Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации06 сентября 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Копыловой Н.В.
при секретаре Иевлевой М.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочетовой Н.А. к Департаменту градостроительства Пензенской области, Министерству образования Пензенской области, Министерству финансов Пензенской области, Правительству Пензенской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Кочетова Н.А. обратилась в суд с иском, в котором просит обязать ответчиков предоставить ей по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
В обоснование иска указала, что решением Октябрьского районного суда г. Пензы от дата ее родители К.Л. и К.А. были лишены родительских прав, и она была передана на воспитание опекуну С.Н. В настоящее время она не имеет благоустроенного жилья. дата она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Она имеет право на обеспечение жильем вне очереди, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
В судебном заседании истец Кочетова Н.А. и ее представитель по доверенности Осипов А.А. исковые требования поддержали.
Представитель Министерства образования г. Пензы в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях, представленных суду просил рассмотреть дело в отсутствие Министерства и в иске к Министерству финансов отказать, поскольку в полномочия министерства не входит предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей.
Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица- Администрации г. Пензы в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Пензы от дата К.Л. и К.А. лишены родительских прав в отношении Кочетовой Н.А., дата года рождения и Кочетова Н.А., дата года рождения (л.д. 7).
Приказом Управления образования г. Пензы от дата номер С.Н. назначена попечителем над несовершеннолетней Кочетовой Н.А. и опекуном над несовершеннолетним Кочетовым Н.А.
В настоящее время Кочетова Н.А. проживает в дачном домике садоводческого общества « В» со своим братом Кочетовым Н.А., опекуном С.Н. и несовершеннолетним ребенком К.Т., 2010 года рождения.
Согласно сообщениям У и ФГУП «Р» Кочетова Н.А. в собственности недвижимого имущества не имеет (л.д. 10,11).
Постановлением главы администрации г. Пензы от дата номер Кочетова Н.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 2 человека ( она и брат) и включена в списки лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования К.И. о понуждении к предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующей с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
В силу ст.5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой ( попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное за ними жилое помещение, могут обеспечиваться вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма при условии, что возвращение их в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречат их интересам, в частности: в случае проживания в данном жилом помещении лиц, лишенных родительских прав, а также в случае, если общая площадь помещения, приходящаяся на одного проживающего в данном жилом помещении, ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправлении.
Полномочия по формированию и ведению регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области вышеуказанной категории лиц возложены на уполномоченный Правительством Пензенской области исполнительный орган государственной власти Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2009 №399-пП утвержден порядок формирования и ведения Регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области, в соответствии с которым функции по формированию и ведению указанного Регистра Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 №485-пП «Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области» отнесены к полномочиям Министерства образования Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное положением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.
Таким образом, учитывая, что вопрос по обеспечению жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей относиться к компетенции Департамента градостроительства Пензенской области, суд приходит к выводу о том, что требования к указанному ответчику заявлены обосновано, и на Департамент градостроительства Пензенской области должна быть возложена обязанность по предоставлению Кочетовой Н.А. благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи два человека.
В этой связи Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области и Правительство Пензенской области являются ненадлежащими ответчиками, а потому в иске к ним следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кочетовой Н.А. к Департаменту градостроительства Пензенской области удовлетворить.
Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Кочетовой Н.А. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи два человека.
В удовлетворении иска Кочетовой Н.А. к Министерству образования Пензенской области, Министерству финансов Пензенской области, Правительству Пензенской области о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы.
Судья Н.В. Копылова