о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2010 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Богатова О.В.,

при секретаре Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хатюхина Василия Афанасьевича к администрации г. Пензы о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Хатюхин В.А. обратился в суд с названным иском, указывая, что в феврале 2010 г. он как ветеран подразделений особого риска, не имеющий в России собственного жилья, вследствие резкого ухудшения здоровья и в целях получения положенного для реабилитации организма отдельного жилого помещения, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ, № 17-П от 10 ноября 2009 г. о проверке Конституционности отдельных пунктов и статей Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) обратился в Администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на учёт как нуждающегося в получении отдельного жилого помещения, получении денежного сертификата. Однако администрация своим письмом от Дата уведомила его, что отказывается принять законное решение по заявлению с незаконной ссылкой на местный нормативный акт. При этом в тексте ответа отсутствуют ссылки, что им к заявлению не приложены какие-то документы. Кроме этого, ему было предложено посетить отдел по распределению жилья для получения консультации. Он посетил данный отдел, где ему разъяснили, что он не подпадает под действия вышеуказанного закона, поскольку он не является малоимущим. Считает действия администрации г. Пензы неправомерными, нарушающими его конституционные права на жилище.

Просит суд обязать администрацию г. Пензы поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании истец Хатюхин В.А. поддержал исковые требования, в обоснование ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации г. Пензы С.В., действующая на основании доверенности, иск не признала. При этом, суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с нормами жилищного законодательства. Нормативного правового акта, предусматривающего отдельный порядок признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в жилых помещениях в настоящее время, независимо от имущественного положения, (напр., Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах") не имеется. Поэтому при признании граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в жилых помещениях следует руководствоваться ч. 2 ст. 49, ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Законом Пензенской обл. от 22.12.2005 N 948-ЗПО определен Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно документам, представленным в администрацию г. Пензы, истец не имеет оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1, к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений.

Лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 вышеуказанного постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий жильем за счет средств федерального бюджета.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с нормами жилищного законодательства.

В судебном заседании установлено, что Хатюхин В.А. является ветераном подразделения особого риска, зарегистрирован и проживает по адрес.

Квартира Номер дома Номер по адрес, где зарегистрирован и проживает Хатюхин В.А., принадлежит на основании договора купли-продажи дочери Х.Т. на праве собственности. Общая полезная площадь квартиры составляет 58,2 кв.м.

Из представленных документов следует, что по вышеуказанному адресу зарегистрированы и проживают: истец Хатюхин В.А., жена Х.А., дочь Х.Т., внук С.А.

Согласно сообщению об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Номер от Дата за Хатюхиным В.А. Дата года рождения права на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация - Ф.Б.» Номер от Дата по данным электронного архива Хатюхин В.А. недвижимого имущества, зарегистрированного в Пензенском городком отделении филиала ФГУП «Ф.Б.» не имеет.

В судебном заседании также установлено, что Дата Хатюхин В.А. обратился в администрацию г. Пензы по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Письмом от Дата Номер Хатюхину В.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами учётного дела обозреваемого в судебном заседании и имеющимися в материалах дела документами: копией сообщения об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Номер от Дата л.д. 22), копией выписки из домой книги л.д. 30), копией удостоверения л.д. 31).

Анализ материалов дела, пояснения сторон и представленных ими доказательств, приводят суд к выводу о необоснованности исковых требований. Вывод суда основан на следующем.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Нормативного правового акта, предусматривающего отдельный порядок признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в жилых помещениях в настоящее время, независимо от имущественного положения, не имеется. Поэтому, по мнению суда, при признании граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в жилых помещениях следует руководствоваться ч. 2 ст. 49, ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии ст. 49 ЖК РФ:

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно со ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ:

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 54 ч. 1 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Законом Пензенской обл. от 22.12.2005 N 948-ЗПО определен Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на территории Пензенской области органами местного самоуправления городских округов, городских или сельских поселений

Для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин (его законный представитель) подает в уполномоченный орган (администрацию г. Пензы) заявление по форме, установленной приложением 2 к Закону Пензенской обл. от 22.12.2005 N 948-ЗПО "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Пензенской области".

Заявление подписывается всеми дееспособными членами семьи (в том числе временно отсутствующими, за которыми сохраняется право на жилое помещение), желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем.

К заявлению прикладываются документы, перечень которых определен вышеуказанным Законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Пензенской обл. от 22.12.2005 N 948-ЗПО, документы (справки) представляются в копиях с одновременным подтверждением их подлинности оригинала.

Копия документа (справки) после проверки ее соответствия оригиналу заверяется лицом, принимающим документы, оригиналы документов возвращаются заявителю.

Как установлено в судебном заседании, при обращении Хатюхина В.А. в администрацию города не учтена процедура подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений, установленная Законом Пензенской обл. от 22.12.2005 N 948-ЗПО "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Пензенской области": заявление не соответствует форме, установленной приложением № 2 к вышеуказанному Закону; документы поданы не в полном объеме - отсутствовали справки, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о постановке на учет.

Поскольку обращение поступило посредством почтовой связи, и у ответчика отсутствовала возможность проверки соответствия документов оригиналам, Хатюхину В.А. было рекомендовано обратиться отдел по распределению муниципального жилищного фонда для получения консультации по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений.

Таким образом, Пензы при рассмотрении обращения Хатюхина В.А. от Дата ответчик руководствовался требованиям действующего законодательства.

Кроме того, суд считает, что оснований для удовлетворения иска о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в жилой площади не имеется, поскольку истец не относится к категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, Хатюхин В.А. с учетом дохода, приходящегося на каждого члена его семьи, не может быть признан малоимущим, что не отрицал в судебном заседании сам истец.

Как установлено в судебном заседании истец Хатюхин В.А. зарегистрирован и проживает в квартире Номер дома Номер по адрес. По вышеуказанному адресу зарегистрированы и проживают: истец Хатюхин В.А., жена Х.А., дочь Х.Т., внук С.А. Общая полезная площадь квартиры составляет 58,2 кв.м., что подтверждается материалами учетного дела, следовательно, на каждого проживающего члена семьи приходится более учетной нормы площади жилого помещения. Вышеуказанное жилое помещение отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Доказательств иного в судебное заседание истцом не представлено.

Кроме того, жене Хатюхина В.А. - Х.А. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адрес, общей площадью 42,2 кв.м.

Другие доводы, в силу которых истец причислялся бы к категории граждан, которые имеют право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, Хатюхин В.А. в судебном заседании не заявлял.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что законных оснований для постановки Хатюхина В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ст. 49 ЖК РФ не имеется.

Ссылка истца по постановление Конституционного суда РФ № 17-П от 10.11.2009 г. по делу о проверке конституционности п.2 первой части ст. 14 и п.1 части первой ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жесткова и П.У. Мягчило, судом не принимается во внимание, поскольку данное постановление затрагивает права и гарантии граждан, пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, и уже признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, каковым истец не является.

Таким образом, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит требования Хатюхина В.А. к администрации г. Пензы о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Хатюхина Василия Афанасьевича к администрации г. Пензы о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2010 года.

Судья О.В. Богатов