Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2010 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Копыловой Н.В.

при секретаре Иевлевой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Немковой Т.В. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области номер от дата Немковой Т.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности по причине отсутствия достаточного стажа на соответствующих видах работ.

Не соглашаясь с указанным решением, Немкова Т.В. обратилась в суд с иском, в котором, ссылаясь на то, что комиссия незаконно при определении ее права на пенсию исключила из стажа, дающего право на пенсию, периоды ее работы с дата по дата в должности организатора внеклассной и внешкольной работы МОУ СОШ номер г. Пензы и период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет с дата по дата, просит признать вышеуказанное решение незаконным, и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию.

В судебном заседании Немкова Т.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности Суванкулов Д.А., действующий на основании доверенности, иск не признал по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав (л.д. 6-7).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Немкова Т.В. дата обратилась в Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области от дата номер в назначении трудовой пенсии отказано ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ (л.д. 6-7).

Принимая указанное решение, Комиссия не включила в специальный стаж Немковой Т.В. периоды ее работы с дата по дата в должности организатора внеклассной и внешкольной работы МОУ СОШ номер г. Пензы, так как Списками должностей и учреждений, утвержденными постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 предусмотрена должность - организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. Также был исключен период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с дата по дата по тем основаниям, что согласно действующему в спорный период законодательству допускалась возможность зачета в стаж периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижении им возраста 1г.6 мес. до 06.10.1992.

Суд считает, что указанные периоды неправомерно исключены комиссией из стажа, дающего право на пенсию, исходя из следующего.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, засчитывается работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в школах всех наименований.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 предусмотрено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно трудовой книжке истца, с дата по дата Немкова Т.В. работала в должности организатора внеклассной и внешкольной работы МОУ СОШ номер г. Пензы.

Из пояснений истца и показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей Д.Т., О.Е., следует, что в указанный период Немкова Т.В. выполняла функциональные обязанности, тождественные тем, которые выполняет организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в школе, поименованный в вышеназванном Списке, а именно проводила внеклассные мероприятия (праздники, концерты, конкурсы, выставки, иные культурно-массовые мероприятия), спортивные мероприятия, оказывала помощь учителям, классным руководителям, пионерской дружине и комсомольской организации, организовывала работу кружков и спортивных секций в школе, вовлечение в них учащихся, организовывала работу с трудными детьми, устанавливала связь с предприятиями, осуществляющими шефство над школой.

Как следует из извлечения плана работы школы на 1990-1991 годы (л.д. 19-20) Немкова Т.В. осуществляла организацию помощи пионерской, комсомольской организациям, самоуправления, организацию летней оздоровительной работы, проведение педсеминаров, методоперативок, планирование, контроль и выполнение внеклассной и внешкольной работы, учебы актива школьников по отдельным видам внеклассной работы, организация обмена опытом работы классных руководителей, организация дежурства по школе, проведение линеек.

Указанные обязанности, выполняемые истцом полностью соответствуют должностным обязанностям организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, утв. Приказом Минпросвещения СССР от 20.02.78 г. № 24.

Письмом Минпросвещения СССР от 19.06.1967 г. № 52-М было разъяснено, что должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми вводилась во всех средних школах и школах-интернатах на правах заместителя директора школы. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми нес ответственность за организацию воспитательного процесса во внеурочное время и пользовался всеми льготами и преимуществами, установленными для заместителей директоров школ, в т.ч. относительно размера окладов.

С учетом вышеизложенного, учитывая тождественность выполняемых истицей функций с должностью организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, предусмотренной Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, суд считает, что период работы Немковой Т.В. в МОУ СОШ номер г. Пензы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы подлежит зачету в специальный стаж.

Формальное несоответствие наименования должности истицы, с наименованием должности, поименованной в вышеназванном Списке должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации Немковой Т.В.права на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную педагогическую деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.

Более того, из приказа Управления образования г. Пензы от дата номер и трудовой книжки (л.д.17) следует, что наименование должности истицы приведено в соответствие с наименованием, предусмотренным приказом Минпросвещения СССР № 52-М от 19.06.67 г.

В силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка материнства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституционный Суд РФ неоднократно в своих постановлениях (в частности, от 03 июня 2004 года № 11-П) указывал, что принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу ст.1,2,6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей в период нахождения Немковой Т.В. в отпуске по уходу за ребенком, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Указанный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Новая редакция ст. 167 КЗоТ, в соответствии с которой возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком была исключена, была введена Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 года, и вступила в законную силу 06 октября 1992 года.

Поскольку отпуск по уходу за ребенком начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, он подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку стаж работы Немковой Т.В. с учетом спорных периодов на момент обращения за пенсией составил 25 лет 4 мес.13 дн., истице должна быть назначена трудовая пенсия в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дата (т.е. с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии), а решение комиссии номер от дата подлежит признанию незаконным и не порождающим для истицы правовых последствий.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Немковой Т.В. удовлетворить.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области номер от дата об отказе Немковой Т.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Немковой Т.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дата года, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы МОУ СОШ номер г. Пензы с дата по дата и период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с дата по дата.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней.

Судья: Н.В. Копылова