на полном государственном обеспечении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
дата Аварясовой Е.В. в адрес главы администрации ... сельсовета было подано заявление, в котором истица просила поставить ее в очередь как нуждающуюся в предоставлении жилого помещения за счет средств бюджета Пензенской области по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании решения Комитета местного самоуправления Большеумысского сельсовета Камешкирского района Пензенской области от дата номер Аварясова Е.В. была включена в регистр Большеумысского сельсовета как нуждающаяся в предоставлении за счет средств бюджета Пензенской области по договорам социального найма жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела: копией свидетельства о рождении Аварясовой Е.В. сер. номер, копией паспорта Аварясовой Е.В. сер. номер (л.д. 7), копией решения ... районного суда Пензенской области от дата (л.д. 5-6), копией свидетельства о смерти А.Р. (л.д. 8), копией решения Комитета местного самоуправления Большеумысского сельсовета Камешкирского района Пензенской области от дата номер (л.д. 9), копией заявления Аварясовой Е.В. от дата, справкой ФГОУ ВПО А от дата номер, справкой ФГОУ ВПО А от дата номер, имеющимися в материалах дела, а также материалами учётного дела, обозреваемого в судебном заседании.
Как следует из справки, выданной главой администрации Большеумысского сельсовета от дата номер (л.д. 10), истица Аварясова Е.В. в настоящее время проживает по адресу: .... Указанное жилое помещение принадлежит опекунам истицы – М.В. и М.Г.
Как следует из сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области (Кузнецкого отдела) номер от дата, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Аварясовой Е.В. не зарегистрированы.
Те же обстоятельства следуют из справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Пензенский филиал Камешкирское отделение от дата номер (л.д. 11).
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Аварясовой Е.В. о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения обоснованы по следующим причинам.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии со 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
В соответствии с Законом Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» от 27.02.2010 №1865-ЗПО и Постановлением Правительства Пензенской области от 08.04.2010 №195-Пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП, исполнение мероприятий по обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01.04.2010.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП, внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истица Аварясова Е.В., состоящая на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от Департамента градостроительства Пензенской области предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, так как данное право на жилое помещение предусмотрено Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.
Правомерность существующего учета истицы как нуждающейся в улучшении жилищных условий никем не оспорена.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования Аварясовой Е.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Аварясовой Е.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Аварясовой Е.В. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10-ти дней с момента изготовления его в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2010 года.
Судья В.В. Захаров